Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Видякина Наталья Васильевна

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, психогимнастики, массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektispr.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деревья в осеннем лесу.

Цели: Актуализация и закрепление словаря по теме (предметного, глагольного и признакового); развитие навыков словоизменения; лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже; развитие навыков выразительной связной речи.

Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики, театрализации.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, фланелеграф, наборное полотно, предметно-тематические картинки, пиктограммы, короны-деревья,  листья, наглядные пособия к дидактическим играм, мяч.

Ход: I. Оргмомент.

Дети входят в музыкальный зал под фортепианную музыку «Осень». Встают полукругом около стульев.

Психогимнастика «Грустная и веселая осень» (под музыку, с опорой на пиктограммы).

- Дети, давайте покажем, какое у нас настроение, когда идет осенний дождь?  Изобразим  грустную осень (предъявляется соответствующая пиктограмма).

- А теперь покажем, какое у нас настроение, когда светит солнышко и мы видим разноцветный листопад? Изобразим веселую осень (предъявляется соответствующая пиктограмма).

- Молодцы, ребята, замечательно передали осеннее настроение.

II. 1. Просмотр фрагмента видеофильма «Осенний лес» в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года». Сообщение темы.

- Ребята, вы догадались, куда мы с вами сейчас отправимся? (В осенний лес).

 - И о чем мы будем говорить? (О деревьях).

- Да, правильно. Но если мы выполним правильно все задания, то попадем в сказочный волшебный лес.

2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево». Посадка детей.

На наборном  полотне – предметно-тематические картинки.

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

- Сядет тот, кто назовет лиственное  дерево. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). Хвойное дерево. ( Ель, сосна).

- Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

3. Д/игра «Части дерева» (на фланелеграфе).

- Покажи и назови части дерева. (Корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, крылатки, желуди, шишки, орехи, ягоды).

- Молодцы, дети, вы хорошо запомнили части дерева.

4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).

- Я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово-предмет. А вы повторяете мое слово, но со словом  «осенний».

лист – …осенний лист

ветка – … осенняя ветка

дерево – … осеннее дерево

плоды – … осенние плоды

лес – … осенний лес

роща – … осенняя роща

букет – … осенний букет.

- Ребята, вы замечательно, без ошибок справились с этим заданием.

 

5.Д/игра «Подбери слова – признаки».

- Дети, в этой игре вам нужно подобрать слова-признаки. Какие  деревья?

береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая

дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый

рябина –… тонкая, нарядная, красивая

клен – …резной, красивый, кудрявый

осина – …нарядная, дрожащая, шелестящая

тополь – …стройный, высокий, пирамидальный

липа – …красивая, липкая, лечебная

ива –… раскидистая, плакучая

ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

- Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

6. Д/игра «С какой ветки детки?» («Волшебные часы»).

 -Ребята,  определите, с каких деревьев опали эти листья?

с березы – березовый лист

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

с липы – липовый лист

с клена – кленовый лист.

- И с этим заданием вы справились прекрасно. Мы все ближе подходим к волшебному лесу.

 

7. Д/игра «Подбери слова – действия».

- Осенние листья что делают? – (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).  

- Дети, вы хорошо запомнили слова-действия.

8. Логоритмическая физминутка «Осенние листочки». Пение с движениями под фортепианную музыку (у каждого ребенка в руках –  кленовые листья).

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

На веточках сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

9. Массаж с дарами природы (под магнитофон).

 Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.

- Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)

- Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью (под музыку).

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

10. Д/игра «Изобрази дерево» (под фортепианную музыку).

- И вот мы приблизились к волшебному лесу. Давайте заглянем в него и изобразим деревья. Дует ветер, наши деревья качаются.

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Дрожащая осинка – пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Пирамидальный тополь – прямые руки подняты вверх, вытянутые пальцы обеих рук касаются друг друга.

Резной клен – руки согнуты в локтях и приподняты; пальцы: указательный, средний и безымянный соединены, мизинец и большой палец отведены.

Плакучая ива – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Колючая елка – руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты.

Высокая сосна – прямые руки вверху, кисти в стороны, пальцы растопырены.

- Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья. И вот оно – чудо, вы превращаетесь в волшебный лес.

11. Сказка «Волшебные деревья». Пересказ с элементами театрализации.                                                                   - Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!

- Волшебные деревья, выходите! И о себе, деревья, расскажите.

Дуб: «Я – могучий, крепкий дуб. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».

Берёза: «А я – русская красавица берёзка. Я белоствольная, кудрявая. Мои листья с зубчиками. А плоды – серёжки. Про меня много стихов и песен».

Ива: «Я – ивушка плакучая. Люблю расти около рек и ручьёв. У меня серо-коричневый ствол. Раскидистая крона. Тонкие, поникшие ветки. А мои листики похожи на длинных узких рыбок. Плоды у меня – желтые серёжки».

Клен: «А я – клен-красавец. У меня коричневый ствол. Мои листья резные, как звезды! А плоды – крылатки».

Осина: «Я – осинка. У меня серый ствол. Круглые листья. Они даже без ветра шелестят и дрожат. Мои плоды – сережки».

Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный, пирамидальный. У меня серо-коричневый ствол. Листья с мелкими зубчиками. Плоды мои – пушистые сережки».

Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно-коричневого цвета. На ветках  колючие вечнозеленые иголочки.  От меня приятный, полезный запах. Мои плоды – шишки. Их очень любят белки и клесты».

- Себя, деревья, вы прекрасно показали! И о себе чудесно рассказали!

-Теперь волшебные короны, удалитесь! В ребят опять, деревья, превратитесь!

III. Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).

- О чем мы говорили? (О лиственных и хвойных деревьях).

- Какую пользу приносят нам деревья? (Дают свежий воздух, плоды, тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов. Из них делают бумагу, мебель, строят дома. Лес – это дом зверей и птиц).

- В какие игры мы играли?

Оценка деятельности детей на занятии.

- Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:«Транспорт»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Мебель"

Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Мебель"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи, активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему:" Зима".

Цель: уточнить и расширить представление о зиме, её приметах....