"Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"
статья по логопедии по теме

Копьева Тамара Михайловна

Раскрывается роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности, особенности моторики при стертой дизартрии. Обследование проводится по методике Е.Ф. Архиповой. Представлены этапы  коррекции моторных функций и использование нетрадиционных техник коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

 по физическому направлению развития воспитанников»

г.Шарыпово Красноярского края

«Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста

и их коррекция».

подготовила

учитель-логопед первой категории

Копьева Тамара Михайловна

г. Шарыпово

2012

  1. Роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности

Речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И.М. Сеченов отмечал: «...всякое ощущение по природе смешанное... к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». И.П. Павлов отмечал: «Речь — это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Кольцова М.М. экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.  Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурные и функциональные особенности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга. Посмотрев «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной) при стертой дизартрии

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети с  нарушениями  формирования  звуковой стороны  речи,  симптоматика  и  природа  которых   не 

соответствуют   ни   дислалии,  ни   дизартрии. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:

- нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи), фонации, дыхания  и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

В настоящее время это расстройство носит термин «стертой формы дизартрии», впервые предложенный О.А.Токаревой. В отечественной    литературе    стёртая    форма   дизартрии   рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезковыраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. 

Симптомы   органического    поражения   центральной   системы   выражаются   в   форме    стёртых парезов, изменении   тонуса   мышц,   гиперкинезах (избыточных  произвольных и непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно   в   мимической   и  артикуляционной   мускулатуре. Имеет место и нарушение функций   глазодвигательных   нервов:  односторонний птоз, косоглазие, ограничение объема движения глазных яблок. В   двигательной   сфере   у  детей  данной категории может наблюдаться одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость.

Начальный этап речевого развития сочетается с интенсивным  формированием общей моторики, артикуляторной  моторики  и  тонких  дифференцированных  движений  рук. У  ребенка  появляется активная манипуляторная деятельность  в которой участвуют пальцы рук. Ребенок  начинает пить из чашки, есть  из  ложки,  жевать. Увеличивается  ряд  произносимых  звуков.

У  детей  со  стертыми  формами  дизартрии  психомоторное   развитие    в   раннем   возрасте имеет легкую дисфункцию, формируется  диспропорционально  с  незначительным запаздыванием: например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть; ходить раньше, чем ползать. Можно наблюдать отсутствие или неправильность ползания: не вперёд, а в бок или назад. Предпосылкой может являться раннее обращение и  в течение первых двух лет к детскому невропатологу, может быть даже с незначительными проблемами.

Общая моторика. Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, нарушение моторики носит широкий характер. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Они совершают много лишних движений, быстро утомляются, при функциональных нагрузках неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, плохо подражают при имитации движений. Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений, испытывают трудности при одевании, обувании, трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.,  хуже сверстников рисуют. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности из-за вялости пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья.

Артикуляционная  моторика  нарушена  по  тому  же  типу,  что  и общая,  и  проявляется  в  следующих формах:   неудерживание   статических  поз,  тремор,  нарушение  дыхания,  гиперсаливация,  девиация, (отклонение от вертикальной оси) языка, губ,  подбородка. Могут  проявляться  и  вегетативные 

дисфункции: потливость,  покраснение или  побледнение  кожных покровов.Обнаружить  парезы  мышц  губ  и  языка  можно  при  выполнении  некоторых  тестирующих  движений:

  1. Сглаженность  или  отсутствие  носогубной  складки;
  2. Неумение   изменять  положение  губ  в  улыбке  на  трубочку;
  3. Невозможность  вытянуть  губы  вперёд;
  4. При  растягивании  губ  в  улыбку  наблюдается  ассиметричность;
  5. Невозможность  удерживать  язык  распластанным (;появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении).
  6. При  высовывании  языка  изо  рта,  он  как  бы  смещается  в  одну  сторону, и,  кончик  языка  загибается  вниз;
  7. Невозможность  поднять  кончик  языка  вверх.  При  выполнении  этого  движения  ребёнок 

старается  подтолкнуть  язык  нижней  губой;

  1. При  передвижении  языка  в  уголки   рта   язык  ведёт  себя  как  «бревно»;
  2. При  высовывании  языка  изо  рта  и  удерживании,  наблюдаются  характерные  подёргивания,  дрожание  языка;
  3. Характерное  положение  языка  «комком»;

Итак, среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

  1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
  2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
  3. Оральная апраксия.
  4. Минимальная мозговая дисфункция.

Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.

3. Диагностика нарушений моторного развития

Обследование детей  проводится с помощью методик Е. Ф. Архиповой

Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлагаются следующие тесты:

  1. Обследование общей произвольной моторики.
  2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.
  3. Исследование дифференциации пространственных понятий.
  4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).
  5. Исследование развития кинестетической основыдвижений руки.
  6. Исследование  оптико-кинестетической  организации движений («праксис позы»).
  7. Определение конструктивного праксиса.
  8. Выявление синкинезий.
  9. Исследование  кинетической  основы движений руки.
  10. Исследование пространственного восприятия.
  11. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).
  12. Монометрический тест.
  13. Исследование  скорости  движений  (начертание вертикальных линий).
  14. Обследование кинестетического орального праксиса.
  15. Обследование кинетического орального праксиса.
  16. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
  17. Обследование мимической мускулатуры.
  18. Обследование губной мускулатуры.
  19. Обследование язычной мускулатуры

Приёмы обследования

Cтроение артикуляторного аппарата.

Обследование проводится в соответствии с имеющейся в логопедии методикой. Проверяются все отделы артикуляторного аппарата. Отмечаются особенности в строении губ, зубов, языка, прикуса, твердого и мягкого нёба. Оценка состояния артикуляторного аппарата: "хороший", если изменений не наблюдалось, "удовлетворительный" если отмечены негрубые отклонения в строении, "неудовлетворительный", если установлены значительные или грубые отклонена в строении.

Состояние общей моторики.

При исследовании определяются моторные навыки, координация движений, содружественные движения, статика. Обращать внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых движений, ориентировку тела и некоторые другие особенности. Отмечать особенности естественных движений (бег, ходьба, прыжки на одной, на двух ногах) и движений по заданиям (расстегнуть и застегнуть пуговицы: пройти от двери до окна, размахивая правой (левой) рукой; подбросить, поймать мяч, ударить мячом об пол, поймать; покатить мяч по полу от руки к руке; поднять руки вверх, вытянуть вперед, развести в стороны, опустить; сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх). Отмечать, как ребенок справляется с заданиями по образцу, по словесной инструкции, по памяти. При оценке результатов учитывать объем, точность и самостоятельность выполняемых движений: "хорошо", если праксис сформирован полностью, действия самостоятельны при нормальной координации движений; "удовлетворительно", если праксис сформирован не полностью, имеется задержка в формировании, действия не полностью самостоятельны, дискоординированы; "неудовлетворительно", если праксис нарушен, действия выполняются только при помощи взрослого, координация движений грубо нарушена.

Состояние речевой моторики.

Исследовать моторные навыки, координацию и движения мимической и речевой мускулатуры. Проверка осуществляется по инструкции (улыбнуться с оскалом зубов; поднять, нахмурить брови, зажмурить оба глаза, правый, левый; вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку, сделать язык узкий (жалом), широкий (лопаткой); поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу, переводить язык из правого в левый угол рта ("маятник"), пощелкать языком. При выполнении отмечать точность и объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы. Моторные навыки артикуляторного аппарата оценивается следующим образом: "навыки сформированы полностью", если все задания выполнялись, "навыки сформированы не полностью", если выполнение было неправильным или не выполнялись отдельные задания. Оценка координации движений: "координация хорошая", если движения были точными, плавными, соразмерными; "координация нарушенная", если отмечались нарушения в одном из названных показателей; "координация грубо нарушена", если отмечались нарушения по всем показателям. Оценка движений мимической и лицевой мускулатуры: "выразительные", "амимичные", "гиперкинезы",

Выводы:

  1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.
  2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция  кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.
  3. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
  4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
  5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
  6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.
  7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

4. Коррекция моторных функций

Учитывая распространенность стёртой дизартрии среди детей дошкольного возраста (только у меня на логопункте 31 ребёнок), можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема – проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям с данным речевым нарушением.

Выделяют следующие направления коррекционной работы при стертой дизартрии:

  1. Развитие общей моторики.
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие фонематических процессов.
  5. Развитие общих речевых навыков.
  6. Развитие  лексико-грамматического компонента языка.

 Тяжелая структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.

Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Логопедическая  работа по коррекции стертой формы дизартрии проводится в три этапа:

1. Этап подготовительный:

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Основное в содержании этапа - это работа по развитию артикуляционного аппарата, ей предшествует:

  1. Проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса. Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация.
  2. Проводится работа по развитию мимических мышц лица. С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д.
  3. Проведение работы по борьбе с саливацией. (Беседа, массаж, произвольное закрытие рта)
  4. Работа по развитию подвижности губ. (непроизвольное растягивание, вытягивание губ ребёнка вперёд).
  5. Работа по развитию подвижности языка. Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям.

С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера, степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики.

Развитие общей моторики и двигательной координации:  как вид работы по воздействию на двигательную сферу можно рассматривать логопедическую ритмику. На логоритмических занятиях можно применять пантомиму, специальные комплексы ритмических упражнений. Музыкальные занятия, способствую развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Надо  отметить, что для развития динамической координации общей моторики, главным видом является ходьба, естественный вид движения, но достаточно сложный по координации. На логопункте в силу специфики, логопед не может осуществлять такую работу. Осуществляя взаимосвязь со специалистами, формировать общие двигательные навыки, которые устраняют нарушения общей моторики, некоординированные, скованные движения, развивают быстроту и общую выносливость, а также способствуют отрабатыванию плавности и регуляции дыхания возможно на занятиях инструктором по физической культуре. В нашем саду она использует специальные комплексы физических и ритмических упражнений под музыку. Большое значение придаёт различным видам ходьбы и технике выполнения.

   Развитие мелкой моторики рук:

  1. массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  2. игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  3. комплексы пальчиковых гимнастики;
  4. формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  5. занятия с пластилином и ножницами;
  6. подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Эта работа проводится логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, подготавливается рука к письму.

Большую подборку очень интересных упражнений по развитию ручной и артикуляторной моторики осуществляемой по двум направлениям (Формирование кинестетической основы движения  и формирование кинетической основы движения) можно найти у Лопатиной Л. В., Логиновой Е.А.

Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.

2.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

3.  Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

     

 На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Работа с детьми дошкольного возраста  должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. С целью формирования мелкой моторики, а также активизации психических процессов, кроме традиционных приёмов коррекционного воздействия  я  использую и  нетрадиционные формы.  В коррекционно-развивающих играх применяю природный, бросовый, рукотворный материал: каштаны, грецкие орехи, шишки, фасоль, горох, много мелких предметов, пуговицы, шнуровки, различные по размеру мозаики, бусины, трафареты. Имеются также различные по размеру, материалу изготовления и фактуре мячики, шарики, которые стимулируют пальчиковую моторику, вырабатывают силу рук. В качестве массажа, а также с целью общего укрепления организма я стала более активно использовать приёмы Су-Джок: 1. Массаж ладоней специальным шариком – «ёжиком» для стимуляции активных точек. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В каждом шарике находится колечко. 2. Массаж эластичным кольцом, помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Для массажа ладоней использую коврик-аппликатор Кузнецова. В начале учебного года в кабинете появился массажёр для стоп, который очень нравится детям. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, сухие бассейны и т.п.

 Вывод: Выраженные нарушения моторных функций с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга. Развитие тонкой моторики рук при стертой форме дизартрии у дошкольников является условием развития моторики артикуляционного аппарата. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе. Сочетание традиционных и нетрадиционных приемов коррекционного воздействия повышает эффективность коррекционно-педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей  – М. : Аст: Астрель: Хранитель, 2008.

Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б.Филичева. – Екатеринбург: Изд-во Ард Лтд, 2004.

Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им.А.И. Герцена. // Дефектология. - 1986. - № 2.

  Лопатина Л. В.  Серебрякова Н. В. Преодоление  речевых  нарушений у дошкольников  СПб,  2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Коррекция дыхательной функции у детей дошкольного возраста

КОРРЕКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ                 Л. Р. Фолина учи...

Презентация. "Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"

Краткая презентация роли моторных функций, особенностей моторики у детей со стертой формой дизартрии. Представлено содержание коррекционной работы и использование нетрадиционных технологий....

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Использование массажных мячей для коррекции моторной недостаточности у детей дошкольного возраста.

Данный материал знакомит с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....