"Роль детского сада в развитии речи ребенка"
статья по логопедии по теме

Дахова Зара Азаматовна

Представлена познавательная консультация для педагогов о роли детского сада в развитии речи ребенка, а также о правильной, грамотной и чистой речи педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_detskogo_sada_v_razvitii_rechi_rebenka_kons.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка  лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

 Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.

 Для функции речетворчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

 Перед детским садом стоит задача – научить детей свободно пользоваться родным языком  в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

 Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.

 В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

 Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром.

В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения.

Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.

Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.

Учитывая индивидуальные особенности поведения  детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают.  Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течение всего пребывания ребенка в детском саду .

Воспитатель в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся немного на требованиях, предъявляемых к речи педагога.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

 Хорошая дикция и правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель.

Точность речи  - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Еще одним необходимых качеством речи педагога является его умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.  Доступность вопроса напрямую зависит от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его малопонятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?”. Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”. Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”. Еще одним очень важным требованием к вопросам является их целенаправленность и последовательность в постановке. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано на картинке, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Также педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка.

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Воспитатель в общении с детьми должен учитывать, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать  более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Таким образом, задача воспитателя- следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка -  произведениях художественной литературы и фольклора.

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы. Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица, которая придает речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать время препровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной.

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".

Выразительность  – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть.  Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение  воспитатель должен показывать детям своим личным примером и всегда  помнить о своей гражданской ответственности перед обществом. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога -  это залог высокой речевой культуры народа в целом.

      Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

     Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

      Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и ручку. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада.    

   Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания в детском саду.

     

                                                           

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Словарь:   в 2 года ребенок владеет словарем из 250-300 слов.  

Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность у ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети пропускают в слове отдельные слоги («клой»- открой, «сото»- высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул) и т.п.

Грамматический строй:  На третьем году жизни ребенок начинает высказывать  элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом пользуются как однословными предложениями, так и из 2-3 слов. Зачастую дети допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги и т. д.

Звукопроизношение: О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, т. к. звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи.

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает:

                                        губные звуки – п, п΄, б, б΄, м, м΄;

                                         губно-зубные- (ф, ф΄, в, в΄);

                                        переднеязычные (т, т΄, д, д΄, н, н΄, с΄, л΄)

                                        заднеязычные (к, к΄, г. г΄, х. х΄).

но  пропускает или заменяет

Свистящие звуки – с, з, з΄, ц

Шипящие – ш, ж, ч, щ

Сонорные – р, р΄, л

  Таким образом задачи воспитателя: в процессе бесед, чтения сказок, рассказов, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д.

                          - овладевать грамматическим строем речи;

                          - накапливать и уточнять словарный запас;

                          - совершенствовать произношение слов;

                          - развивать слуховое внимание, т.е. умения слышать определенный

                           звук, издаваемый каким-либо предметом,  и правильно соотносить

                            его с предметом и местом подачи звука;

                          - развивать речевое дыхания, голос, звукопроизношение.

                                        Вторая младшая группа

Словарь:  к трем годам ребенок владеет запасом  800-1000 слов

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Типичные ошибки неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов (один колесо, у меня много подругов).

Звукопроизношение:

- согласные произносятся смягченно («лозецька»- ложечка);

- Свистящие звуки с, з, ц  произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются («фобака» -собака, «вамок» - замок, «тветок»- цветок);

- шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются (« апка», «сапка», «фапка»-шапка).

- звуки р и л пропускаются («ампа»-лампа), заменяются звуками л΄(«лямпа», «ямпа»    

Задача воспитателя:

- развивать словарь и фразовую речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими;

- проводить игры на развитие речевого слуха, речевого дыхания, правильного пользования голосом;

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими.  Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти;

Во второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в развитии речи детей

Роль детского сада в развитии речи у детей дошкольного возрастаЗадача стоящая перед детским садом - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, п...

Консультация "Роль детского сада в развитии речи ребенка"

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – знач...

Доклад для педагогов на тему: «Роль детского сада в развитии речи ребенка»

В задачи каждого воспитателя входит методичное формирование у детей норм речи....

Роль детского сада в развитии речи ребенка

Консультация для родителей...

Доклад на педсовет: «Роль детского сада в развитии речи ребенка»

Доклад на педсовет:«Роль детского сада в развитии речи ребенка»...