Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    занятие по формированию нравственного воспитания дошкольников "Что Родиной моей зову"


    Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
    С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить  интерес к истории своей страны, края, поселка, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем поселка, расширение детского кругозора

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx929.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие «Что Родиной моей зову»

    Предварительная работа:

    1. тематическое посещение музея «История казачества», «Мой край родной»;
    2. посещение выставки  «Природа моего края» в художественной школе;
    3. посещение концерта в  музыкальной школе;
    4. прогулки и экскурсии по поселку;
    5. рассматривание альбома «Родной Черлак»

    Материал: презентация по теме: «Что Родиной моей зову».

    Оборудование: ноутбук, мультимедиа-проектор, проекционный экран

    Цель: расширить знания детей о своей малой Родине.

    Область «Коммуникация»:

    1. Коррекционно-образовательные задачи: расширение и уточнение словаря по теме «Родина»; совершенствование монологической речи; совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательного с существительным в роде и числе, образование однокоренных слов
    2. Коррекционно-развивающие задачи: развитие координации речи с движением; уточнение знаний  детьми своего адреса; развитие внимания, мышления; развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха памяти, общих речевых навыков.
    3. Коррекционно-воспитательные задачи: активности, самостоятельности, инициативности.

    Область «Чтение художественной литературы»: формирование умения выразительно декламировать стихи

    Область «Познания»: расширение, углубление и систематизация представления о России, о малой Родине – поселке Черлак; представлений о родном поселке и его достопримечательностях. Воспитание  детей чувство гордости, любви к своему поселку,  родной стране.

    Проговаривание пословиц о родине – работа над четкостью дикции: «Всякому мила родная сторона».

    Ход:  

    Логопед:  С давних пор в народе есть такая пословица: «Всякому мила родная сторона».

    Проговорим эту пословицу и запомним ее, в конце нашей встречи мы к ней вернемся и решим, почему так говорят.

    Дети проговаривают пословицу (на выдохе).

     Логопед: Давным  – давно, когда еще  нашей страной правил  царь, было решено отправить русских богатырей расширять просторы нашего государства. Этими богатырями были казаки, во главе их стоял казак-атаман Ермак.

    Они выбирали такие места, чтобы на них можно было жить, сеять зерно, разводить скот. Когда они шли по реке Иртыш на своих кораблях, им понравился высокий холм на правом берегу. Здесь они решили построить форпост «Черлаковский», чтобы охранять границу с юга, потому что дальше были земли казах и татар.

    Вспомните, что вам рассказывали в музее о жизни первых казаков, об их службе.

    Дети:  (предполагаемые ответы)

    1. Казаки сначала жили одни без семьи, а потом им разрешили привозить свои семьи и строить дома за форпостом.
    2. Они сами на зиму косили сено для лошадей и ловили рыбу.

    Логопед: Как был устроен форпост?

    Дети:

    1. Форпост был четырехугольный, по углам были выступы с амбразурами.
    2. Въезд в форпост был через высокую башню, наверху находились караульные.

    Логопед: Что находилось внутри?

    Дети: Внутри находилась казарма, офицерская светлица, конюшня и амбар.

     Логопед: Вспомните, почему так назвали наш поселок?

    Дети: (предполагаемые ответы).

    1. По названию форпоста «Черлаковский»
    2. По названию речки Черлаковки. Река Иртыш протекал по другому руслу и проглотила речку Черлаковку, которая была мелкой и летом пересыхала.
    3. В переводе с казахского языка «Черлак» обозначает «белая земля» или «водянистая земля»
    4. У кочевников форпост называли Черлак, а это обозначало «чайка».

    Логопед: Молодцы, как вы внимательно слушали рассказ о Черлаке в музее.

    Ребята, скажите, а какие еще слова похожи на слово Черлак? Подберите родственные слова.

    Дети: Черлак – черлакский, черлакцы.

    Логопед: ребята подберите слова к слову черлакский - … лес, берег, вокзал, магазин …

    Черлакская - … река, земля, улица…

    Черлакские - … поля, улицы, дома…

    Черлакское - …поле…

    Логопед: вы много придумали слов, сразу понятно, что вы любите свою Родину.

    А как вы считаете, что такое Родина?

    Дети: (предполагаемые ответы) это место, где мы живем, где мы родились, где живут мои мама и папа и т.д.

    Логопед: Правильно, ребята, это то место, которое мы любим и вспоминаем о нем всегда, если куда-то уезжаем. Возвращаемся сюда к своим родным людям, родной земле, здесь живут наши родственники, наша родня. Ребята, какие я назвала родственные  слова?

    Дети: родина, родные, родственники, родня.

    Логопед: молодцы, ребята, вы правильно услышали родственные слова.

    Логопед: Многие люди, которые когда-то родились в Черлаке, помнят и любят его. Сейчас ребята расскажут стихотворение «Есть городок на сибирской земле» Черлакской поэтессы Марии Рекиной .

    (Чтение тремя детьми стихотворения)

    Есть городок на сибирской земле,

    Пусть он без имени громкого,

    Здесь я родился и вырос я здесь,

    В далекой Черлакской сторонке!

    Древние воды катит Иртыш,

    Чайка летит над волною,

    Шепчется тихо прибрежный камыш,

    С юной беглянкой - волною!

    Песню Черлаку родному пою,

    Пусть городок молодеет,

    Верю, отыщет он славу свою,

    Берег в граниты оденет…

     

    физпауза

    Координация речи с движением «Березка»

    Береза моя, березонька,

    Береза моя белая,

    Береза кудрявая,

    Стоишь ты, березонька,

    Посредь долинушки,

    На тебе, березонька, Листья зеленые,

    Под тобой, березонька,

    Трава шелковая.

    Логопед: Прошло много времени и все изменилось. Мы с вами много раз проводили экскурсии  по Черлаку. Какие места, памятники вы запомнили?

    Дети: Это памятник Афанасию Мельникову, его именем названа улица, на которой я живу. Он был бедным казаком и хотел, чтобы все люди жили хорошо, за это его убили богатые казаки.

    Логопед: Ребята, вы сказали, что именем Афанасия Мельникова названа улица нашего поселка, еще многие другие улицы названы именами героев. А вы знаете, как называются улицы, где вы живете, назовите свой домашний адрес.

    Дети: называют свой домашний адрес.

    Логопед: Чтобы показать, какие трудолюбивые были казаки, им поставили такой памятник. Где мы видели этот памятник?

    Дети: (предполагаемый ответ)

    В центре, около Дома Культуры.

    Дети: К этому памятнику Неизвестному солдату мы ходим каждый год на День Победы и в День Защитника Отечества.

    Логопед: А зачем люди ходят к этому памятнику?

    Дети: Чтобы помнить о тех людях, которые погибли на войне, защищали нашу страну.

    Логопед: А что написано на плитах за памятником?

    Дети: Там написаны фамилии тех солдат, которые погибли.

    Логопед:  Ребята, мы с вами были на экскурсии во многих зданиях нашего поселка. Расскажите, что это за здание?

    Дети: Это краеведческий музей. Мы ходим сюда на экскурсии, чтобы много знать об истории Черлака.

    Дети: Это Дом культуры. Сюда мы ходим в «Комнату сказок», на спектакли.

    Я  проходил сюда на праздник - новый  год.

    А я хожу сюда на танцевальный кружок.

    Дети: Это музыкальная школа. Мы ходили сюда на музыкальное представление.

    Я хожу в музыкальную школу на подготовку. Мы поем, рисуем, танцуем.

    Дети: Это хоккейная коробка. Я хожу на хоккей, учусь играть и хочу быть хоккеистом.

    Дети: Это художественная школа. Мы ходим сюда на выставки, сами рисовали и лепили из глины. Здесь работают художники нашего поселка.

    Логопед: В Черлаке жили и живут много людей, которыми мы гордимся. Им посвящена Доска Почета, памятные доски на зданиях, где жили и работали эти люди.

    Логопед: Кто из вас, ребята,  знает, кому посвящена памятная доска на школе №1?

    Дети: Это Финиченко Анатолий Васильевич, директор школы, который работал здесь всю жизнь.

    Логопед: А эта памятная доска кому посвящена?

    Дети: Здесь жил герой войны в Чечне. Он закрыл собой своих товарищей и сам погиб. Его именем назвали улицу в Черлаке.

    Логопед:  Ребята, вернемся к поговорке, которую мы слышали вначале нашего с вами разговора. Напомните ее.

    Дети называют поговорку: «Всякому мила родная сторона».

    Логопед: а как вы понимаете смысл этой поговорки.

    Дети: рассуждения на тему.

    Логопед:  (подведение итога): Ребята, скажите, вы любите свою малую родину? За что вы ее любите?

    Дети: предлагают свои варианты ответов.

    Продолжение работы над темой:

    1. рисование по теме: «Мой поселок»;
    2. составление рассказа по своему рисунку.

    Это – знак Черлака. Он находится на посту ГАИ, перед въездом в наш поселок. Он показывает людям, куда они приехали. На нем написано «Черлак» и символ нашего поселка  - пшеничные колосья.

            Если бы этого знака не было, то водители не знали бы куда ехать и как называется поселок. (Игорь П.)

     Это – герб Черлака. На нем нарисована крепость, которая была построена давным-давно. На крепости написано: 1720 – это год рождения Черлака. Вокруг герба изображено солнце, река Иртыш и над ней чайки.

            Герб изображает самое главное в поселке. (Толя К.)

     

    Это наша река Иртыш. Около Иртыша много песка, на нем можно полежать, отдохнуть и позагорать. Наша река глубокая, широкая, в ней водится много рыбы. Можно пойти на рыбалку и поймать много рыбы. Река Иртыш дает нам воду.

            Мы с семьей иногда ходим летом на Иртыш отдохнуть. (Лиза Ж.)

     

    Это площадь с памятником неизвестному солдату. Он находится в центре парка. Возле памятника написаны имена погибших солдат. Его поставили, чтобы вспоминали солдат, которые погибли в войне. Перед памятником находится вечный огонь. В День Защитника Отечества и в День Победы все люди собираются вокруг памятника и приносят цветы и венки. Вечером  проходит салют в память погибших.

    Мы с детьми нашей группы ходим к памятнику, читаем стихи и приносим цветы.                              (Диас Б.)

     Это мой дом ночью. Он большой, двухэтажный, у него две трубы, треугольная крыша. Он красивый, яркий. В нем живет много людей, они соседи. Мой дом находится в поселке Черлак, улица Октябрьская номер 7. У нас красивый двор, есть скамейка, возле сарая растет немного цветов.

    Я бы хотела украсить его: покрасить, сделать ремонт, вырастить травку с цветами.

    (Карина Б.)

    Это Дом Культуры. Он большой, светлый, просторный. У него треугольная крыша, большие окна, большие широкие ступеньки. Люди ходят в Дом Культуры смотреть спектакли, цирковые представления, здесь проходят новогодние веселья. Там учат петь и танцевать.

    Мы с ребятами любим ходить в комнату сказок. (Ира И.)

            

     Это наш детский сад. Он большой, красивый, двухэтажный. В группах много игр и игрушек. Мы ходим на прогулку, катаемся на каруселях. На домике есть горка, с которой мы катаемся. Возле садика много цветов, большой участок.

    Мне нравится ходить сюда, я люблю мой детский садик. (Матвей Э.)

    Это хоккейная площадка, где учатся играть в хоккей дети и взрослые. Дети сначала учат упражнения, тренируют мышцы, а взрослые играют в хоккей. Я изобразил игроков во время игры. Вдоль забора сидят запасные игроки, а за ними  - болельщики.

    В Черлаке на хоккейной площадке проходят соревнования, на которые приходят болельщики. (Саша П.)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по социально - нравственному воспитанию в средней группе "Мои друзья"

    занятие направлено на формирование у детей понятия "друг","дружба",на совершествование себя как личность через общение с людьми....

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию для подготовительной группы "Моя первая книга.Ноев Ковчег"

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППАЗанятие № 1. «Моя первая книга. Ноев Ковчег».Задачи :Ø обучающие: систематизировать и пополнить  имеющиеся у детей представления о многообразии мира;Ø воспитательные:...

    Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию "Телепередача - Моя Семья".

    Это занятие для закрепления социального воспитания детей....

    Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

    Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

    Конспект занятия по формированию нравственно - патриотическому воспитанию по теме "Большая и малая Родина"

    Конспект занятия по формированию нравственно-патриотическому воспитанию по теме "Большая и малая Родина"...

    Консультация для родителей "Практические игры и упражнения по формированию нравственного воспитания детей"

    Консультация для родителей "Практические игры и упражнения по формированию нравственного воспитания детей"...