Артикуляционная гимнастика
занимательные факты (логопедия) на тему

Родина Екатерина Валерьевна

Артикуляционная гимнастиика в помощь родителям и молодым специалистам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Указания для проведения артикуляционной гимнастики.

     Проводить АГ надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

     При отборе материала для проведения АГ надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

     Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.

     АГ выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

     Воспитатель должен следить за качеством выполнения движений.  Работа организуется следующим образом:

  1. Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показать его выполнение.
  3. Выполнение упражнения детьми.
  4. Проверка выполнения правильности упражнения по подгруппам (не более пяти человек).

Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

     С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

     В средней группе для АГ используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются и совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению АГ.

     В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения  и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может закончить АГ звукоподражанием на отрабатываемый звук.

     В подготовительной к школе группе для АГ берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

  1. Гласных.
  2. Длительных и взрывных согласных (м-б,н-г).
  3. Носовых и сонорных (м-л,н-л).
  4. Губных и язычных (б-д,ф-х).
  5. Взрывных и щелевых (б-в,к-х).
  6. Переднеяхычных и заднеязычных (с-х,д-г).

Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков.

  1. Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий.
  6. Язык узкий.
  7. Чередование положений языка: широкий-узкий.
  8. Подъем языка за верхние зубы.
  9. Чередование положений языка вверх-вниз.
  10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним зубам.

     После отработки упражнений воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...