Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Смирнова Ирина Владимировна

Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley._etapy_razvitiya_detskoy_rechi.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь. 

К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение.  Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.

Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.

В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук.  Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».

Продуктивные виды деятельности:

  • рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
  •  лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
  • аппликация
  • вырезание
  • работа со шнуровкой и многое другое

На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж - обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).

Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.

Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить – постоянно разговаривать с ним.

Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.

  • Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
  • Обувь
  • Домашние животные
  • Дикие животные
  • Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)

В дальнейшем  важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляя  манипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.

Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:

  • Лети бабочка;
  • Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
  • Катись карандаш;
  • Весёлые шарики;
  • Плыви кораблик;
  • Дуть через трубочку на вату;
  • День рождения (задувание свечи);
  • Свистульки;
  • Губная гармошка…

Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован.  Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.

Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:

  

В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»

Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»


Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,

то необходимо обратиться к логопеду!

В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.

                                                 

                                                      Смирнова И.В. – учитель - логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Этапы развития детской речи"

Как развивается речь ребёнка? Описание основных этапов развития детской речи"...

Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи

Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение.  Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем ...

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"

В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений....

Консультация для родителей " Этапы развития детской речи"

Данный материал адресован родителям детей дошкольного возраста...