Портфолио учителя-логопеда 2010г.
методическая разработка по логопедии

Божева Татьяна Михайловна

Портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа Microsoft Office Power Point (характеристика "методического кейса": по принадлежности (авторству) как портфолио педагога;по целеполаганию как аттестационный, отражающий достижения педагога в межаттестационный период; по виду профессиональной деятельности как практико-ориентированный, имеющий целью анализ практической деятельности; по содержанию, как комплексный или комбинированный, включающий в себя портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов; по оформлению – электронное портфолио).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Презентация портфолио учителя-логопеда Божевой Т.М.

«Мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки и технологий – все это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков».  Д.А.Медведев

Профессиональное развитие педагога  – это длительный, постоянный и непрекращающийся процесс, который сопровождается механизмами самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя в условиях образовательного учреждения. В этом, несомненно, ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е. портфолио педагога.

Для меня назначение портфолио заключается в демонстрации наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. По мнению Т.Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Несколько лет назад портфолио (а особенно его электронный вид) для меня было нечто ноу-хау. Необходимость создания портфолио возникла в связи с тем, что в текущем (2010 – 11) учебном году данная тема разбиралась нами на ПО дефектологов Д/с № 43 и одним из вопросов на очередном заседании являлась презентация собственного портфолио. Могу сказать, что не все коллеги единодушно позитивно приняли эту идею. Но постепенно ко мне пришло понимание необходимости создания портфолио,  и главным мотивирующим фактором здесь была предстоящая аттестация (т.к. в настоящее время портфолио является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории).

При работе над портфолио я не ставила перед собой только цель создания некого «досье успехов», а скорее была заинтересована в обобщении и систематизации материалов, отражающих все стороны моей профессиональной деятельности. Поэтому определила для себя следующие задачи: зафиксировать, накопить и  объективно оценить результаты своей работы, моего личностного роста как педагога.

В методических источниках даются разнообразные классификации моделей портфолио. Свой «методический кейс» я могу охарактеризовать:

  1. По принадлежности (авторству) как портфолио педагога;
  2. По целеполаганию как аттестационный, отражающий достижения педагога в межаттестационный период;
  3. По виду профессиональной деятельности как практико-ориентированный, имеющий целью анализ практической деятельности;
  4. По содержанию, как комплексный или комбинированный, включающий в себя портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов)
  5. По оформлению – электронное портфолио.

Хочу предложить вашему вниманию свой вариант электронного портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа Microsoft Office Power Point и Microsoft Office Word.

Одним из требований к оформлению материалов портфолио является аккуратность и эстетичность, т.е. культура оформления.

Свою работу я начала с подбора фона, который задает определенное настроение. Выбор цвета был определен личными пристрастиями и состоянием души. Буквально на днях я услышала мнение специалиста о том, что фон портфолио педагога д.б. продпочтительно выдержан в холодных тонах. Данное правило мною не было учтено. Но главное, по моему мнению, фон д.б. выдержанным и спокойным, не должен быть кричащим. В то же время я постаралась отразить деловой стиль (т.к. портфолио педагога – это все же деловой документ). Поэтому для текстовой информации использовала один классический шрифт  (который д.б. достаточно крупным, красивым и хорошо читаемым). Этим же принципом я руководствовалась при подборе картинок для оформления портфолио (старалась выдержать их в одном /деловом/ стиле). Цветовая гамма текстового материала  сочетается с основным фоном и располагаемыми на слайдах наглядными материалами.

 Задачи по привлечению внимания аудитории постаралась решить с помощью наглядных средств (фотографии, сканированные копии документов,  картинки, таблицы, диаграммы), а т.ж. с помощью анимации (в данном случае важно не переусердствовать, чтобы у зрителя не «рябило в глазах», поэтому я использовала в основном наиболее спокойные (не раздражающие глаз) эффекты: выцветание и развертывание) – презентация на сайте дана в сокращенном варианте без сохранения спецэффектов.

При составлении портфолио я постаралась учесть и другие требования к его оформлению:

  1. структуризация материалов (структура портфолио отражена в его содержании);
  2. достоверность и объективность информации (которая подтверждается скан-копиями официальных документов);
  3. логичность и лаконичность письменных пояснений;
  4. целостность, тематическая завершенность представленных материалов

(что сейчас и представлю на ваш суд).

Вернемся к структуре портфолио:

  1.  Первый слайд – это титульный лист, содержащий сведения об авторе портфолио (ФИО, занимаемая должность, квалификационная категория, полное название ДОУ (места работы) и личная фотография автора)
  2. На следующем слайде представлено содержание портфолио (оглавление) с наименованием разделов и подразделов портфолио (хочу отметить, что в разных источниках даются различные варианты структуры и содержания портфолио, которые могут варьироваться по усмотрению автора).

Я для себя отпеделила следующую структуру:

  1. Первый раздел содержит общие сведения о педагоге (Образование, специальность, трудовой и педагогический стаж работы, сведения о присвоении квалификационных категорий, сертификаты индивидуальных достижений (награды, грамоты, благодарственные письма). Нет необходимости их комментировать, отмечу только, что документы располагаются в порядке их значимости. Все копии документов в портфолио через гиперссылки можно увидеть в увеличенном варианте. Данный раздел отражает положение педагога на карьерной лестнице и позволяет судить о процессе его индивидуального развития.
  2. Следующий раздел я определила как  научно-методическая деятельность и социально-профессиональная активность. В нем содержатся сведения о повышении уровня педагогической квалификации. Почему включила их именно в этот раздел, а не в общие сведения о педагоге, как рекомендуют некоторые авторы? Потому что понимаю это не в узком смысле, только как пройденные официальные курсы с получением свидетельств, а в широком, включающем в себя:  посещение городских открытых мероприятий (различных семинаров, конференций, круглых столов, открытых занятий коллег); работу по самообразованию, обобщению и распространению собственного педагогического опыта и др.; так как все это так же играет немаловажную роль в повышении уровня педагогической квалификации.  

Далее в данном разделе кратко представлены сведения об организации и содержании моей профессиональной деятельности в ДОУ; методическом обеспечении (выбор средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов, выбор образовательной программы и комплекта научно-методической литературы), использование некоторых технологий в процессе работы.

На следующих слайдах содержится информация о методической деятельности (работа в методическом объединении, участие в городских методических мероприятиях, публикации; и в конце, как менее значимое, участие в методических мероприятиях ДОУ).

Обращаю внимание на свои методические разработки (обобщение опыта работы (тема по самообразованию),  участие в творческой экспериментальной группе (в частности, разработкой каких материалов занимаюсь в настоящее время, и что планирую в перспективе). Т. ж. все рабочие материалы можно открыть через гиперссылки.

Ну и не обошла вниманием, конечно, участие в детских утренниках и других развлекательных мероприятиях, проводимых в ДОУ, т.к. всегда являюсь их активным участником.

  1. Следующий раздел /учебно-материальная база/ посвящен организации предметно-развивающей среды кабинета. В нем помещается выписка из паспорта логопедического кабинета (основные сведения о кабинете и его оборудовании, основных блоках методических материалов) – т.ж. через гиперссылку можно ознакомиться с Word-овским вариант паспорта кабинета, где основные сведения представлены в таблицах. А в своей презентации я предлагаю вашему вниманию только фотографии с небольшими пояснениями, на которых предметно-развивающая среда кабинета представлена наглядно. Несколько слайдов посвящены играм и пособиям, изготовленные своими руками. Т.к. все мы, безусловно, люди творческие, поэтому, думаю, что эти материалы будут интересны моим коллегам.
  2. Четвертый раздел отражает результаты педагогической деятельности (в нем представлена динамика развития воспитанников за последние 3 года обучения (результаты коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития детей, занимающихся в логопункте компенсирующего вида)
  3. Ну и последний раздел – это оценка работы (отзывы о педагогической деятельности). Пока данный раздел включает только официальные отзывы Администрации ДОУ и экспертов аттестационной комиссии. Хотя в нем могут содержаться и неофициальные отзывы коллег, родителей, самих воспитанников, а т.ж. самоанализ различных видов деятельности педагога.

Источники:

Н.А Кочкина, А.Н. Чернышева. Портфолио в ДОУ. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009.

Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. Журнал «Завуч» № 4, 2005.

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390