Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Сидорова Лариса Николаевна

 

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих  детские сады общеразвивающего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sidorova_l.n._novouralsk_1111.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих  детские сады общеразвивающего вида.

        

Сегодня широко обсуждается проект Закона РФ «Об образовании», который будет принят  в 2013 году. Новые федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ,  проект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» свидетельствует о существенных изменениях  в организации дошкольного образования. Нормы учебной нагрузки и формы работы с детьми определены обязательными «минимальными» требованиями  к содержанию образовательного процесса, обеспечивающими преемственность основных образовательных программ. (Закон «Об образовании» ст.12 пункт 13). Основная общеобразовательная Программа ДОУ определяет содержание, направленное на формирование общей культуры, развитие умственных и художественных способностей детей, развитие их психического и физического здоровья. В пункте 2.4 четко сформулирован критерий объема и полноты содержания образования. Рекомендовано максимально приближаться к разумному минимуму.

В настоящее время в детских садах общеразвивающего вида увеличивается количество детей с проблемами в развитии. В законе РФ «Об образовании», одним из важнейших принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (7,с320)

Раздел «Музыка» является составной частью   общеобразовательной программы  ДОУ. Музыкальные занятия со старшими дошкольниками,  кроме музыкального развития, направлены на целостное развитие личности детей, выравнивание стартовых возможностей накануне обучения в первом классе. В ходе их проведения особое внимание  требуется уделять формированию коммуникативной культуры и развитию эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников.

Рассуждая о роли музыкального воспитания в развитии музыкальных способности детей, формировании эстетических потребностей, развитии творческого воображения, нельзя не сказать об особой его роли – возможности влиять на внутренние психические процессы.

Любая деятельность ребенка, его активность в ней, зависят от состояния здоровья малыша: проблемы, связанные со здоровьем, создают у ребенка отрицательный эмоциональный фон, ведут к изолированности от мира, развивают комплекс неполноценности. Проблема  развития  дошкольников  (в том числе и музыкального) с различными формами отклонений в здоровье на сегодняшний день встает наиболее остро.

 Таким детям необходима помощь в виде индивидуальной образовательной программы, составленной всеми специалистами детского сада.

Высококвалифицированные музыкальные руководители, работавшие на группах коррекционной направленности, обученные на курсах и семинарах, владеющие инновационными программами и технологиями, с многолетним опытом работы по организации музыкально-коррекционных занятий, готовы подключиться к данной работе.  В результате совместной творческой деятельности музыкального руководителя, учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду была разработана система коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, нацеленная на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии. Так был создан комплекс интегрированных занятий «Речемоторные игры с элементами психогимнастики».

 Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в общении с педагогом. Это своеобразная психотерапия, основанная на связи слова, музыки, движения. В организации интегрированных занятий использован игровой метод, предполагающий эмоциональную и творческую атмосферу. Предотвращает переутомление, придает деятельности ребенка непосредственный характер, специальным коррегирующим упражнениям форму эстетических переживаний.

Организационно-сюжетная основа занятий разнообразна: использование сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, экскурсий, приключений, литературных персонажей, элементов сюжетно-дидактических игр и др.

В зависимости от сюжета занятие включает упражнения  на внимание, развитие чувства ритма, релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.  Интеллектуальное развитие детей ведется с учетом программы  детского сада, в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.

Цель интегрированных занятий - социализация детей с ограниченными возможностями и воспитание толерантного отношения к ним в детском коллективе. «Включение» в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».

Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:

-данные диагностических обследований специалистов детского сада;

-сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;

-результаты психологического наблюдения за детьми.

Инклюзивное образовательное пространство  в нашем детском саду строится с учетом особых принципов: индивидуальный подход, вариативная развивающая среда, самостоятельная активность ребенка, семейно-ориентированое сопровождение, направленное сопровождение (психологическое, педагогическое, коррекционное).

Сопровождение специалистами детей с проблемами здоровья обеспечивает их развитие в соответствии с возрастной нормой, оказывает влияние на целостное развитие личности, достижения ими школьной зрелости и выравнивает их стартовые возможности накануне обучения в первом классе, в соответствии с желанием родителей и их запросами, как основными потребителями и заказчиками образовательных услуг.