Консультация по теме: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"
статья по логопедии по теме

Косцова Тамара Алексеевна

Никто не будет возражать, что в повседневной жизни мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает, и с сожалением или недоверием относимся к тем, кто не может грамотно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Никто не будет возражать, что в повседневной жизни мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает, и с сожалением или недоверием относимся к тем, кто не может грамотно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах.

К С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание вокруг себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Не полагайтесь, что « в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью - это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.        

В нашей действительности, общаясь со своим ребенком, мы можем заметить, сколь скудны еще познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Обогащение словаря происходит в процессе повседневного общения ребенка с взрослыми. Ненавязчиво, без принуждения мы можем многому научить. Следует в своей речи использовать новые слова, а для того чтобы ребята их понимали, следует расширять их знания и представления об окружающем мире. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице являются прекрасным средством обогащения словаря. Например, в играх «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и многие другие (их можно придумывать вместе с ребенком) требуется назвать не только предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно - синее, черное). Игра будет интереснее, если взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа:

«Что бывает легким» (тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным и т. д.).

Проведение такого рода игр - загадок не требует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером в кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания. Например, во время прогулок в парке, в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев - сосна, ель, клен, липа, осина. Предложите малышу: «Спрячься за сосну, а теперь за березу. Сравни сосну и березу: чем похожи, чем отличаются. Как, одним словом назвать их?». Можно загадать загадки по сезону: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть все поле покрыла»; «Сидит - зеленеет, падает, - желтеет, лежит - чернеет»; «Стоит Антошка на одной ножке» и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что хотя в загадке мало слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.

Приведите пословицы и поговорки: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь – людей насмешишь»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Что летом родиться, зимой пригодится»; «Клади по ягодке, наберешь кузовок»; «Весенний дождь лишним не бывает»; «Лето со снопами, осень с пирогами»; «Весна и осень - на даю погод восемь» и т. д. Язык их образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, пословицы, поговорки, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребенком.

Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить.

Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей - А. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Никитина, С. Есенина и других поэтов. Читайте русские народные сказки, сказки других народов нашей страны и народов мира. Многие поколения детей воспитывались на сказках К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и др.

Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев. Вызывают протест против зла, несправедливости, желание помочь, защитить. Хорошо, если вы приобретете стихи, сказки, записанные на аудиокассетах. Ребенок слушает их в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, что усиливает воздействие на воображение ребенка, его чувства, выразительность речи.

Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нем природу, конкретную ситуацию, в которой действуют герои.        I

Если вы впервые знакомите ребенка с новой книгой, дочитав ее до конца, отложите на время. Надо дать ребенку возможность осознать и пережить услышанное. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило. Можно спросить как он или она относится к героям сказки или рассказа.

Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам. Пересказывание знакомых произведений - ступенька к составлению собственных рассказов.

Если в библиотеке вашего ребенка есть книги о природе Е. Чарушина или В. Сутеева, ими же самими иллюстрированные, предлагайте их для пересказа. Предположим, вы выбрали рассказ Е. Чарушина «Курочка», прежде чем читать, загадайте загадку: «Квохчет, квохчет, детей созывает всех под крыло собирает». Рассмотрите картинку: какая курица (пестрая, разноцветная, большая), а цыплята (желтые, пушистые, маленькие). А затем прочитайте сказку.

Спросите: про кого читали? Почему цыплята спрятались под крылышками мамы? Кто не спрятался и почему? Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приемах пересказывания, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребенка, чтобы не отбить желание выполнять столь не простую задачу.

Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра. Разыграть сказки можно и с помощью обыкновенных игрушек, имеющихся дома. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать, подберите персонажи и дальше нет границ для творчества.

Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, иллюстрации в «Азбуке в картинках», из детских журналов, книг. Рассматривая открытку с изображенным мишкой, вы обращаетесь к ребенку: «Послушай, как я расскажу. Мишка большой, пушистый, коричневый - Глаза у него черные, лапы толстые. Про него можно сказать: мишка - топтышка, косолапый, неуклюжий». Затем дайте картинку, на которой изображен кто-то другой, ребёнок. И предложить ему составить рассказ. Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на полянку, потом о том, что ты видишь на ней. Подумай, чем могло все закончиться»

После похода в цирк, зоопарк поговорите о домашних и диких животных. Поиграйте в игру « Назови детеныша». Вы называете животное, а ребенок его детеныша в единственном и множественном числе.

  1. Лиса... (лисенок), у лисы... (лисята), много... (лисят).
  2. Медведь... (медвежонок), у медведя... (медвежата),
    много... (медвежат).
  3. Кошка... (котенок), у кошки... (котята), много... (котят).
  4. Овечка... (ягненок), у овечки... (ягнята), много... (ягнят) и т. д.

Можно предложить ребенку назвать имена животных, в которых есть звук «р.», «с», «ш», «з». Это упражнение будет способствовать развитию фонематического слуха. Проговорите скороговорку: «Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов» в разном темпе - быстро, медленно, громко, тихо.

Прочитайте стихотворение о еже (желательно показать иллюстрацию).

Что ж ты еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Б. Заходер.

Задайте ребенку вопрос: «Почему у него такие соседи, где он живет? Чем покрыто тело ежа? Какой еж из-за этого? Послушай загадку:

Сердитый недотрога. Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. Почему сказано, что еж недотрога? (Потому, что он весь в иголках, он не позволяет до себя дотронуться.) Послушай еще одну     загадку: «Иглы при себе носит, а шить не умеет?». Почему так сказано? (потому, что есть иголки, которыми шьют.) Вот   и   знакомство   с   многозначными   словами,   расширение   и активизация словаря.

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, праздники, интересные случаи, события. Можно рассказать, как ходили в лес, ездили на дачу, отдыхали на море, у бабушки в деревне, как праздновали день рождения. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем нужно рассказать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными. Помогите ребенку, если он затрудняется в выражении своих мыслей. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Можно сделать альбом, куда вы будете записывать детские рассказы. Разрешите ребенку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым или прочитать их много лет спустя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Консультация на тему:«Развитие связной речи детей в общении»

Цель: Осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спо...

консультация на тему «Развитие связной речи ребенка в семье»

консультация на тему «Развитие связной речи ребенка в семье»...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...