Мастер-класс для логопедов
материал по логопедии на тему

Монавицкая Ольга Владимировна

В этой публикации много разлмчного материала для развития у детей мышц губ, щёк, языка, различные дыхательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_logopedov.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

                         МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

                    Игры - упражнения для развития мышц щёк, губ

  1. Полоскать рот воздухом;
  2. Надувать щёки;
  3. Вызывать вибрацию губ, кучерское  пррр…;
  4. Для укрепления губ удерживать губами бумажные трубочки различного диаметра, различные дудочки.

       Дыхательные игры – упражнения

  1. Втягивать воздух носом, морща нос, понюхать цветы, духи.
  2. Задувание горящей свечи.

Выдох плавный, огонёк колеблется, но не гаснет.

  1. Дуть через трубочку в стакан с водой. Делать бурю в стакане так, чтобы образовались брызги.
  2. Дуть на ватный комочек, на карандаш, который должен покатиться по столу.
  3. Тренировать вдох – выдох через рот (громкое позёвывание).
  4. Вдох и выдох через нос с закрытым ртом.
  5. Глубокое дыхание через рот при закрытом носе и через нос при закрытом рте. Сначала по подражанию.
  6. Сдувание бумажек, спичек, карандашей со стола, дуть на кораблик в тазу с водой.
  7. Надувание воздушных шаров. Дуть на бумажные флажки, тушить свечи.

Предлагается играть на разного рода духовых инструментах: губные гармошки, дудки. При всех упражнениях щёки должны быть надуты.

  1. Вытягивать губы узкой воронкой (свист).
  2. Надувание обеих щёк одновременно.
  3. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

                      Гимнастика  мимико – артикуляционных  мышц

  1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта, сильно опуская нижнюю челюсть.
  2. Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании – глаза почти закрываются. Сначала по подражанию.
  3. Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта, правый угол рта поднимается и наоборот.
  4. Поочерёдное закрывание глаз с посторонней помощью.
  5. Поочерёдное поднимание щёк. Вдох носом, выдох ртом. Сначала по подражанию, потом самостоятельно.

                           Упражнение мышц плечевого пояса, шеи, глотки

  1. Поднимать плечи.
  2. Опускать плечи.
  3. Поднимать и опускать поочерёдно плечи. Вдох – носом, выдох – ртом. Руки вначале на бёдрах, затем опущены.
  4. Вращать плечи (руки опущены) спереди назад и обратно.
  5. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, плавательные движения. При разведении рук в стороны – вдох, при опускании – выдох с гласными  а…а…, о…о…, у…у…

                            Упражнения мышц шеи (сидя)

  1. Поворачивать голову в стороны, вдох – носом, выдох – ртом.
  2. Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).
  3. Поворачивать голову в стороны налево (выдох носом), прямо (вдох ртом).1-е, 2-е и 3-е движения с сопротивлением руки взрослого. Удерживать.

                               Гимнастика  языка

  1. Высовывание языка наружу лопатой. Языку придаётся плоская, широкая форма:
  1. на распластанный язык сильно задувать или нараспев тянуть «и»;
  2. высовывание языка наружу жалом;
  3. поочерёдное высовывание  языка жалом и лопатой.
  1. Высовывание языка возможно больше изо рта, а затем втягивать возможно глубже в рот, чтобы там образовался мышечный комочек, кончик языка становится незаметным.
  2. Поворачивание сильно высунутого языка вправо, влево, касаясь углов рта.
  3. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание со щёлканием.
  4. Высунуть язык, причмокивая, поднять к верхней губе, а затем он втягивается в рот.

При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.д.

  1. Круговое облизывание губ кончиком языка с постепенным увеличением раскрытия губ. Рот широко открывать.
  2. Кончиком языка касаться верхней десны, сильно открывая рот.
  3. Загибание кончика языка вверх, вниз снаружи и внутри рта.
  4. Закусывать зубами боковые края языка, оставляя свободным только кончик языка.
  5. Дуть на широкий язык, находящийся между зубами, губы сильно растянуть, вызывать холодную струю: ссс…

   Постепенно подводить умение ребёнка к вызыванию звука «М» в губах. Губы расслаблены, звук усиливается в передней части полости рта.

    Дать ребёнку на себе «ощутить» этот звук.

    Вызывать звуки ззз…, ввв… в передней части рта.

    Вводить упражнения с усилением голоса и ослаблением его сначала на гласных, подражая голосом людей и животных.

Учить ребёнка голосом выражать удивление, радость, боль, восхищение, произносить гласные чётко, широко открывая рот. Затем сочетание звуков: АУ…УА…УА…ОЙ-ОЙ-ОЙ! АЙ-АЙ! УХ-УХ! ПАХ-ПУХ!  и так далее.

 Работа над развитием речи должна проводиться только с учётом возможностей ребёнка, обязательно от лёгкого движения к трудному. Проводить занятие во время бодрого настроения ребёнка. Самый маленький успех отмечать ласковой похвалой, нельзя применять никаких мер во время занятия, кроме поощрения.   УСПЕХОВ!!!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Руки помогаю говорить"

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...