Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рыжикова Мария Владимировна

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фонематического слуха, временных представлений, зрительно - пространственной координации, мелкой моторики, аналитико - синтетических способностей, а также высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_detey_6-7_let.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Благодатный материал для развития связной речи детей дают сказки. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

В то же время возможности работы со сказкой исчерпаны далеко не полностью:

  • Во-первых, сказки подаются детям далеко недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драмматизация, просмотр театральных  спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответы на вопросы по содержанию сказки. Вместе с тем исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором связать сказку с подходящими по смыслу пословицами и поговорками, т.е. найти в ней мораль, нравственный урок.
  • Во-вторых, сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь современный видеоряд – мультфильмы, кинофильмы, спектакли по сказкам – позволяет сравнить сказки, сказочных героев, пожалеть  некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение. Дополнить чтение сказок можно загадками о героях сказок, потешками о них.

Из-за отсутствия традиционного чтения сказок, последующего обсуждения, сравнения их и т.д., упускаются многие коррекционные возможности для работы с детьми с тнр.

Мне хотелось бы представить Вам практический материал  по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня,  в возрасте 6-7 лет, словарного запаса, фонематического слуха, временных представлений, связной речи, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, для развития аналитико – синтетических способностей, а также высших психических функций.

Детям предлагается прослушать аудиосказку (сказку).

Журавль и цапля.

Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Давай пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль — топ-топ! Семь верст болото месил, приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Дома.
— Выдь за меня замуж.
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!
Журавль, как не солоно похлебал, ушел домой. Цапля после раздумалась и сказала:
— Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала от стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал:
— Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.
Приходит и говорит:
— Цапля, я вздумал на тебе жениться; поди за меня.
— Нет, долговязый, нейду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
— Зачем отказала такому молодцу: одной-то жить невесело, лучше за журавля пойду!
Приходит свататься, а журавль не хочет.

Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да так отдельно и живут.

После прослушивания аудиосказки, дети отвечают на вопросы по ее содержанию, анализируя услышанное и сравнивая его со своим жизненным опытом.

С кем из друзей ты хочешь помириться после прочтения сказки?

Кого можно поругать в сказке?

В каких словах описывающих журавля есть звук [о]?

Какие два слова в выражении «ноги долги, платье коротко» противоположны по смыслу?

Как понять выражение «несолонно хлебавши»?

Что нужно добавить в еду, чтобы стало солоно?

А какой слог нужно для этого убрать из слова «несолонно»?

Есть ли в этих словах звук [о]?

Тут же ребенку предлагаются русские пословицы и поговорки, позволяющие понять мораль сказки.

И журавль тепла ищет.

Кто в деле, тот и в ответе.

Шутки любишь над Фомой,

Так и люби и над собой.

Раздружится друг – хуже недруга.

Хоть поспорь, но не вздорь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется!

За спором дело стало.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учитель – логопед помогает детям придумать или вспомнить жизненные ситуации, в которых можно применить эти пословицы и поговорки. Затем сказка прослушивается повторно. Внимание детей привлекается к героям сказки, приводятся загадки о них. Загадки (о героях - животных) предлагаются двух видов – описывающие действия животного и его признаки. После их отгадывания взрослый уточняет, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Очень зоркая, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Ну а чуть мелькнет добыча –

Острым клювом в воду тычет.

Длинноносый, длинноногий

По болотам, без дороги

Ходит, ловит там лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Пересказ по усмотрению учителя – логопеда можно предложить детям до и после работы с картинками. При затруднениях в пересказе можно применить прием озаглавливания эпизодов и составления пересказа по плану.

Важно, чтобы к моменту работы с картинками ребенок был знаком с содержанием сказки.

Иллюстрации  к сказке (в количестве 5) расположены на одной странице и каждая картинка представляет собой определенный эпизод, место которого в сказке ребенок должен найти сам.

От каждой картинки направлена стрелка к одной точке. Найдя первый эпизод, ребенок находит соответствующую ему точку и ищет второй эпизод и его точку. Затем эти точки соединяются прямой линией. Так же находится третья, четвертая (пятая, шестая) точки, и все соединяются прямыми линиями.

Данная сказка с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадает. Тогда необходимо соединить прямой линией последнюю и первую точки.

На этом этапе идет работа над анализом и синтезом текста, т.е. ребенок, уже зная сказку, воспроизводит временную последовательность эпизодов в ней. Поможет в этой работе и раскрашивание картинок – эпизодов.

Поиск и соотнесение картинок на листе бумаги развивают зрительно-пространственные представления, глазомер. Этому же способствует раскрашивание картинок-эпизодов. Проведение прямых линий без помощи линейки развивает кинестетические ощущения, так как для выполнения этого упражнения ребенку необходимо контролировать нажим руки, равномерно и плавно вести карандаш. Таким образом, развиваются предпосылки для формирования полноценных навыков письма, мелкая моторика.

Результатом проведения линий между точками является печатная буква. Линии рекомендуется проводить карандашом, чтобы при необходимости стереть, так как ошибочно определенная последовательность эпизодов нарушает порядок линий, и буква не получается.

На втором этапе работы даются задания на развитие простых форм фонематического анализа, звуко - буквенного анализа. Отгаданная буква соотносится с соответствующим звуком, а его предлагается найти в именах героев сказки, их прозвищах; названиях их действий, признаков и т.п. Здесь же даются задания на развитие грамматического строя речи – в сказках нужно найти ласковые слова (с уменьшительно – ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами); предлагается разгадать этимологию прозвищ героев некоторых других слов.

Учитель – логопед может преподносить каждую сказку не сразу, использовать не все задания. Так, к сказке дано довольно много пословиц. Это сделано для того, чтобы педагог выбрал для объяснения наиболее близкие ему, тем самым интерпретируя сказку немного по-своему.

        Ярким примером объяснения смысла пословиц через соотнесение с конкретной ситуацией служат рассказы Л.Н.Толстого из его учебных книг:

ЗА СПОРОМ ДЕЛО СТАЛО

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело один сказал:

- Невод нехорош.

Другой сказал:

- Нет невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили рыба вся ушла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"

Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был  провед...

Мастер-класс «Использование инновационных моделей в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Использование информационных технологий на коррекционных занятиях с детьми...

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Мастер - класс "Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда большинство дошкольников с ТНР, ...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Современное образование предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология, позволяющая, ребёнку думать, фантазировать и действовать, не ...