Мастер - класс "Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
план-конспект по логопедии

Терешко Светлана Владимировна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда большинство дошкольников с ТНР, помимо речевых расстройств, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, инновационные технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек» г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

                                        Учитель-логопед: С.В.Терешко

2019г.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. 
Б. Дизраэли 

            В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда большинство дошкольников с ТНР, помимо речевых расстройств, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, инновационные технологии. Одну из них мы хотели вам продемонстрировать:

 - Закройте глаза....Что вы видите? (мрак, темноту).

 -  Приятны ли вам ваши ощущения? (наверное нет).

 - Хочется ли вам сейчас со мной разговаривать? (думаю, что нет) .

 - А теперь откройте глаза....

 - Изменились ли ваши ощущения? (вы стали бодрее, увереннее).

 - Вам комфортнее со мной общаться?

 - А сейчас предлагаю взять калейдоскоп, покрутите его. Что вы видите?

 - Калейдоскоп – это проводник в особый мир.

 - Глядя в него, и взрослые, и дети одинаково сильно поддаются очарованию настоящего чуда:

  - Это источник эмоционального и речевого вдохновения;

 -  Это целый мир, Вселенная с неповторяющимися  картинками.

Вот и Мир ребёнка, как калейдоскоп
Бесконечных радуг, звёзд и чуда.
Когда всё на свете так легко,
И ещё не знаешь слово «трудно».
Это мир, где нет добра и зла,
Мир, застывший красками в альбомах.

            Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира.  

           Все это побудило к использованию в коррекционно-развивающей  работе технологии  хромотерапии.

            Данная технология может применяться на всех этапах работы с детьми ТНР:

*обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства;

*развитие правильного дыхания и артикуляции;

*развитие общей и мелкой моторики;

* постановка, автоматизация и дифференциация звуков с помощью предметов разного цвета;

* развитие фонематического слуха, восприятия и обучению грамоте;
* совершенствование грамматического строя речи, развитие связной
речи.

            Анализ требований ФГОС показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. 

              Все вышеизложенное послужило толчком к созданию  в нашей группе «Цветных дней», где, в соответствии с темой недели объявляется цвет дня,  с учетом которого составляется  план  мероприятий.  

            Для поднятия эмоционального настроения детям, предлагается одеться в одежду определенного цвета и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а помещения группы украшаются соответствующего цвета шарами, бантиками, ленточками. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.

            В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых и фронтальных.

            Приведу несколько игр по применению цвета, как здоровьесберегающего компонента в процессе образовательной деятельности с детьми.

Упражнение: «Разноцветный букет» (на формирование энергии и бодрости)

( использовать букетики цветов)

- Сейчас я приглашаю всех в разноцветную страну. Здесь растут цветы  небывалой красоты!

- Прошу вас выбрать цветок любого цвета....

- Скажите, какой по  цвету  ваш цветок?  (Мой цветок красный ).

- Красный цвет повышает физическую силу, значит вы какая? (Я сильная).

- Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, значит вы какая? (Я радостная, весёлая).

- Синий цвет,  издавна считался символом благородства и покоя, значит вы какая? (Я благородная и спокойная).

- Розовый - воплощение доброты и мягкости, значит вы какая? (Я добрая и мягкая).

- Белый цвет – символ  молодости и свободы, значит вы какая? (Я молодая и свободная)

- Фиолетовый цвет - символизирует ум и страсть, значит вы какая? (Я умная и страстная)

 Упражнение «Веселый ветерок» ( на развитие дыхания разными способами).

(использовать рамки с ленточками)

- Предлагаю вам выполнить следующие упражнения: 

- Подуть на синюю ленточку,  как на синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (синяя лента);

- Подуть на желтую ленточку, как на жаркое желтое солнце: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта (желтая лента);

- Подуть на зеленую ленточку, как на спокойное зеленое поле: рот приоткрыт произвольно, делаем плавный выдох (зеленая лента);

- Подуть на фиолетовую ленточку, как на темную ночь: рот открыт, делаем вдох через нос и выдыхаем вперед, слегка вытягивая губы и собирая их к центру (черная лента);

-Подуть на красную ленточку как, на раскаленный красный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (красная лента);

Упражнение « Где находится бабочка?» (на отработку предложно – падежных конструкций)

           - В следующем задании я буду называть местоположение бабочки по отношению к цветку, вы должны выполнить мои инструкции и повторить еще раз, где находится бабочка

-  Посадите бабочку на цветок. Где находится бабочка? (Бабочка находится на цветке) Аналогично с предлогами: НАД,  ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, СЛЕВА, СПРАВА и т.д.

           - Молодцы, замечательно!

 

Артикуляционная гимнастика (использование биоэнергопластики)

            - Часто используем элементы хромотерапии,  выполняя артикуляционную гимнастику в сочетании с биоэнергопластикой.  Допустим, сегодня у нас «Белый День». Надеваем белые перчатки.

 

*Наш весёлый язычок

 Надел белый колпачок ( белые перчатки надеваются на руки)

 Хочет с вами поиграть

 Сказку всем нам рассказать......

           -  Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко и очень удивился.

           - Всѐ вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом

           -  Язычок надел теплую белую  шубу,  повязал белый  шарф и вышел на улицу.

           - Он улыбнулся, посмотрел вверх на солнышко,  потом вниз на снежок и решил слепить снеговика.

            - Сначала он скатал один снежный ком ,потом другой и, наконец, еще один, самый большой.

Упражнение «Пианино» (развитие мелкой моторики)

            - Перед вами «пианино» (разноцветные клавиши), предлагаю нажимать на «клавиши» заданного мной  цвета, сначала, одной рукой , а теперь усложняем игру, выполняем задания обеими руками (должно быть по две одинаковые клавиши).

Упражнение «Правильные звуки» (на автоматизацию звука).


           - Предлагаю выбрать лист - основу определенного цвета, (при созерцании приятного цвета, сглаживаются ожидание неудачи, страх перед «трудным» звуком, исчезает внутреннее напряжение.)

            - Перед вами карточки с картинками, выберите картинки только розового цвета, в названии которых слышатся звуки «Р» или «РЬ»

            - Затем назовите картинки со словом «розовый»: розовая роза, розовый рубашка, розовая ромашка, розовый рюкзак, розовый редис и т.п.

            - Использование цвета в период автоматизации и дифференциации звуков может превратить скучную работу в интересную, увлекательную.

            В процессе образовательной деятельности, применяя элементы хромотерапии, мы используем  разное оборудование. Помимо цветов, бабочек, ленточек, мячиков, резиночек в ход идут  платочки и шарфы разных размеров.

Работа с залом (упражнение на развитие фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте).

            - Предлагаю разделиться на 2 команды

(раздать платочки желтого цвета, длинные и короткие шарфики оранжевого цвета)

  • Поднимите столько платочков, сколько слогов в слове: вата, дом, собака, самолетик.
  • Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие. Я называю слово, а вы поднимаете длинный или короткий шарфик. Словарь: кошка, кот, котеночек, котище.
  • Усложним задание. Слоги также обозначаем платочком, а слова – шарфиком. Предлагаю показать чистоговорку: РА-РА - ДЕТВОРА;

РА-РА - ВЕСЕЛАЯ ДЕТВОРА.

Упражнение «Произнеси чистоговорку» (развитие силы голоса, дыхания, темпа речи, дикции)

Платочки также помогают нам в заучивании чистоговорок и скороговорок.

                - Так,  первую строчку мы произносим вслух, вторую шепотом, за платочком.

Ехал Грека через реку  (вслух)

    Видит Грека в реке рак  (шепотом, за платочком)

    Сунул Грека руку в реку  (вслух)

    Рак за руку Грека цап   (шепотом, за платочком)

            -Как вы заметили, кроме разучивания скороговороки проводится работа над дикцией.

Технология сказкотерапии хорошо сочетается и с хромотерапией (развитие  лексико-грамматических категорий, связной речи)

            - Уважаемы коллеги,  предлагаю вам превратиться в сказочных Фей. Одна из вас будет красная Фея и накинет красную накидку, возьмет красный платочек, другая -синяя и накинет синюю накидку, взяв синий платочек.

            - Назовите, вы  какая по цвету Фея? (Я красная Фея), (Я синяя Фея)

            - Сейчас я буду называть разные слова. Если предмет, который обозначат данное слово бывает красного цвета, то поднимает платочек красная Фея, если – синего, то синяя Фея, соответственно, если предмет имеет и тот и другой цвет, поднимают платочки обе Феи.

Словарь: апельсин,  море, цветок,  клубника, небо,  колокольчик, платье, пламя , речка,  мак.

- А теперь расскажите, дорогие Феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

Например: - Я окрасила в свой цвет-розу, платье, пламя, мак....и т.д.

                     - Я окрасила в свой цвет море, небо, колокольчик, речку и т.д.

  • (работа над согласованием слов в предложении)

- Я даю цветок красной Фее.

- Что я вам дала? (красный цветок).

- И наоборот, чего у вас нет?(нет красного цветка).

- К чему вы подошли? ( к красному цветку)

- Что вы видите? (красный цветок)

- Чем вы любуетесь? (красным цветком)

- О чем вы думаете? ( о красном цветке)

- А синюю Фею я попрошу назвать родственные слова к слову «синий»

(синька, синь, синева, синенький и т.д.)

Игра «Цветные сказки»

            В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например: «Желтая сказка»

Желтая поляна, желтая трава,

Желтая-прежелтая осенью листва.

Желтые цветочки, желтая звезда.

Желтый солнца круг, желтый мир вокруг,

Желтую картинку сочинил мой друг.

аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка».

            Таким образом, можно смело говорить о целесообразности применения технологии хромотерапии, и в частности «Цветных дней» при коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с детьми.

            Я считаю, что учитель - логопед кропотливо и старательно складывает из кусочков узор, меняет, перекладывает, пересматривает свои действия, пока не сложит задуманное.

А ведь и жизнь наша, как калейдоскоп.
Сложились стекла, так как надо,                                                                                                                                           И, кажется, уже поймал узор,                                                                                                                                 Но не успел я насладиться тем раскладом.

И вот опять, и все упорней,
Стремлюсь я стеклышки сложить,                                                                                                                                Чтоб в жизни стало  мне комфортней
Любить, надеяться и жить.

- В заключение сегодняшней встречи хочу пожелать членам жюри хорошего настроения, оптимизма,  радости и подарить скромные букетики цветов, которые вы выбрали сами.

- А коллегам, участвующим вместе со мной в конкурсе  хочется подарить разноцветные очки: 

Попробуйте на мир взгляните,
Сквозь призму радужных очков.
Откроет солнце вам в зените,
Все краски неизведанных миров…

- Надевайте их чаще, в любых ситуациях,  и тогда у вас все будет хорошо. Я убеждена, ничто так не красит мир, как возможность дорисовать его детали в своём воображении.

Благодарю за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер - класс "Использование метода "мнемотехника" в работе учителя - логопеда с детьми с ОНР"

quot;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету"        ...