Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию
статья (логопедия) по теме

Косцова Тамара Алексеевна

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.

Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания голоса, сила голоса и его тембр, ровность и устойчивость звука. Поэтому, в каждое занятие я включала упражнения на развитие этих технических умений. Во время наших занятий я обращала внимание детей на правильную посадку, сохраняющего осанку, на обязательную физкультминутку, обеспечивающую снятие мышечного напряжения, усталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию».

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.

Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания голоса, сила голоса и его тембр, ровность и устойчивость звука. Поэтому, в каждое занятие я включала упражнения на развитие этих технических умений. Во время наших занятий я обращала внимание детей на правильную посадку, сохраняющего осанку, на обязательную физкультминутку, обеспечивающую снятие мышечного напряжения, усталости.

Перед занятием мы с детьми выполняем упражнения на
регулировку дыхания; учимся правильно «посылать» дыхание,
находить «опору» для дыхания. Это такие упражнения, как:
«Свеча» - совершенствует ровный, медленный выдох;
«Погаси свечу» - развивает интенсивный, прерывистый выдох;
«Надоедливый комар» - развивает продолжительный выдох и
движения на отработку «опоры» дыхания. Такая вводная
гимнастика поможет детям настроиться на занятие, подготовить свой речевой аппарат для работы.

Развитие связной речи происходит во взаимосвязи с
обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Эти задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни.

На первых этапах работы я обращала внимание на развитие разговорных навыков. Мы учились слушать и понимать речь взрослого, отвечать на мои вопросы, высказываться самим и слушать своих товарищей. Беседа с детьми присутствует в разных видах деятельности, например на прогулке: «Какие растения растет на нашем участке?», «Какую одежду вы одели сегодня на прогулку?», «Какая сегодня погода?».

Высказывания детей в начале состояли из коротеньких фраз: Ваня Т.: «Хорошая погода, солнышко светит». В таких случаях своим дополнительным вопросом я побуждала детей к более полному выражению. А к каждому инициативному высказыванию ребенка, я относилась бережно, поддерживала его. Например, продолжая разговор о погоде, Настя Т.сказала: «Сегодня много облаков. Они похожи на белые пушистые комочки». «Молодец, Настя, она заметила облака и так ласково о них рассказала».

Развитие связной речи осуществляется, прежде всего, при обучению рассказыванию, которое начинается с простого пересказа короткого литературного произведения. Ведь готовый текст легче воспроизвести, чем самостоятельно создать рассказ. В средней группе детям были предложены для пересказа следующие произведения:

сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассказы: Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н.Калинина «Помощники».

Дети учились пересказывать содержание произведения, выразительно передавать диалоги действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Вот, например, какой пересказ получился у Юли Г. после чтения рассказа Е. Чарушина «Курочка»:

«Вышла курочка с цыплятами погулять. Вдруг пошел дождь. Курочка позвала к себе цыплят. Цыплята прибежали и стали прятаться под курочкой. У кого была видна только лапка, у кого голова, кого совсем не было видно. А один цыпленок не спрятался и весь промок».

Если ребенок затруднялся пересказать текст, ему задавались дополнительные вопросы или дети подсказывали какую-то фразу, забытое слово из текста.

В конце занятия проходил анализ детских рассказов, отмечались хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрялись старания ребят.

С детьми, которые не достаточно активны на занятиях, проводилась индивидуальная работа. Например, пересказывая сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» с Антоном Я. и Пашей А. я использовала фланелеграф. Детям было легче рассказывать сказку и выставлять на фланели образы героев.

В старшей группе для пересказа предлагаются более сложные произведения. Помимо сказок дети пересказывают произведения Н. Калининой «Разве так играют», «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Лисята», Я.Тайца «Послушный дождик», Л.Толстого «Пожарных собаки» и др.

В пересказах принимают участие несколько ребят. Они сами договариваются, кто будет начинать, продолжать, завершать. Пересказ сказки проходит без помощи воспитателя. Некоторые рассказы детей мы записываем в альбом.

Следующий вид рассказывания - это составление рассказов по картинам. В работе я использовала картины как предметные, так и сюжетные: серии картин Соловьевой О.И. «Наша Таня», «Зимние развлечения»; Веретенниковой С. «Домашние животные»; Смирновой Е. А. и Ушаковой О.С. «Девочка и еж», «Сильный дождь». На этих занятиях дети учились составлять короткие рассказы. Сначала это происходило с моей помощью. Мне приходилось подсказывать детям опорные слова, план рассказа. Так при рассматривании картины «Таня и голуби» был предложен план: 1.Расскажите, где гуляет Таня.

2.Что она делает? Во что играет? З.Что видно за забором?

В старшей группе дети познакомились со структурой рассказа (начало, середина, конец). Наибольший интерес у них вызывают картинки с развитием сюжета. Дети придумывают название рассказа, придумывают предшествующие и последующие события, развивают сюжетную линию.

Например, составляя рассказ по серии картин «Лиса и козел», дети объединились в группу из пяти человек.

договорились, кто будет рассказывать по первой картинке, кто по второй и т. д. Вместе придумали название рассказа. Вот что у них получилось.

«Хитрая лиса».

Настя Т. «Гуляла лиса по лугу. Увидела двух ворон в небе. И подумала: «Славный будет ужин». Засмотрелась она на ворон и...»

Артем К. « Не заметила лиса впереди колодец и упала в него. А колодец был глубокий. Лиса из него выбраться не могла».

Саша Б. «Сидит лиса в колодце и думает: «Как же мне отсюда вылезти?». А тут заглянул в колодец козел. Он проходил мимо.

«Козлик, помоги мне выбраться   - попросила лиса. «Прыгай ко мне в колодец». Козел и прыгнул.

Женя 3. «Лиса взобралась козлу на спину, потом на голову и выбралась из колодца. А козел остался сидеть в колодце. Его хозяин нашел и вытащил».

Причем конец рассказа дети предлагали различный. То козла спасли другие звери, то сама лиса помогла ему выбраться.

Следующий этап развития связной речи - это рассказывание об игрушках. Сначала дети учились описывать игрушку с помощью моих вопросов, называя наиболее характерные ее признаки. На помощь нам приходила схема составления описательного рассказа. Мы составляли рассказы об одной игрушке и по набору игрушек. Учились сравнивать двух кукол, корову и теленка. На основе этих занятий составляли описания внешности друг друга, одежды.

Составление описательных рассказов обязательно включают в себя решение лексических и грамматических задач. Я задаю вопросы, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею. На занятиях и в свободное время использую дидактические игры «Магазин игрушек», «Угадай и назови», «Кого я задумала».

По набору игрушек мы придумывали сюжетные рассказы:

«Путешествие медвежонка», «В лесу», «В гостях у зверей», «Девочка и щенок». Для некоторых рассказов я составляла схемы, изображающие последовательность основных эпизодов. Например, к рассказу «В лесу» я нарисовала следующую схему:

В свободной деятельности дети сами выбирают игрушки, придумывают сказки, обыгрывают их. Получается маленький спектакль. Но у детей возникает большой соблазн повторять придуманный другим ребенком сюжет. Поэтому стоит в дальнейшей работе обращать внимание на развитие воображения детей, творчества. Проводя анализ детских рассказов, я отмечаю интересный сюжет, необычность поступков игрушечных персонажей, а также язык рассказа -форму, которой передано содержание.

Составляя рассказы из личного опыта, дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал. Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Мы составляли рассказы на темы: «Наш участок летом и зимой», «Новогодний праздник в детском саду», «Как я провел выходной день», «Экскурсия в медицинский кабинет», «Мое любимое животное», «Как мы играем», «У меня есть друг», «Осенний букет», «Что та знаешь об осени». При коллективном рассказывании дети часто не могут выслушать своего товарища до конца. Перебивая его, начинают высказываться сами.

К рассказыванию из личного опыта относится и составление письма. Такое письмо мы написали для болеющей долго Юли Гусевой. Ребята рассказывали о своей жизни в детском саду, желали Юле скорейшего выздоровления, а я помогала изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно.

Составление письма, помимо развития связной речи, оказало большое воспитательное значение, вызывая у ребенка дружеское отношение к своим сверстникам, заботу о них.

Составление творческих рассказов развивают у детей умение самостоятельно придумать его содержание, логически выстроить, облечь в словесную форму. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумать завязку, кульминацию, развязку). Поэтому, составление таких рассказов вызывало некоторое затруднение. Например, составляя творческий рассказ на тему: «День рождения зайца», мне пришлось дать детям не только начало рассказа, но и дать образец его продолжения.

Дети старались не повторять рассказы своих товарищей, но ответы их были упрощенными:

Саша Б.: «Ежик подарил зайчику большой гриб, а мишка принес корзинку малины»;

Сабина И. «К зайцу пришло много зверей. Они пели и плясали. У них было весело».

Посложнее придумать рассказ по плану, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания дети придумывают сами.

Например, к рассказу «Наташина прогулка» я предложила следующий план:

  1. Сначала расскажите, как Наташа собралась на
    прогулку.
  2. Что интересного увидела на улице.
  3. Чем закончилась эта прогулка.

По возможности я старалась записывать детские рассказы в альбом. Интересно было детям послушать свои рассказы в последующем. Работа по развитию связной речи будет продолжена и в дальнейшем, так как нет придела совершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам....

Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составле...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...

Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию

В старшем возрасте развитию творчества способствовали рассказы личного опыта: “Как я отдохнуллетом”, “Как мы играем зимой на участке”. Чтобы вызвать интерес к рассказыванию, пр...