Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
методическая разработка на тему

Овчинникова Анастасия Владимировна

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

1. Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных

произведений.

Связная речь это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.

Вопросами обучения связной речи занимались: Л.С.Выготский, С, Л. Рубинштейн. А.МЛеушина, М.М.Конина, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Э.П.Короткова.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольника.

Предпосылки хорошей связной речи:

!.   Дать детям общаться, выслушивать детей.

  1. Хороший развитый словарь.
  2. Грамматика.
  3. Воспитание ЗКР.
  4. Художественная литература.

Связная речь осуществляется в двух формах: диалог и монолог.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов - самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.

Умения, необходимые для, пересказа:

"    прослушать произведение, понять его основное содержание. *    запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, "    осмысленно и связно передать текст,

Пересказ имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в тгом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Принцип отбора литературных произведении для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь гс произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.

  1. Тексты должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
  2. Должны быть доступными по содержанию - в произведении должны быть понятные
    герои,   персонажи   с   ярко   выраженными   чертами   характера,   понятными   .мотивами
    поступков.
  3. Иметь четкую последовательность действий, не должно быть много описания.
  4. Особое   значение   имеет   динамичность   сюжета              много   глаголов,   без   сложных

грамматических  форм, разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямая речь.

Этим требованиям отвечаю'! народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского. Л. П. Толстого, М. [рмшвина, В. Бпанкн, Е. Чарушина, В. Осеевой. Н, Калининой и других.

Существуют разные виды п ересказа.

  1. Подробный или близкий к тексту:
  2. Краткий или сжатый;
  3. Выборочный;

4,        С перестройкой текста (например, от лица героя. Мышка-норушка; «Бежала я как-то по
полю и увидела теремок...»). Этот вид пересказа используется со старшей группы.

5.        С творческими дополнениями (дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку
произведения).

Требования к пересказу детей таковы:

"    Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении. "    Поллота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

•        Последовательность и связность пересказа.

»    Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слон

синонимами. "    Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

•        Выразительность  и  фонетическая правильность речи,  культура  поведения  во  время
пересказа.

Требования, к пересказу детей в разных возрастных группах, (смотри в таблице - распечатка

Структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте,

Успех обучения  зависит,  прежде всего,  от  подготовительной  работы,  проведенной перед занятием.

Подготовка воспитателя состоит:

I .   в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

  1. в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;
  2. в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает:

1 .   обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

  1. объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
  2. рисование,   лепка   после   первичного   ознакомления   с   текстом   -   это   помогает   уточнить
    характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий но пересказу:

  1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию
    текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания
    о наблюдениях, загадки.
  2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются
    его  название,   автор,   Новый   для  детей  текст  рассказывается  (читается)  без   предупреждения  о
    последующем    пересказе,   поскольку   установка   на   пересказ   ограничивает   внимание   ребенка,
    сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного
    произведения.
  3. Беседа по содержанию прочитанного^ направленная на анализ и запоминание текста.
  4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
  5. Пересказы детей.
  6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использован., драматизацию произведения с
    помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают


уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

Общие приемы обучению пересказу

  1. Совместное  рассказывание,  {«Жила-была  девочка.  Однажды  она.   А   навстречу  ей»),
    Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов.
  2. Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо
    события, доступное детям для подражания и заимствования.
  1. План рассказа        это 2 - 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.

Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План помогает отобрать факты, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.

  1. Совместный пересказ по частям. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем
    или другими детьми. Каждый из рассказчиков создает часть текста.
  1. От лица разных героев.
  2. По иллюстрациям.
  3. Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель -
    это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи.  Используются разные виды
    моделей,

Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

Схемы по Т. Ткаченко. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения,

Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1} цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы; кружок - начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник -концовка; функции заместителей детям объясняются

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам....

Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составле...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...