Составление рассказа по картине с развитием сюжета
методическая разработка по логопедии по теме

Косцова Тамара Алексеевна

ЗАДАЧИ.

Связная речь: учить детей составлять связный рассказ по картине, придумывать предшествующие и последующие события, давать рассказу название, соблюдать композиционное построение рассказа.

Словарь и грамматика: закреплять у детей умение образовывать слова в родительном падеже множественного числа; называть детенышей домашних птиц во множественном числе.

Звуковая культура речи: четко проговаривать чистоговорку, с доминирующим звуком «ц», закреплять произношение звука «ж» изолированно от других звуков.

МАТЕРИАЛ: мягкие игрушки (курица, цыплята), картина с развитием сюжета «Храбрая курица».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад № 872

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине с развитием сюжета».

Составил и провёл воспитатель

Косцова Т.А

Москва 2010 год

ЗАДАЧИ.

Связная речь: учить детей составлять связный рассказ по картине, придумывать предшествующие и последующие события, давать рассказу название, соблюдать композиционное построение рассказа.

Словарь и грамматика: закреплять у детей умение образовывать слова в родительном падеже множественного числа; называть детенышей домашних птиц во множественном числе.

Звуковая культура речи: четко проговаривать чистоговорку, с доминирующим звуком «ц», закреплять произношение звука «ж» изолированно от других звуков.

МАТЕРИАЛ: мягкие игрушки (курица, цыплята), картина с развитием сюжета «Храбрая курица».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель загадывает загадку:

«У матери много деток

Все детки - однолетки».

(Курица с цыплятами).

Если дети затрудняются ее отгадать, то предложить следующую загадку:

«Квохчет, квохчет, детей созывает.

Всех под крыло собирает».

(Курица).

-Почему, вы думаете, что это курица? А что за «детки-однолетки» у нее? (Ответы детей).

Появляются игрушки - курица с цыплятами.

  1. Как по-другому можно назвать курицу? (Наседка, клуша).
  2. Вы знаете, как появляются цыплята на свет? Расскажите. Загадать загадку:

«Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки». (Цыпленок).

  1. Курица - это птица или нет? Она умеет летать?
  2. Курица домашняя птица или дикая? Почему?
  1. Каких еще домашних птиц вы знаете?
  2. Давайте вспомним и назовем детенышей домашних птиц.

Продолжите:

у курицы - цыплята,
у уши - …,
у индюшки - …,
у гусыни- …

-        А теперь давайте, образуем слова во множественном числе по моему образцу:

одна курица - много куриц,

один цыпленок - много ... (цыплят),

одно перо - много ... (перьев),

один камень - много ... (камней),

одна ягода - много ... (ягод),

один цветок - много ... (цветов).

-        Теперь, я вас хочу познакомить с новой чистоговоркой, но напоминаю, что произносить ее нужно четко, проговаривая все звуки. Послушайте:

«Цыпленок с курицей пьют чай на улице».

(Хоровые и индивидуальные повторы детей. Воспитатель корректирует неправильное произношение).

«Цо - цо - цо - снесла курица яйцо».

-        Молодцы, дети, а теперь я приглашаю, вас, на физкультминутку: (дети свободно располагаются по
группе). - Чем питаются курица и цыплята? (жучками, червячками, мошками, зернышками). Представим себе, что к нам прилетел жук.

В группу к нам жук влетел,            (дети грозят пальцем)

Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел,        (указывают рукой и прослежи-

Каждый вправо посмотрел.            вают взглядом направление
Вот он влево полетел.                Движения) Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,        (правой рукой показывают

Не дадим ему присесть        направление к носу)

Жук наш приземлился.        (приседают)

Зажужжал и закружился:        (вращательные движения

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.        типа волчка. Встают)

Жук, вот правая ладошка,        (поочередно протягивают

Посиди немножко.        руки вперед, смотрят на них)

Жук, вот левая ладошка.

Посиди немножко.

Жук наверх полетел        (поднимают руки вверх, следя

И на потолок присел.        взглядом)

На носочки мы привстали,        (приподнимаются на носочки.

Но жука мы не достали.        прыгают на двух ногах)

Хлопнем дружно        (хлопки над головой)

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.        (имитируют полет жука).

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук улетел, помашем ему вслед.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья, и выставляет перед ними на мольберте картину «Храбрая курица». Вторая часть картины закрыта.

Дети рассматривают первую часть, рассказывают, что на ней изображено. Подбирают сравнения и определения к курице, цыплятам, коту. Рассказывают о том, что делают все нарисованные герои. Составляют небольшой рассказ по этой части картины.

Воспитатель предлагает подумать, что могло бы произойти дальше.

После ответов детей открывает вторую часть картины.

Дети снова рассматривают ее, составляют короткий рассказ. Затем воспитатель предлагает придумать название рассказа, вносит свое предложение. Дети выбирают наиболее понравившееся название. Двое детей, выбранные воспитателем, составляют свои рассказы по картине, предварительно договорившись между собой, кто будет рассказывать по первой части, а кто по второй.

Далее приглашаются для рассказывания дети по желанию.

В конце занятия воспитатель подводит итог: чей рассказ был наиболее удачным; кто из детей более точно отразил в рассказе содержание картины; кто дополнил свой рассказ сравнениями, определениями; кто рассказал о предшествующих событиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...

Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом "На даче"

Составление рассказа по картине в подготовительной к школе группе с использованием проблемного сюжета, побуждающего ребёнка думать неординарно, нестандартно....

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...