Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Никитюк Ольга Витальевна

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажной картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

с детьми подготовительной группы.

Автор: Никитюк Ольга Витальевна, воспитатель1 кв.к.,МБДОУ «Теремок» г. Тулуна

Использование технологии синквейн  в ходе обучения составлению рассказа по картине.

Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Форма проведения: нетрадиционное, обобщающее.

Тип занятия: интегрированное

Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений соблюдая композицию рассказа, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально; развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение картины, переданное художником  в пейзаже, совершенствовать  монологическую и диалогическую речь; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изобразительному творчеству.

Активизация словаря: пейзаж, синквейн, речная гладь, багряная.

        

Оборудование к занятию: репродукция картины «Золотая осень», ММУ, фонограмма музыкального произведения ( П.И. Чайковский «Времена года. Осень»), трафареты листьев, разные по цвету и форме.

Предварительная работа: беседы о художнике И. Левитана, рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», разучивание стихотворений об осени, обсуждение  картины «Золотая осень» дома с родителями.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта с включением аудиозаписи.

О.О. «Познавательное развитие» - игра «Листопад» (цвет, от какого дерева листочек)

О.О. «Физическое развитие» -  динамическая пауза в форме подвижной игры «Листопад»»

О.О. «Художественно-эстетическое развитие» -  слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

Технологическая карта занятия.

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап  - Подготовительный

Организационный момент

мотивация к деятельности

Воспитатель задает детям вопрос:

- Я вам сейчас расскажу синквейн, а вы послушаете и скажете, о чём будет идти разговор на нашем занятии:

Осень.

Золотая, великолепная, волшебная.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Картина .

Правильно, сегодня мы с вами снова встретимся с картиной И. Левитана «Золотая осень». Будем учиться составлять рассказ по картине.

Дети слушают и определяют тему занятия по предложенному синквейну.

II этап - Основной этап

Наглядный метод через применение ММУ

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» (на слайде)

Презентация (демонстрируются слайд с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»).

- Что такое синквейн? (это маленький рассказ, или загадка)

- мы с вами на занятиях уже рассматривали картину и беседовали по ее содержанию. Вы сегодня должны сами составить рассказ по картине.

Чтоб составить свой рассказ, вы можете использовать такие слова: золотая, берёзовая роща, водная гладь, отражается, пригорок, пожухлая.

Дети рассматривают картину и участвуют в диалоге.

Музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года. Осень»

- А сейчас, я вам включу музыку, которая поможет составить вам рассказ по картине.

Дети слушают музыку и составляют свой рассказ.

Практическая деятельность

Оказывает индивидальную помощь, подсказывает, направляет.

Рассказы детей по содержанию картины (2-3 ребёнка)

Динамическая игровая пауза «Листопад»

Игра «Листопад»

Цифра 1 – поднять красный лист,

Цифра 2 поднять жёлтый лист.

При поднимании дети называют с какого дерева листочек.

(на каждого ребёнка приготовлен листочек.)

Дети двигаются по музыку, по окончанию музыки поднимают листок и  называют с какого он дерева.

Сюрпризный момент

- Ребята, а я для вас приготовила сюрприз. Стёпа очень хотел попасть на занятие и рассказать свой рассказ по картине, который он придумал вместе с мамой. Но так как он не смог быть на занятии, этот рассказ я записала на  предлагаю вам послушать.

Дети слушают запись. Высказывают свои суждения о прослушанном.

III этап - Заключительный

Составление синквейна по 1 объекту  из картины

Включение муз. сопровождения

Вывести на экран поверх картины.

- Ребята, вы молодцы! Вы составили очень интересные рассказы. Они нам очень понравились.

Сегодня наше занятие началось с синквейна, который я вам приготовила. А теперь вы должны составить  свой синквейн самостоятельно, выбрав один объект картины, но главное слово не называете. Это будут отгадывать дети группы.

Для помощи, я вам включу музыку, которая поможет вам в составлении, придумывании.

Помогаю придумать синквейн детям.

Дети придумывают синквейн-загадку. Определяют, о чем составлен синквейн.

Анализ занятия, домашнее задание.

- Молодцы, а дома, вы покажете листочки с рисунком родителям, и вместе с ними придумаете синквейн к этому рисунку.

Дети берут домашнее задание и уходят в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень"

На занятии дети знакомятся  с творчеством И.Левитана,  учатся составлять описательный рассказ по картине И. Левитана" Золотая осень" К занятию прилагается презентация с портретом х...

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Рассказ по картине И. Левитана " Золотая Осень"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Рассказ по картине И. Левитана «Золотая Осень»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...