Главные вкладки

    Развитие диалогической речи.
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

     

    Развитие диалогической речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_dialogicheskoy_rechi.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                   

    Развитие диалогической речи.

         Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи  является сформированность  диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса  на логопедических занятиях. Овладение  диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры  предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

       Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.

        Приемами развития диалогической речи является беседа  и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).

         В классах школы VII  и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.

         Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения  , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров.  Для ребенка школы  VIII  вида  очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы  с движением и отставаниями в речи.

         На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с  действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении  речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает  новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи  воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность  развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима  большая  предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.

       Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:

     - восприятие  диалога на слух;

    - знакомство с героями стихотворения или сказки;

    - обговорить характерные признаки того или иного животного.

    Я могу добавить :

    - осматривание игрушек, действующих лиц;

    - рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;

    - неоправданное  лишение возможности высказаться;

    - навязывание своего мнения;

    - высмеивание недопустимо:

    - грубая реакция на высказывание;

    - давление на собеседника голосом , манерами.

     Методика обучения учащихся поведению во время диалога:

     - облик , лицо , руки;

    - жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;

    - мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;

    - рукопожатие – непременный атрибут встречи;

    - естественная поза и жесты;

    - сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;

    - внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;

    - следить за дикцией: не лепетать и не кричать;

    - не допустим жаргон , грубость;

    - улыбнитесь!

    - умение слушать активно;

    - доброжелательность в диалоге;

    - используйте передышку в диалоге.

    Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.

    1. «Курочка -рябушка» Перед  заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.

    Тексты должны быть понятны, доступны для детей.

    - Курочка-рябушка , куда пошла ?

    - На речку.

    - Курочка-рябушка , зачем пошла?

    - За водичкой.

    - Курочка-рябушка , зачем вода ?

    - Цыпляток поить.

    - Курочка-рябушка , а цыплята чьи?

    - Мои. Они пить хотят.

    Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку  говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.

    - логопед,        - лягушка,       - мышонок,     - мышка – мать,   мама-утка

           Пела ночью Мышка в норке:

          - Спи , Мышонок , замолчи!

         Дам тебе я хлебной корки

         И огарочек свечи.

         Отвечает ей Мышонок:

         - Голосок твой слишком тонок.

        Лучше , мама , не пищи,

        Ты мне няньку поищи!

        Побежала  Мышка-мать,

        Стала Утку в няньки звать.

        Приходи к нам , тетя – Утка

        Нашу детку покачать.

        Стала петь Мышонку Утка:

        Кря-кря-кря , усни , малютка!

        После дождика в саду

        Червяка тебе найду.

        Глупый маленький Мышонок

        Отвечает ей спросонок:

        - Нет, твой голос нехорош,

        Слишком громко ты поёшь!

        Побежала Мышка-мать,

        Стала Жабу в няньки звать:

        - Приходи к нам ,тетя Жаба,

        Нашу детку покачать.

        Стала Жаба важно квакать:

        - Ква-ква-ква! Не надо плакать.

        Спи , Мышонок , до утра,

        Дам тебе я комара!

        Глупый маленький Мышонок

        Отвечает ей спросонок:

        - Нет, твой голос нехорош,

       Очень скучно ты поёшь

    Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог.  Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.

           У меня зазвонил телефон.

           - Кто говорить?

           - Слон.

           - Откуда?

           - От верблюда.

           - Что ему надо?

           - Шоколада.

           - Для кого ?

           - Для сына моего.

           - А много ли прислать?

           - Да пудов этак пять или шесть,

             Больше ему не съесть!

             Он у меня еще маленький!

    Перед заучиванием диалога  «Кисонька-мурысонька!»  - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю  о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.

    - Кисонька-мурысонька,  где  ты была?

    - на мельнице.

    - Кисонька-мурысонька , что там делала ?

    - Муку молола.

    - Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?

    - Прянички.

    - Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?

    - Одна.

    - Не ешь одна ! Не ешь одна!

        Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.

    - Ваня , Ваня , куда ты ходил ?

    -  В         (лесок)

    - Что видел?

    -              ( пенёчек).

    - Под пенечком что?

    -              ( грибочек).

    - Хвать ! Да в      (кузовочек).

          Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»

                                   «Красавица»

    -Как тебя зовут?

    - Карр-повна!

    - Что ты делаешь?

    - Карр-каю.

    - Что ты кричишь , как на пожар?

    - Нрр-равится!

    - Карр-ошая!

    - Карр-рошая!

     - Карр-расавица!

        Кто эта красавица?  Как ты узнал?

    Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос:  «Какие строчки  этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»

                                   «Листопад».

    Опавшей листвы разговор еле слышен:

    - Мы с кленов…,

    - Мы с яблонь…,

    - Мы с вязов…,

    -Мы с вишен…,

    - С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-

    Везде листопад. На пороге – морозы.

            У  детей школы  VIII вида  слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и

    Треугольник. Это можно использовать в работе  над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок.  – Лис.

    1. – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?

    О – Землю копал.

    - Для чего землю копал?

    О- норку делал.

    - Для чего норку дклал?

    О – От тебя , Лис, прятаться.

    - Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!

    О – А у меня в норках спаленка.

    - Кушать захочешь – вылезешь.

    О – А у меня в норках кладовочка.

    - Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!

    О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!

        Работа с диалогической речью помогает  усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы  VIII  вида такие занятия очень нравятся

         

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

    Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

    Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

    Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

    Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

    Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

    Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

    Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...