Главные вкладки

    Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

    Сафонова Татьяна Николаевна

    Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позволяет максимально активизировать речь детей посредствам диалогов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_teatralnoy_deyatelnosti.docx15.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование театральной деятельности

    в развитии диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

              Важнейшим условием полноценного развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью.

              Развитие речи – это целенаправленная и последовательная работа.

              Одной из важнейших задач по развитию речи на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи.

    Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен ребенку или затрагивает его личные интересы: « И я люблю шоколад…», «И у нас на даче есть…». При этом они спешат высказаться, перебивают воспитателя  и друг друга. Дети этого возраста достаточно часто сопровождают речью собственные действия. С возрастом желание оформлять свои действия речью усиливается. Так, ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе действие.

                 Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Она способствует формированию этой деятельности, но и сама при этом совершенствуется, обогащаясь за счет «языка» этой деятельности. И здесь ведущей формой обучения детей выступает диалог. У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе продуктивной деятельности, достаточно содержательны. Необходимо не оставлять без внимания  вопросы детей: « Как получилось?», «Как сделалось?», «Как сделать?». Эти вопросы свидетельствуют о стремлении ребенка осознать способы деятельности, что чрезвычайно важно для его развития.

            При развитии диалогической речи детей среднего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

    - формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре,

    - воспитывать общительность, сдержанность, тактичность – качества необходимые человеку для общения с окружающими,

    - помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

           Театральная деятельность так же позволяет максимально активизировать речь детей посредствам диалогов.

          Эту работу можно представить как:

    - развитие речи детей через  ролевые диалоги.

    - развитие речи детей с помощью игр- драматизаций.

           На протяжении всего учебного года  задача по развитию диалогической речи детей решается на занятиях по развитию речи, где ролевые диалоги и игра-драматизация берется как часть занятия.

            Обучение ролевым диалогам проходит ряд этапов:

    на 1 этапе педагог поощряет детей вести ролевые диалоги.

    на 2 этапе вовлекает детей в ролевые диалоги.

    на 3 этапе совершенствует умение детей вести диалог.

           Решая задачи по вовлечению детей в разговор и обучению вести ролевой диалог, я начала с игры «Не плачь мышонок». Роль ведущего брала на себя, а дети превращались в зверя или птицу и отвечали на вопросы мышонка (Ты кто? Ты меня не съешь? А что ты ешь? Что ты делаешь?). Вначале дети затруднялись отвечать на вопросы, предлагала послушать вопрос еще раз. Но затем дети с удовольствием отвечали на вопросы, превращаясь в животного или птицу.

            Другая игра, которая  помогала решать эту задачу, была игра «Я старик-лесовик». В игровой форме Старик-лесовик приглашал в гости в лес разных зверей, задавая разные провокационные вопросы,  на которые дети должны были отвечать самостоятельно или с помощью сверстников. Например: «Ответь мне, белочка, шубка у тебя, должно быть, такая же, как у твоего соседа дятла? А хвост у тебя малюсенький, да?». Если ребенок затруднялся отвечать на вопрос, ему предлагалось посмотреть на картинку. После правильных ответов ребенок получал поощрение. Во время игры, которая проводилась второй и третий раз, дети уже подробнее отвечали на вопросы.

             Следующей игрой была игра «Диалог с домовенком Кузей», где детям также предлагалось вести диалог с домовенком по предложенной картинке.

             Для развития диалогической речи использовала художественное слово, подбирала небольшие стихотворения с диалогами.

             Также часто играли в игру «Доскажи словечко».

             Второе направление по развитию диалогической речи через театральную деятельность – это игра-драматизация. Игры-драматизации также использовала на занятиях по развитию речи. На занятиях пыталась вызвать желание детей попробовать свои силы в драматизации, упражняя детей в умении произносить фразы с разной силой голоса, поощряла желание детей участвовать в драматизации. Дети испытывали радость, участвуя в драматизации, и играли роли так, как хотелась им.

             Решая эти задачи, сначала взяла отрывок из сказки «Колосок», где дети пытались своими словами пересказать сказку. Ведущую роль брала на себя, постепенно дети брали роль ведущего на себя. Для развития диалогической речи использовала отрывок из сказки «Три поросенка». Дети с интересом обыгрывали отрывок. Диалоги у некоторых детей получались удачными, а некоторые затруднялись. Еще одной из сказок была сказка «Про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка. В этом отрывке из сказки принимают участие уже 4 героя. Если вначале, когда дети затруднялись произносить свои диалоги, одну роль брала на себя, помогая остальным, то затем дети обыгрывали этот отрывок самостоятельно.

             Для обыгрывания сказок использовала разные виды театров -  кукольный театр, пальчиковый театр,  в играх-драматизациях использовали шапочки или элементы костюмов.

             Полученные на занятиях знания дети используют в свободное время в дидактических играх, играх-драматизациях, ставят концерты. Дети с большим интересом и желанием драматизируют знакомые сказки, составляют диалоги между различными героями в повседневной жизни, используя игрушки и разные виды театров. И самое главное в процессе театральной деятельности происходит развитие у детей диалогической речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

    Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

    презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

    Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

    Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

    Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

    Психологи считают что именно дошкольный возраст 4-5 года жизни сензитивен к усвоению речи....

    Картотека стихов - диалогов для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

    В картотеке собранны стихи - диалоги для детей среднего дошкольного возраста, которые существенно облегчают понимание правил ведения диалога, развивают диалогическую речь. Стихи - диалоги можно исполь...

    Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

    Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....