Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Михеева Татьяна Викторовна

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность игр, в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению,

мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновленный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в мире. Играя, ребенок осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Роль театра в жизни ребенка – дошкольника несоизмеримо велика.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре – театру. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, но одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Слово в игре помогает выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Живое участие детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, вниманию, волю. Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность игр, в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению,

мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Театрализованные игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются способности, но не сами по себе, а в связи с речью; в игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания.

Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет, величина, вес, качество материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на играх ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно - образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности.

Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.

Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно - печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: «Больше-меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

И так, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка среднего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

В предыдущем параграфе мы подробно изложили особенности и задачи развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Далее перейдем к исследованию эффективного, с точки зрения многих отечественных ученых, средства развития самой связной речи.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. «Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка».

В силу многообразия детских игр возникла потребность в их классификации. Отечественная дошкольная педагогика так условно классифицирует детские игры, основываясь на степени самостоятельности и творчества детей в игре:

1) игры, придуманные взрослыми (игры с правилами): дидактические, подвижные и музыкально-хороводные;

2) игры, придуманные самими детьми (творческие, т.е. игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу,

самостоятельность): игры со строительным материалом, сюжетно - ролевые, режиссерские и театрализованные.

Среди творческих игр большинство ученых (Л. В. Артемова, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, что позволяет ребенку чувствовать себя раскованно, свободно, естественно. Каким же образом театрализованная игра задействует эмоции школьников? Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осознают причины того или иного настроя, осваивают всевозможные способы их внешнего выражения. Подобная эмоциональная обстановка раскрепощает детей, открывает просторы для словесного творчества, что, естественно, облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Именно поэтому театрализованная игра и является тем самым сильным, но ненавязчивым педагогическим средством, с помощью которого можно эффективно решить весь комплекс задач по развитию связной речи .

По мнению многих ученых (таких, как Л.И. Божович, И.Г. Вечканова, А.В. Запорожец и др.), «занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты».

«Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни под воздействием детской фантазии – сюжетом игры».

По своей природе театрализованная игра связана с сюжетно-ролевой и, соответственно, сохраняет все её структурные компоненты, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Вместе с тем в театрализованной игре имеются существенные отличия от сюжетно-ролевой игры.

Особенности театрализованных игр:

1) имеют готовый сюжет, т.е. текст произведения во многом, казалось бы, предопределяет деятельность детей. На самом деле текст произведения - только канва, в которую дети вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.

2) творческое разыгрывание ролей значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре, т.к. в театрализованной игре (в

отличие от сюжетно-ролевой, где ребенок свободен в передаче особенностей ролевого поведения) образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Здесь творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Отсюда вытекает следующая особенность театрализованных игр.

3)полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, т.е. в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать не только интонации, но и особенности речевых оборотов.

Для проникновения в сущность героя нужно научиться анализировать и оценивать его поступки, понимать мораль произведения. Эти умения во многом зависят от личного опыта ребенка – ведь «чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить» .

Для исполнения роли ребенку необходимо владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, речью выразительной по лексике и интонации, и т.п.)

Иными словами, подготовленность к театрализованной игре – это такой «уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы».

В свою очередь, именно театр, как один из самых доступных видов искусства для детей, помогает решить множество актуальных задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника:

- с художественным образованием и воспитанием;

- с формированием эстетического вкуса;

- с нравственным воспитанием;

- с развитием коммуникативных качеств личности;

- с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру;

- с воспитанием воли, развитием памяти, мышления, воображения, инициативности, фантазии, речи.

Все многообразие театрализованных игр дошкольников можно условно разделить на две большие группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся:

1) настольные (театр игрушек; театр картинок);

2) стендовые (стенд-книжка; фланелеграф; теневой).

В них ребенок сам, как режиссер, создает сценарий и сам же его разыгрывает с помощью игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающие средства выражения в данном случае - интонация и мимика, пантомимика ограничена возможностями игрушки. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам.

В настольном театре игрушек используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

В настольном театре картинок персонажи и декорации — картинки, появляющиеся по ходу действия и создающие элемент сюрпризности.

В театрализованных играх, представляющих собой стенд - книжку, динамику и последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций, а при использовании фланелеграфа картинки или персонажи выставляются на экран. Теневой театр в среднем дошкольном возрасте не желателен.

К играм - драматизациям для детей среднего дошкольного возраста относятся следующие виды театрализованных игр:

1) с пальчиками;

2) с куклами бибабо (или театр петрушек, или верховой театр);

3) импровизация.

Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое - либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Здесь ребенок – артист, он играет сам, используя все доступные ему средства выразительности (интонацию, дикцию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок.

В играх - драматизациях с пальчиками атрибуты (изображение персонажа) ребенок надевает на пальцы и играет за него, проговаривая текст и находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Куклы бибабо, надетые на пальцы, действуют на ширме, за которой стоит водящий.

Импровизация представляет собой разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованные игры способствуют развитию различных видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического, певческого (т.е. при художественном изображении литературного произведения дети выступают не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, и как «музыканты», обеспечивающие его звуковое сопровождение).

Театрализованные игры не только приобщают детей к искусству вообще (литературному, драматическому, театральному), но и знакомят с разнообразными видами самого театрального искусства, формируют представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера.

Средний дошкольный возраст характерен тем, что в нем происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре (в группе из пяти-семи сверстников с различными ролевыми позициями), ориентированной на зрителя, в которой значимы не только процесс, но и результат. Продолжают усложняться и совершенствоваться театрально-игровые умения дошкольников не только с позиций «режиссеров» и «артистов»; развиваются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры (умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры).

К основным приемам театрализации в дошкольных учреждениях относятся:

- игра-инсценировка,

- театрализованное представление (выступление),

- кукольный театр.

Игра - инсценировка проходит как сюжетно - ролевая игра в свободном (или дословном) пересказе детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, неоднократно прочитанного им воспитателем (как правило, это бывают хорошо знакомые детям сказки).

Театрализованное представление – обязательно костюмированное, дети принимают в нем участие с определенной целью – развлечь своих «зрителей».Театр кукол представляет собой различные виды режиссерских игр или игр - драматизаций с куклами.

Любая театрализованная игра проходит через несколько этапов.

На первом этапе выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики – идет своеобразная подготовка к будущим драматизациям. Дети учатся легко переключать движения с одного на другое, самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица и жестов другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации потешек, прибауток, стихов.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок.

Среди основных направлений работ с детьми дошкольного возраста в области театрализованной деятельности можно выделить следующие:

1. Театральная игра.

Задачи: создать условия для детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

2. Ритмопластика.

Задачи: создать условия для развития умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано; развивать координацию движений, учить запоминать определенные позы и образно передавать их.

3. Культура и техника речи.

Задачи: создать условия для развития речевого дыхания и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

4. Основы театральной культуры.

Задачи: создать условия по ознакомлению детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать у детей культуру поведения в театре.

5. Работа над спектаклем.

Задачи: создать условия для детей сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (говорить грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Для того, чтобы в театрализованных играх дети проявляли самостоятельность и творчество (игровое, словесное), необходимо соблюдать следующие условия:

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально - игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Для правильной организации театрализованных занятий в детском саду необходимо учитывать следующие принципы:

1) следить за содержательностью занятий, разнообразить тематику и методы работы;

2) ежедневно включать театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что поможет сделать их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно - ролевые игры;

3) поддерживать максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

4) содействовать сотрудничеству детей друг с другом и со взрослыми;

5) проявлять педагогическую компетентность, подготовленность и заинтересованность.

Среди прочих условий, благоприятных для развития театрализованных игр, можно выделить следующие:

1) с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него (читать и запоминать потешки, пестушки, попевки, шутки, стихотворения);

2) воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности (создавать ситуации, в которых игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки; обсуждать содержание прочитанного произведения; включать детей в ситуацию театра (подготовки спектакля); вызывать желание показать спектакль малышам, родителям; побуждать участвовать в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек и сочинению инсценировок; давать новые знания о театре, о разных жанрах театрального искусства, об истории театра; подкреплять сознание ребенка в успешности его деятельности);

3) заботиться об оснащении театрализованных игр (приобретать, мастерить, обновлять костюмы, декорации, атрибуты);

4) уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр, соответствующих, в частности, таким требованиям, как понятная для детей моральная идея, динамичные события, персонажи с выразительными характеристиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Театрализованная деятельность , как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих парт...

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Очень важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Одним из таких условий выступает  театрализованная деятельность....