Театрализованная деятельность , как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.

Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в "театр". А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т.е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

В своей работе с детьми по театрализованной деятельности я использовала такие методы:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как "Стрекоза и муравей", "Две козы" и т.д.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины(доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

-покажите, как "папа" дарит "маме" цветы, говорит ей приятные слова

-покажите как "мама" наряжает "папу" к празднику

-произнесите от лица "мамы" фразу "Почему ты не убрала за собой игрушки?" – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,"Конкурс хвастунов" объясняю, что выигрывает тот ,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось - хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку "Белый рояль" и попросила  нарисовать свой "страх", дети рисовали собак, змей, пауков т.д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.

5. Метод обратной связи или (рефлексия) который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня - перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре "Идём в театр" дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.

Театрализованная деятельность сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

·        -роль

·        -игровые действия

·        -игровое употребление предметов

·        -реальные отношения

Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное - главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. именно искусство (театр) побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры - беседы, викторины. Например, беседа "Правила поведения в зрительном зале". Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:

·        -нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры

·        -знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла

·        -давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании

·        -проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала Формы организации театрализованной деятельности, Которые включают в себя:

·        -театральные игры (на снятие эмоционального напряжения "Назови ласково соседа", "Скажи комплемент" и др.

·        -музей кукол

·        -театрализованная игра на праздниках ,развлечениях

·        -театральные игры в повседневной жизни

·        -мини-игры на музыкальных занятиях

·        -театр в детском саду

·        -посещение детьми театров совместно с родителями(беседа)

·        -самостоятельная художественная деятельность

·        -совместная театральная деятельность взрослых и детей

Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М.В.)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.

3.Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику, как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.

С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом, решаются следующие задачи:

·        -развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

·        -воспитание интереса к различным видам творческой деятельности

·        -овладение импровизационными умениями

·        -развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

·        -совершенствование познавательных процессов.

Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать  стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:

·        игры - драматизации, где дети исполняют роль "артиста",самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

·        режиссёрские игры "артистами" являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует  деятельность, управляет ими, "озвучивает" героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.

Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра; ширма с костюмами, магнитофон, музыкальные дидактические игры, литература - все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке "Теремок" дети охотно изображают животных голосом, движением).

Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей). В дальнейшей работе по организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.

В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

 

 

 В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.

Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в "театр". А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т.е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

В своей работе с детьми по театрализованной деятельности я использовала такие методы:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как "Стрекоза и муравей", "Две козы" и т.д.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины(доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

-покажите, как "папа" дарит "маме" цветы, говорит ей приятные слова

-покажите как "мама" наряжает "папу" к празднику

-произнесите от лица "мамы" фразу "Почему ты не убрала за собой игрушки?" – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,"Конкурс хвастунов" объясняю, что выигрывает тот ,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось - хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку "Белый рояль" и попросила  нарисовать свой "страх", дети рисовали собак, змей, пауков т.д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.

5. Метод обратной связи или (рефлексия) который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня - перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре "Идём в театр" дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.

Театрализованная деятельность сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

·        -роль

·        -игровые действия

·        -игровое употребление предметов

·        -реальные отношения

Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное - главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. именно искусство (театр) побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры - беседы, викторины. Например, беседа "Правила поведения в зрительном зале". Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:

·        -нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры

·        -знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла

·        -давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании

·        -проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала Формы организации театрализованной деятельности, Которые включают в себя:

·        -театральные игры (на снятие эмоционального напряжения "Назови ласково соседа", "Скажи комплемент" и др.

·        -музей кукол

·        -театрализованная игра на праздниках ,развлечениях

·        -театральные игры в повседневной жизни

·        -мини-игры на музыкальных занятиях

·        -театр в детском саду

·        -посещение детьми театров совместно с родителями(беседа)

·        -самостоятельная художественная деятельность

·        -совместная театральная деятельность взрослых и детей

Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М.В.)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.

3.Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику, как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.

С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом, решаются следующие задачи:

·        -развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

·        -воспитание интереса к различным видам творческой деятельности

·        -овладение импровизационными умениями

·        -развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

·        -совершенствование познавательных процессов.

Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать  стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:

·        игры - драматизации, где дети исполняют роль "артиста",самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

·        режиссёрские игры "артистами" являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует  деятельность, управляет ими, "озвучивает" героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.

Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра; ширма с костюмами, магнитофон, музыкальные дидактические игры, литература - все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке "Теремок" дети охотно изображают животных голосом, движением).

Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей). В дальнейшей работе по организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.

В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

 

 

 В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.

Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в "театр". А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т.е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

В своей работе с детьми по театрализованной деятельности я использовала такие методы:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как "Стрекоза и муравей", "Две козы" и т.д.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины(доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

-покажите, как "папа" дарит "маме" цветы, говорит ей приятные слова

-покажите как "мама" наряжает "папу" к празднику

-произнесите от лица "мамы" фразу "Почему ты не убрала за собой игрушки?" – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,"Конкурс хвастунов" объясняю, что выигрывает тот ,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось - хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку "Белый рояль" и попросила  нарисовать свой "страх", дети рисовали собак, змей, пауков т.д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.

5. Метод обратной связи или (рефлексия) который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня - перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре "Идём в театр" дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.

Театрализованная деятельность сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

·        -роль

·        -игровые действия

·        -игровое употребление предметов

·        -реальные отношения

Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное - главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. именно искусство (театр) побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры - беседы, викторины. Например, беседа "Правила поведения в зрительном зале". Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:

·        -нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры

·        -знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла

·        -давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании

·        -проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала Формы организации театрализованной деятельности, Которые включают в себя:

·        -театральные игры (на снятие эмоционального напряжения "Назови ласково соседа", "Скажи комплемент" и др.

·        -музей кукол

·        -театрализованная игра на праздниках ,развлечениях

·        -театральные игры в повседневной жизни

·        -мини-игры на музыкальных занятиях

·        -театр в детском саду

·        -посещение детьми театров совместно с родителями(беседа)

·        -самостоятельная художественная деятельность

·        -совместная театральная деятельность взрослых и детей

Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М.В.)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.

3.Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику, как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.

С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом, решаются следующие задачи:

·        -развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

·        -воспитание интереса к различным видам творческой деятельности

·        -овладение импровизационными умениями

·        -развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

·        -совершенствование познавательных процессов.

Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать  стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:

·        игры - драматизации, где дети исполняют роль "артиста",самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

·        режиссёрские игры "артистами" являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует  деятельность, управляет ими, "озвучивает" героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.

Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра; ширма с костюмами, магнитофон, музыкальные дидактические игры, литература - все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке "Теремок" дети охотно изображают животных голосом, движением).

Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей). В дальнейшей работе по организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.

В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

 

 

 В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.

Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в "театр". А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т.е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

В своей работе с детьми по театрализованной деятельности я использовала такие методы:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как "Стрекоза и муравей", "Две козы" и т.д.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины(доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

-покажите, как "папа" дарит "маме" цветы, говорит ей приятные слова

-покажите как "мама" наряжает "папу" к празднику

-произнесите от лица "мамы" фразу "Почему ты не убрала за собой игрушки?" – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,"Конкурс хвастунов" объясняю, что выигрывает тот ,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось - хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку "Белый рояль" и попросила  нарисовать свой "страх", дети рисовали собак, змей, пауков т.д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.

5. Метод обратной связи или (рефлексия) который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня - перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре "Идём в театр" дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.

Театрализованная деятельность сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

·        -роль

·        -игровые действия

·        -игровое употребление предметов

·        -реальные отношения

Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное - главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. именно искусство (театр) побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры - беседы, викторины. Например, беседа "Правила поведения в зрительном зале". Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:

·        -нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры

·        -знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла

·        -давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании

·        -проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала Формы организации театрализованной деятельности, Которые включают в себя:

·        -театральные игры (на снятие эмоционального напряжения "Назови ласково соседа", "Скажи комплемент" и др.

·        -музей кукол

·        -театрализованная игра на праздниках ,развлечениях

·        -театральные игры в повседневной жизни

·        -мини-игры на музыкальных занятиях

·        -театр в детском саду

·        -посещение детьми театров совместно с родителями(беседа)

·        -самостоятельная художественная деятельность

·        -совместная театральная деятельность взрослых и детей

Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М.В.)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.

3.Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику, как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.

С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом, решаются следующие задачи:

·        -развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

·        -воспитание интереса к различным видам творческой деятельности

·        -овладение импровизационными умениями

·        -развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

·        -совершенствование познавательных процессов.

Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать  стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:

·        игры - драматизации, где дети исполняют роль "артиста",самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

·        режиссёрские игры "артистами" являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует  деятельность, управляет ими, "озвучивает" героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.

Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра; ширма с костюмами, магнитофон, музыкальные дидактические игры, литература - все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке "Теремок" дети охотно изображают животных голосом, движением).

Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей). В дальнейшей работе по организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.

В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

 

 

 В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.

Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в "театр". А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", т.е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

В своей работе с детьми по театрализованной деятельности я использовала такие методы:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как "Стрекоза и муравей", "Две козы" и т.д.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины(доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

-покажите, как "папа" дарит "маме" цветы, говорит ей приятные слова

-покажите как "мама" наряжает "папу" к празднику

-произнесите от лица "мамы" фразу "Почему ты не убрала за собой игрушки?" – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,"Конкурс хвастунов" объясняю, что выигрывает тот ,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось - хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку "Белый рояль" и попросила  нарисовать свой "страх", дети рисовали собак, змей, пауков т.д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.

5. Метод обратной связи или (рефлексия) который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня - перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре "Идём в театр" дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.

Театрализованная деятельность сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

  • -роль
  • -игровые действия
  • -игровое употребление предметов
  • -реальные отношения

Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное - главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. именно искусство (театр) побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры - беседы, викторины. Например, беседа "Правила поведения в зрительном зале". Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:

  • -нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры
  • -знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла
  • -давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании
  • -проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала Формы организации театрализованной деятельности, Которые включают в себя:

  • -театральные игры (на снятие эмоционального напряжения "Назови ласково соседа", "Скажи комплемент" и др.
  • -музей кукол
  • -театрализованная игра на праздниках ,развлечениях
  • -театральные игры в повседневной жизни
  • -мини-игры на музыкальных занятиях
  • -театр в детском саду
  • -посещение детьми театров совместно с родителями(беседа)
  • -самостоятельная художественная деятельность
  • -совместная театральная деятельность взрослых и детей

Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М.В.)

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.

3.Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику, как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.

С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом, решаются следующие задачи:

  • -развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
  • -воспитание интереса к различным видам творческой деятельности
  • -овладение импровизационными умениями
  • -развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
  • -совершенствование познавательных процессов.

Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать  стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:

  • игры - драматизации, где дети исполняют роль "артиста",самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
  • режиссёрские игры "артистами" являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует  деятельность, управляет ими, "озвучивает" героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.

Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра; ширма с костюмами, магнитофон, музыкальные дидактические игры, литература - все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.

Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке "Теремок" дети охотно изображают животных голосом, движением).

Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические).

Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей). В дальнейшей работе по организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.

В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группе можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родной речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.          Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, пото...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...