План по самообразованию Горяченко Т. Н "Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка

Горяченко Татьяна Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 3 «Родничок»  

 

 

 

 

 

 

 

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Горяченко  Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________

 

     Стаж работы в должности: 6 лет  6  мес.  

 

     Начало изучения темы: 02.08.2021г.__

 

 Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

 

Проблема

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

 

Цель:

Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  • развивать связную речь детей,  как средство общения;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Образовательный процесс можно осуществлять: 

  • в ходе непосредственно образовательной деятельности;

·  в ходе режимных моментов;

·  в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

·  при организации самостоятельной детской деятельности.

 Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое  наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.

 

Перспективный план самообразования педагога:

 

 

 

Месяц

Формы  работы

Отметка о выполнении

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Познакомить детей с

театром, с правилами поведения.

 

Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток»

 

октябрь

 

 

 

 

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

 

Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников».

 

 

ноябрь

Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ)

Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор).

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка»

 Пополнение и оснащение центра «Театр»  необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста).

 

декабрь

Подготовка к новогоднему празднику.

 

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике.

 

 

январь

Изучение темы: «Создание

условий для

развития речи

дошкольников в

ДОУ в

соответствии с

ФГОС»

Знакомство детей:

-теневой

-плоскостной

-театр ложек

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра.

Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала

 

февраль

Работа с

загадками.

Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками

Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации)

«Парные картинки».

Консультация

для родителей:

«Использовани

е загадок, как

средство

формирования

выразительност

и речи».

 

март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно  –печатных игр по мотивам сказок.

 

 

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике «8 Марта»
 

Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

 

апрель

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей».

 

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки

Консультация для родителей :

"Что делать, чтобы развить речь ребенка".

 

май

Самоанализ плана по самообразованию.

 

 

 

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений

Презентация: «Мы -артисты»

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
  8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 3 «Родничок»  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Горяченко  Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________

 

Стаж работы в должности: 6 лет  6  мес.                                                      ___

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении:  1 кв.____ категория от 23.05.2017г. пр.№______________________________________________

Начало изучения темы: 02.08.2021г.__

Арамиль, 2021г.

Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Проблема

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Цель:

Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  • развивать связную речь детей,  как средство общения;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Образовательный процесс можно осуществлять:  

  • в ходе непосредственно образовательной деятельности;

  в ходе режимных моментов;

  в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

  при организации самостоятельной детской деятельности.

 Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое  наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.

Перспективный план самообразования педагога:

Месяц

Формы  работы

Отметка о выполнении

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Познакомить детей с

театром, с правилами поведения.

Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток»

октябрь

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников».

ноябрь

Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ)

Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор).

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка»

 Пополнение и оснащение центра «Театр»  необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста).

декабрь

Подготовка к новогоднему празднику.

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике.

январь

Изучение темы: «Создание

условий для

развития речи

дошкольников в

ДОУ в

соответствии с

ФГОС»

Знакомство детей:

-теневой

-плоскостной

-театр ложек

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра.

Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала

февраль

Работа с

загадками.

Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками

Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации)

«Парные картинки».

Консультация

для родителей:

«Использовани

е загадок, как

средство

формирования

выразительност

и речи». 

март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно  –печатных игр по мотивам сказок.

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике «8 Марта»

Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

апрель

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки

Консультация для родителей :

"Что делать, чтобы развить речь ребенка".

май

Самоанализ плана по самообразованию.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений

Презентация: «Мы -артисты»

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
  8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.                                        ...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

- совершенствование диалогической формы речи;  -развитие монологической формы речи...