Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_0.docx337.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:

    учить детей составлять описательные рассказы по теме  «Одежда» 

    Задачи:

    Область коммуникация: обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда», развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по плану, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные. 

    Область познание: закреплять умение определять материал, из которого изготовлен предмет, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к одежде.

    Область физическая культура: развивать общую и мелкую моторику

    Область «Чтение художественной литературы»: формировать умение внимательно слушать стихотворение, уметь делится впечатлениями о прочитанном ранее, комментировать поступки литературного персонажа.

    Область социализация: воспитывать у детей толерантное отношение  друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

    Ход занятия:

    Вступление:

    Л: Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу. Я вижу, что у всех хорошее настроение.

    1. Основная часть

    Дети вместе с логопедом подходят к экрану.

    Логопед: Послушайте стихотворение.

    Как у наших у ворот

    Чудо-дерево растёт.

    Чудо, чудо, чудо, чудо

    Расчудесное!

    Не листочки на нём,

    Не цветочки на нём,

    А чулки да башмаки,

    Словно яблоки!

    На экране появляется изображение дерева.

    -Ребята, вы знаете,  как называется это стихотворение? (Чудо-дерево)

    -А кто его написал? (К.Чуковский)

    - Ребята, а если это чудо-дерево,  как про него можно сказать, какое оно?

    (Сказочное, волшебное).

    - Да ребята, поэтому иногда предметы на нем исчезают, а вместо них появляются новые. Посмотрите - исчезли. Только новые предметы на нем почему-то не появились, да и само дерево уменьшилось. Наверное, у него вся волшебная сила закончилась. Хотите ему помочь?

    - Для этого нужно выполнить задания.

    А хотите узнать, какие предметы должны были появиться на дереве? Для этого нужно загадки отгадать.

    Две штанины и резинка -              

    Очень странная картинка.            

    Где же зад, а где перед?                

    Кто же сразу разберет?                      

    (брюки)                                            

    Чтоб не мерзнуть,

    Пять ребят

    В печке вязаной

    Сидят.

            (Варежки)

    Может быть прямой она,              

    Может – расклешенной.              

    Может быть любого цвета,          

    Красной и зеленой.

    Может складочки иметь,                          

    Кружево, оборки.                            

    Носят ее бабушки,                          

    Женщины, девчонки.                          

    (юбка)

    Греет он шею холодной зимой,

    Мягкий, пушистый

    И шерстяной.

    (шарф)

    Я как зонт – не промокаю,        
    От дождя вас защищаю            
    И от ветра вас укрою,                
    Ну, так что же я такое?            
       (плащ)                      

                                           

    - А как все эти предметы можно назвать одним словом? Одежда

    Значит, на нашем дереве должна была появиться одежда. Но не появилась, потому что сила дерева иссякла. Придется нам самим одежду искать. А где люди приобретают одежду? (В магазине. )

    -Отправляемся в магазин, а по дороге  будем задания выполнять, чтобы дереву помочь.

    Д/И «Цветик-разноцветик»

    -Посмотрите, какой необычный цветик - разноцветик. Давайте его внимательно рассмотрим. Усаживайтесь поудобнее на коврик.

     - А из чего сделаны его лепестки? (Из ткани) А какого цвета бывают ткани?

    - А зачем людям нужна ткань? Пусть каждый возьмет себе лепесток, который ему понравился. Расскажите, как называется эта ткань и что из нее можно сшить.

    - Это джинс, из него можно сшить джинсовую  рубашку и т.д.

    - Молодцы ребята, давайте прикрепим наши лепесточки к доске так, чтобы опять получился цветок. Посмотрите, мне кажется, наше дерево чуть-чуть подросло, наверное у него немного волшебной силы прибавилось.

    А сейчас, мы поиграем с вами  в игру «Собери одежду»

    Каждому ребенку раздаются детали одежды. Логопед спрашивает, как они называются.

    Дети ходят по кругу  и читают стихотворение:

    У одежды есть карманы,

    рукава и воротник,

    Замок, полочки, манжеты

     - получился пуховик!

    Дети подбегают к доске и собирают куртку из деталей.

    Как хорошо, что вы смогли так быстро справиться с заданием и мы можем двигаться дальше. Да и наше дерево еще немного увеличилось.

    Д/И «Волшебный мешочек»

    Ой, что это тут стоит? Какой-то мешочек. Интересно, что там внутри? Наверное, это наше  следующее  задание. Подходите поближе, опускайте  ручку в мешочек и попробуйте угадать, кому какая одежда досталась. А потом назовите, какая эта одежда мужская, женская или детская.(Дети прикрепляют предметы одежды к доске)

    - Все ребята правильно справились с заданием. Посмотрите, наше дерево стало почти таким - же, каким оно было раньше.

    А  это кто тут сидит? На столе сидит кукла в мятой и грязной одежде

     Вы не знаете? Кажется, я догадалась.  Это мальчик из другого произведения Чуковского.  Как называется это стихотворение? (Мойдодыр) А что с ним произошло? Он был грязнулей и не хотел мыться. Посмотрите, на его одежду. Какая она? Грязная, мятая. Давайте ему расскажем, как нужно правильно за ней ухаживать.  Те дети, которые выберут картинку с изображением ладони скажут, скажут что нужно делать с одеждой, а у кого ладонь будет зачеркнута - что нельзя. Дети прикрепляют изображение ладоней к доске. А сейчас мы нашему грязнуле поможем.

    Физминутка

    Воду в тазик мы налили

    И одежду намочили

    Мылом мылили, стирали,

    Хорошенько полоскали,

    А теперь все отожмем,

    Хорошенечко встряхнем,

    Развесим на веревку,

    Прищепкой щелкнем ловко!

    А подсохнет – что потом?

    Все погладим утюгом! (дети выполняют имитирующие движения)

    Ну вот, посмотрите на нашего грязнулю – какой он стал чистый и аккуратный!

    А наше чудо-дерево опять стало большим и красивым! Идем дальше.

    Вот и магазин. Я буду продавец, а вы покупатели.  А чтобы одежду купить, вам надо про свою одежду рассказ придумать,  а помогут вам наши картинки.(Выполнив все задания дети составили схему описательного рассказа)

    Дети по очереди составляют описательные рассказы об одежде.

    -Ребята, вы очень хорошо постарались, ваши загадки были очень интересные. И одежду для дерева вы смогли купить.

    А наше дерево готово показать нам свое волшебство.

    Ты друг другу улыбнись,

    А одежда появись.

    Ведь наши улыбки – это настоящее чудо!

    Давайте все вместе!

    Одежда появляется на дереве.

    Итог: Ребята, какое интересное занятие у нас сегодня было!

    А в какие игры тебе понравилось играть?

    А что интересного вы узнали на занятии?

    А что было трудно?

    А кому ты расскажешь о нашем занятии?

    Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли и ждет вас в следущий раз, с новыми чудесами. Оно дарит вам  чудо-кустик (Деревце изготовлено из конфет) Вы отнесете его в группу, возьмете себе конфеты и  угостите остальных ребят в вашей группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

    Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»

    Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима»....

    Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы

    Активизация  и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

    Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...