Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_0.docx337.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

учить детей составлять описательные рассказы по теме  «Одежда» 

Задачи:

Область коммуникация: обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда», развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по плану, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные. 

Область познание: закреплять умение определять материал, из которого изготовлен предмет, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к одежде.

Область физическая культура: развивать общую и мелкую моторику

Область «Чтение художественной литературы»: формировать умение внимательно слушать стихотворение, уметь делится впечатлениями о прочитанном ранее, комментировать поступки литературного персонажа.

Область социализация: воспитывать у детей толерантное отношение  друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Ход занятия:

Вступление:

Л: Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу. Я вижу, что у всех хорошее настроение.

1. Основная часть

Дети вместе с логопедом подходят к экрану.

Логопед: Послушайте стихотворение.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

На экране появляется изображение дерева.

-Ребята, вы знаете,  как называется это стихотворение? (Чудо-дерево)

-А кто его написал? (К.Чуковский)

- Ребята, а если это чудо-дерево,  как про него можно сказать, какое оно?

(Сказочное, волшебное).

- Да ребята, поэтому иногда предметы на нем исчезают, а вместо них появляются новые. Посмотрите - исчезли. Только новые предметы на нем почему-то не появились, да и само дерево уменьшилось. Наверное, у него вся волшебная сила закончилась. Хотите ему помочь?

- Для этого нужно выполнить задания.

А хотите узнать, какие предметы должны были появиться на дереве? Для этого нужно загадки отгадать.

Две штанины и резинка -              

Очень странная картинка.            

Где же зад, а где перед?                

Кто же сразу разберет?                      

(брюки)                                            

Чтоб не мерзнуть,

Пять ребят

В печке вязаной

Сидят.

        (Варежки)

Может быть прямой она,              

Может – расклешенной.              

Может быть любого цвета,          

Красной и зеленой.

Может складочки иметь,                          

Кружево, оборки.                            

Носят ее бабушки,                          

Женщины, девчонки.                          

(юбка)

Греет он шею холодной зимой,

Мягкий, пушистый

И шерстяной.

(шарф)

Я как зонт – не промокаю,        
От дождя вас защищаю            
И от ветра вас укрою,                
Ну, так что же я такое?            
   (плащ)                      

                                       

- А как все эти предметы можно назвать одним словом? Одежда

Значит, на нашем дереве должна была появиться одежда. Но не появилась, потому что сила дерева иссякла. Придется нам самим одежду искать. А где люди приобретают одежду? (В магазине. )

-Отправляемся в магазин, а по дороге  будем задания выполнять, чтобы дереву помочь.

Д/И «Цветик-разноцветик»

-Посмотрите, какой необычный цветик - разноцветик. Давайте его внимательно рассмотрим. Усаживайтесь поудобнее на коврик.

 - А из чего сделаны его лепестки? (Из ткани) А какого цвета бывают ткани?

- А зачем людям нужна ткань? Пусть каждый возьмет себе лепесток, который ему понравился. Расскажите, как называется эта ткань и что из нее можно сшить.

- Это джинс, из него можно сшить джинсовую  рубашку и т.д.

- Молодцы ребята, давайте прикрепим наши лепесточки к доске так, чтобы опять получился цветок. Посмотрите, мне кажется, наше дерево чуть-чуть подросло, наверное у него немного волшебной силы прибавилось.

А сейчас, мы поиграем с вами  в игру «Собери одежду»

Каждому ребенку раздаются детали одежды. Логопед спрашивает, как они называются.

Дети ходят по кругу  и читают стихотворение:

У одежды есть карманы,

рукава и воротник,

Замок, полочки, манжеты

 - получился пуховик!

Дети подбегают к доске и собирают куртку из деталей.

Как хорошо, что вы смогли так быстро справиться с заданием и мы можем двигаться дальше. Да и наше дерево еще немного увеличилось.

Д/И «Волшебный мешочек»

Ой, что это тут стоит? Какой-то мешочек. Интересно, что там внутри? Наверное, это наше  следующее  задание. Подходите поближе, опускайте  ручку в мешочек и попробуйте угадать, кому какая одежда досталась. А потом назовите, какая эта одежда мужская, женская или детская.(Дети прикрепляют предметы одежды к доске)

- Все ребята правильно справились с заданием. Посмотрите, наше дерево стало почти таким - же, каким оно было раньше.

А  это кто тут сидит? На столе сидит кукла в мятой и грязной одежде

 Вы не знаете? Кажется, я догадалась.  Это мальчик из другого произведения Чуковского.  Как называется это стихотворение? (Мойдодыр) А что с ним произошло? Он был грязнулей и не хотел мыться. Посмотрите, на его одежду. Какая она? Грязная, мятая. Давайте ему расскажем, как нужно правильно за ней ухаживать.  Те дети, которые выберут картинку с изображением ладони скажут, скажут что нужно делать с одеждой, а у кого ладонь будет зачеркнута - что нельзя. Дети прикрепляют изображение ладоней к доске. А сейчас мы нашему грязнуле поможем.

Физминутка

Воду в тазик мы налили

И одежду намочили

Мылом мылили, стирали,

Хорошенько полоскали,

А теперь все отожмем,

Хорошенечко встряхнем,

Развесим на веревку,

Прищепкой щелкнем ловко!

А подсохнет – что потом?

Все погладим утюгом! (дети выполняют имитирующие движения)

Ну вот, посмотрите на нашего грязнулю – какой он стал чистый и аккуратный!

А наше чудо-дерево опять стало большим и красивым! Идем дальше.

Вот и магазин. Я буду продавец, а вы покупатели.  А чтобы одежду купить, вам надо про свою одежду рассказ придумать,  а помогут вам наши картинки.(Выполнив все задания дети составили схему описательного рассказа)

Дети по очереди составляют описательные рассказы об одежде.

-Ребята, вы очень хорошо постарались, ваши загадки были очень интересные. И одежду для дерева вы смогли купить.

А наше дерево готово показать нам свое волшебство.

Ты друг другу улыбнись,

А одежда появись.

Ведь наши улыбки – это настоящее чудо!

Давайте все вместе!

Одежда появляется на дереве.

Итог: Ребята, какое интересное занятие у нас сегодня было!

А в какие игры тебе понравилось играть?

А что интересного вы узнали на занятии?

А что было трудно?

А кому ты расскажешь о нашем занятии?

Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли и ждет вас в следущий раз, с новыми чудесами. Оно дарит вам  чудо-кустик (Деревце изготовлено из конфет) Вы отнесете его в группу, возьмете себе конфеты и  угостите остальных ребят в вашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы

Активизация  и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...