Использование пальчиковых игр в работе с детьми имеющими ОНР.
статья по логопедии на тему

Понаморёва Любовь Александровна

 

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (а это, как правило, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, пальчиковые игры), тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palcy_pomogayut_razvivat_rech.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых игр в работе с детьми

имеющими ОНР.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: что это за 10 братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека  находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений, пальцев рук. На основе обследований детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствует возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие.

Учёными – физиологами доказано, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребёнка становится более чётким и правильным.  Как отмечает М.М.Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.

Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, а также способствует профилактике и преодолению ОНР.

В специальной литературе работа по формированию и совершенствованию тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с ОНР.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики ( а это, как правило, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, пальчиковые игры), тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Описание любой пальчиковой игры состоит из названия и показа соответствующего пальца. Если ребёнок не соотносит палец с его названием, то инструктированию следует уделять больше времени, чем задумано .Предлагаю  подборку стихотворений, которая помогает уточнить и закрепить умения детей называть тот или иной палец руки; сформирует способность координировать действия правой и левой половины тела и станет основой для дальнейшего развития мелкой моторики рук. Движения под стихотворный текст просты: перед началом прочтения стихотворения следует зажать пальцы в кулак, а потом оттопыривать называемый в стихотворении палец; ритмично сжимать пальцы в кулак и разжимать их. Выполняем сначала ведущей рукой, затем неведущей рукой, после – обеими. Вместе со взрослым ребёнок повторяет каждое слово стихотворения.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди  братьев самый  сильный.

Этот - Указательный,

Пальчик замечательный.

Ну, а этот – Средний, длинный,

Он как раз посередине.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

                          *****

Чтоб красиво говорить,

Надо с пальцами дружить!

Вот  Большой, а это Средний,

Безымянный  и последний -

Наш Мизинчик – малышок…

Указательный  забыли!!!

Чтобы  пальцы дружно жили,

Надо их соединять и движенья выполнять!

Имея представление о названии каждого пальца, можно переходить к более сложным пальчиковым заданиям – увлекательным пальчиковым играм

В результате  этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью.

       Игра          «Ладошки»

У меня есть две ладошки:                                                                                          Поиграем – ка немножко!

(Кисти рук находятся на уровне груди, пальцы ритмично сжимаются в кулак и разжимаются).

Хлопнем раз, хлопнем два,

           (Делают два хлопка)

Можно хлопать до утра!

(Делают четыре хлопка).

Делай раз – и вот вам стол,

(Правя ладонь сжимается в кулак, на неё сверху  горизонтально кладётся раскрытая ладонь левой руки).

Делай два – и вот вам пол,

(Раскрытые ладони обеих рук сближаются, поворачиваются вниз и  располагаются параллельно полу).

Вот и бочка,

(Слегка сгибают пальцы левой руки в кулак, оставляя сверху отверстие.)

Вот и мяч.

(Кисти рук округляются, одноимённые пальцы рук смыкаются).

Вот и тёпленький калач.

(Раскрытые ладони обеих рук сближаются и поворачиваются вверх, большие пальцы загибаются к середине)

А вот мост,

 (Руки поднимаются вверх ладонями друг к другу; пальцы сгибаются, кончики среднего и безымянного соприкасаются).

А вот – кошка.

(Правая рука поднимается вверх, её средний и безымянный пальцы прижимаются большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка сгибаются).                                                                                                          

Отдохни ладошка!

(проводится ритмическое встряхивание рук)

                                   ***********

                                                          «Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,

(Дети двигают прямыми ладонями вверх – вниз.)

Мы капусту солим – солим,

(Имитируют посыпание солью.)

Мы морковку трём – трём.

(Потирают кулак о кулак.)

Мы капустку жмём – жмём.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Потом в бочку кладём.

(Повторяют несколько раз.

Имитируют движение руками, как кладут капустку.)

        

"ЗАМОК"

На дверях висит замок.

(Пальцы сложить в "замочек")

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами)

Мы замочек потянули,

(Затем постучать о стол "замочком")

Мы замочек покрутили,

(Затем покрутить "замочком" в воздухе)

Мы замочком постучали и открыли!

(Разводят кисти в сторону).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...