Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ништа Марина Владиславовна

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкального театра в работе с детьми,

имеющими нарушения речи.

В последнее время выросло количество детей дошкольного возраста с разными уровнями общего недоразвития речи. Такие дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что мешает их благоприятной социализации и полноценному развитию. Я бы выделила две основные причины недоразвития речи ребёнка.

Первая – педагогическая запущенность детей, которым не хватает элементарного человеческого общения. Сказывается дефицит родительского внимания, отсутствие содержательных бесед, традиций семейного чтения, формирующих речевые навыки, правильное произношение и интонационную выразительность. Интересы таких детей ограниченны, а игры однообразны. Всё больше времени дети проводят у телевизора и компьютера. А телевизионная и компьютерная информация замедляет психическое и умственное развитие детей, потому что не учит размышлять и выражать свои мысли словесно.

Вторая причина - органическое поражение ЦНС, а именно коры головного мозга, нарушения речевого аппарата, психологические травмы. Здесь мало корригирующей работы одного только педагога. Нужна комплексная программа коррекции, включающей работу дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей, родителей.

В обоих случаях коррекционная и развивающая работа требует не только определенного уровня знаний и умений педагогов в данной области, но и специально организованных музыкально-двигательных занятий, которые способствуют развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, помогают устранению речевого нарушения, обеспечивают социальную реабилитацию дошкольников.

За время работы музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, с детьми логопедических групп, я пришла к выводу, что одной из эффективных форм работы, которая решает как коррекционные, так и педагогические задачи, является музыкально-театральная деятельность.

Исходя из актуальности данной проблемы, я в течение последних трёх лет углублённо работала и продолжаю работать по теме «Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи» по программе «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Цель работы  развивать художественно-исполнительские навыки, формировать основу музыкальной культуры, содействовать исправлению речевых нарушений у детей  посредством музыкально-театральной деятельности.

Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. создать на музыкальных занятиях  творческую атмосферу, способствующую развитию художественно-исполнительских навыков у детей;
  2. разработать сценарии музыкальных сказок, театрализованных представлений;
  3. составить конспекты оздоровительных досугов для детей с нарушениями речи;
  4. обучать детей элементарным актерским навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения различных образов;
  5. приобщать дошкольников к музыкальной культуре посредством музыкально-театральной деятельности

При подготовке спектаклей, главными участниками которых были дети с речевыми нарушениями, я отметила для себя, что у данной категории детей имеются проблемы не только в развитии связной речи, построении развернутых диалогов и монологов, но и  в развитии мимики, жестов, мелкой и артикуляционной моторики. Кроме того, эти дети испытывают значительные затруднения при необходимости перевоплощения в тех или иных персонажей, что свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения и фантазии, сниженном игровом интересе.

Работая в данном направлении, я целенаправленно отбирала тот материал и те методические приёмы, которые давали бы видимые результаты и в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Работу с детьми строю поэтапно.

Знакомство с театром

Большое место в работе по обучению детей игре-драматизации отводится просмотру спектаклей в исполнении профессиональных актёров. После просмотра спектакля мы обсуждаем с детьми, как артист изобразил того или иного героя, почему так, а не иначе; чем запомнился определённый эпизод. Направляю беседу с детьми так, чтобы каждый имел возможность высказаться.

Планирование и подбор материала 

Эту работу провожу совместно с учителем-логопедом, учитывая возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. При подготовке праздников и развлечений мы с детьми начинаем разучивать песни, стихи, инсценировки только после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Предварительную работу с текстами осуществляет учитель-логопед, который отрабатывает текстовой материал, добиваясь правильного произношения.  Словарную работу и  закрепление речевого материала проводит воспитатель.

Постановка сказки

Знакомство со сказкой – традиционное повествование или видеовариант, выразительное чтение, которые переходят в обсуждение сюжета и действий персонажей. Для лучшего восприятия детьми сюжета использую такой приём, как разыгрывание отдельных сцен с помощью кукол бибабо, настольных и стендовых приспособлений. Помогает освоить материал интонационное проговаривание реплик, распев песен, разучивание движений. Для настроя на более точную передачу музыкальных образов провожу с детьми различные упражнения: это слушание музыки и её творческое осмысление, ритмопластика, певческие импровизации, оркестровка, игры-драматизации.

Общение с детьми строю на позициях уважения к их личности, их мнению. При обсуждении текста и музыкального репертуара мы вместе решаем, кому поручить ту или иную роль, какое настроение передает музыкальная партия того или иного героя, чем можно заменить недостающую деталь костюма, как лучше поставить декорации. Предлагаю детям импровизировать, изменять действие и текст по своему усмотрению. Хотя не всегда индивидуальные проявления, отклонения от текста можно считать творчеством. Для побуждения ребёнка к осмысленному подходу к роли задаю уточняющие вопросы: «Ты рассказал по-своему или как я?», «Ты помнишь, как это показывала я?», «Вспомни, как пела или танцевала эту роль я?». Такие вопросы помогают выяснить и выявить преднамеренность изменений, что уже свидетельствует о творчестве, то есть переработке детьми знакомого материала.

Развитие сценического мастерства

 Для того чтобы театральная деятельность принесла ребёнку настоящее удовольствие от исполнения роли, я должна научить его жить в образе, перевоплощаться. Поэтому использую упражнения на развитие эмоций. Дети учатся сначала произносить, затем распевать одну и ту же фразу с разными интонациями. Изображают, как обращается к колобку волк, если он сытый, голодный, в хорошем и плохом настроении. Предлагаю исполнить песню от лица злого и доброго героя, передать позой, движениями, что в этот момент делает герой или что с ним происходит, что он чувствует. Для поддержания интереса к импровизациям предлагаю различные задания: уговори больную сестрёнку выпить горькое лекарство, лисичку – не есть колобка; изобразите, чем занимались персонажи сказки «Репка» до того, как они пошли на огород.

Этюды нравятся ребятам, эффект от упражнений наступает быстро. Дети усваивают и передают довольно тонкие оттенки интонаций, стремятся выразительно передавать различные чувства и ощущения героев. Показателем возросшей творческой активности становится умение детей воплотить свой замысел с применением способов образной выразительности посредством музыки и танца. Сама музыка, музыкальные упражнения и игры, использование правильно подобранных приёмов способствуют развитию психических процессов и свойств личности, чище и грамотнее становится речь. В свою очередь, при помощи театральных этюдов, пьес, мини-спектаклей, театрализованных представлений у детей с нарушениями речи формируется умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения слов.

Репертуар

Весь накопленный мною и детьми опыт образных и пластических танцев используется  при постановке детских музыкальных сказок, оперетт, мини-спектаклей. Чаще всего инсценировки включаются в сценарии утренников и развлечений. Праздники занимают особое место в системе воспитании детей с речевыми нарушениями. Высокий эмоциональный подъём обостряет чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

Первые наши постановки – это хорошо известные сказки «Колобок», «Репка», только поставлены они не в  традиционном варианте, а как оперы «Колобок на новый лад» и «Весёлая огородная Репка». За прошедший год мы подготовили и показали музыкальные сказки «Заюшкина избушка», «Муха Цокотуха». В зимние каникулы показали сказку «Теремок», инсценировали отрывки из сказок К.И. Чуковского. В этих постановках дети научились передавать характеры и интонации сказочных героев не обычной речью, они исполняли арии.

Результаты

За 3 года работы произошли существенные сдвиги в развитии детей: совершенствовались вокально-хоровые навыки и умения (чистота интонирования, четкость дикции, артикуляция), речь стала выразительней, они могут при помощи интонации, жестов и мимики передать настроение героев. Дети раскрепостились, они научились правильно размещаться на сцене, не наталкиваться и не загораживать друг друга во время действия, не перебивать партнёра по диалогу, выслушивать его до конца. Маленькие актёры начали самостоятельно находить выразительные средства: позы, жесты, что всегда нами поощряется. Дети с нетерпением ждут репетиций, новых выступлений. Это подтверждают данные диагностики.  

Сентябрь 2007 года

Март 2010 года

Высокий уровень – 20%

Высокий уровень 70%

Средний уровень 45%

Средний уровень 30%

Низкий уровень 35%

Низкий уровень --

Таким образом, количество детей с высоким уровнем возросло на 50%;

низкий уровень не выявлен.

Кроме этого, изменились отношения в группе. Работа над спектаклями сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями.

Успехи воспитанников я демонстрирую не только в детском саду. Стали традиционными выступления наших ребят на крупных сценичных площадках нашего города. Ежегодно мы принимаем участие в городских конкурсах: экологический конкурс - сказка «Белая цапля», конкурс по пожарной безопасности - мюзикл «Лесные пожары». Наши дети выступали на большой сцене в ДК им. Ленина и держались как настоящие артисты, это отметили и члены жюри и зрители. Традиционным стало участие нашего детского сада в городском конкурсе «Уральская звёздочка». В 2008 году мы стали лучшими в номинации «Вокал» и «Танец». В 2007-2008 г. победители в городском конкурсе новогодних мероприятий. (1 и 2 место). В 2008 году победители регионального конкурса «Театральное Верхнекамье». В 2008 году получили грант в конкурсе социально-культурных проектов «Лукойл-Пермь» с проектом «Волшебная страна по имени Театр». В 2010 г.- дипломанты всероссийского конкурса «Юные звёзды сцены 2010».

 Работа в этом направлении не закончена, в перспективе - постановка музыкальных, кукольных спектаклей, театрализованных, цирковых представлений. Надеемся, что интерес к этому виду творческой, развивающей деятельности не иссякнет ни у взрослых, ни у детей.

Итак, при комплексном подходе к решению коррекционных и образовательных задач достигается положительная динамика в речевом и музыкальном развитии детей, имеющих  нарушения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...