Сценарий театрализованной постановки Муха-Цокотуха
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Веселова Екатерина Сергеевна

 

На базе МБОУ «Гимназия №8» уже сложилась традиция устраивать театрализованные представления и демонстрировать их всем воспитанникам учреждения и родителям. На роль актеров приглашаются дети с речевыми проблемами, где практикуются в автоматизации поставленных звуков в речи, преодолевают застенчивость, стеснительность, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, анализируют, делают выводы и обобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_muha-cokotuha.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №8

Театрализованное музыкальное представление

(в сокращенном варианте)

с участием детей старшей группы

«Муха – Цокотуха»

По мотивам сказки К.Чуковского

Над постановкой работали:

Учитель-логопед

Веселова Екатерина Сергеевна

Воспитатели группы «Кораблики»:

Осипова Ольга Викторовна

Ящишина Елена Владимировна

Январь 2013г

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью

 говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать –

вот, что необходимо ребёнку»

Джанни Родари

Пояснительная записка

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, нарушением координации двигательного аппарата. Поэтому так важно развивать речь с младшего дошкольного возраста.

В жизни современных детей ухудшается качество общения друг с другом и со взрослыми. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая,  используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби,  роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

На базе МБОУ «Гимназия №8» уже сложилась традиция устраивать театрализованные представления и демонстрировать их всем воспитанникам учреждения и родителям. На роль актеров приглашаются дети с речевыми проблемами, где практикуются в автоматизации поставленных звуков в речи, преодолевают застенчивость, стеснительность, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, анализируют, делают выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Для детей с речевыми проблемами театр является очень важным звеном в коррекционной работе.

Решению этих задач помогают ответственные воспитатели групп. Они знакомят детей с разными типами театров, создают костюмы, атрибуты, декорации, разучивают реплики. В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:

Иллюстрации.

Маски-шапочки.

Костюмы.

Театр кукол би-ба-бо.

Настольный театр.

Пиктограммы с изображением эмоций.

Таким образом, театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Характеристика детей участвующих в сказке «Муха Цокотуха»

Дети, принимающие участие в театрализованном представлении, зачислены на логопункт и имеют следующие особенности:

Эмоциональную недостаточность. Детям очень сложно «вжиться» в образ и передать его чувства и эмоции.

Нексоординированность движений, нарушение равновесия.

Застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.

Нарушение звукопроизношения.

Коррекция звукопроизношения проходит несколько этапов. Одним из этапов является автоматизация поставленных звуков в связной речи, самостоятельных высказываниях. Поэтому между детьми были распределены реплики в соответствии с их речевыми проблемами.

Ф.И. ребенка

Сколько звуков нарушено

Какие звуки автоматизируются

Примечания

1

Б. Яна (муха)

Звук р,рь

Звук р,рь

Эмоциональная недостаточность

2

С. Яна

(пчелка)

Нарушение свистящих, шипящих, звуков р,рь л

Свистящие звуки, звук л

Повышенный тонус артикуляционного аппарата

3

С. Зоя

(блошка)

Нарушение свистящих, звуков р,рь, л

Свистящие звуки, звук л

Нарушение слоговой структуры слова

4

С. Женя

(блошка)

Звук р,рь

Звук р

Двигательная расторможенность

5.

З. Варя (бабочка)

Нарушение свистящих, звуков р,рь, л

Свистящие звуки, звук л

Повышенный тонус артикуляционного аппарата

6

П. Маша (бабочка)

Звук л

Звук л

Полная автоматизация звука

7

Щ. Ангелина(бабочка)

Звук р, рь

Звук р

Автоматизация звука в отдельных словах

8

Х. Архип

(таракан)

Звук р,рь, шипящие звуки

Звук р,рь, шипящие звуки

Двигательные нарушения

9.

К. Глеб

(таракан)

Нарушение свистящих, звуков р,рь, л

Свистящие звуки, звук л

Двигательные нарушения

10

И. Максим (паук)

Звук л

Звук л

Автоматизация звука в отдельных словах

11

Ш. Борис (комар)

Нарушение свистящих, звуков р,рь, л

Свистяще, звуки р,рь, л

Двигательные нарушения, проявляются запинки в речи

Для детей данное выступление – ещё один этап коррекционной работы, и участие в нем является очень важным.

Действующие лица и исполнители:

Муха-Яна Б

Пчела-Яна С

Блошки-Женя С,

Бабочки- Зоя С Ангелина Щ,Маша П,Варя З,

Тараканы-Архип Х, Глеб К

Паук-Максим И

Комар-Боря Ш.

Костюмы:

Муха-цокотуха                                                                Муравей:

Очки                                                                                Очки

Ободок-бант                                                                Ободок-усики

Крылья из бумаги                                                        Чёрная футболка

                                                                                Чёрные шорты

Пчела                                                                

Чёрная футболка

Жёлтая юбка

Крылья из бумаги

Ободок-усики

Блошки:                                                                                Музыканты:

Платье                                                                        Ободок-усики

Беретки                                                                        Крылья из бумаги

Тараканы:                                                                        Бабочки:

Чёрные (оранжевые) шорты                                                Крылья

Чёрная (оранжевая) футболка                                        Ободок-усики

Ободок-усики

Паук:                                                                        Комар:

Чёрная бандана (или шляпа)                                        Костюм гусара

Чёрные штаны (трико)                                                Меч

Чёрная футболка                                                        Фонарик

Плащ

Меч

Верёвка

Дополнительные атрибуты:

Искусственные цветы 2 букета (таракану, пчеле)

Цветы из картона (оформление полянки)

Денежка

Самовар

Стол

Угощение

Посуда

Баночка мёда (пчеле)

Сапожки

Баночка варенья (бабочке)

Барабаны, погремушки (музыкантам)

Сценарий сказки «Муха – Цокотуха»

для детей старшего дошкольного возраста

(сокращенный вариант)

Звучит музыка В. Гаврилина "Каприччио" (фонограмма), Муха-Цокотуха летает танцует, находит "денежку".

МУХА-ЦОКОТУХА: Что же мне купить такое? Может платье голубое?

Может туфли? Может юбку?

Так, подумаю минутку…

Нет, пойду я на базар, и куплю я самовар!

Под музыку В. Гаврилина "Каприччио" (фонограмма) Муха-Цокотуха выносит самовар, угощения на стол.

МУХА-ЦОКОТУХА: Угощу друзей чайком,

Пусть приходят вечерком.

У меня для гостей

Много вкусных сластей!

Муха-Цокотуха присаживается на стул, прихорашивается.

Первое действие.

Звучит отрывок фонограммы, (группа Президент и Амазонка композиция «Жу-жу») входят Пчела и Блошки. Танцуют, подлетают к Мухе - Цокотухе

ПЧЕЛА 

Здравствуй, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я соседка - Пчела,

Тебе меду принесла!

Ах, какой он чистый,

Сладкий и душистый!

(передает Мухе банку с медом)

1-Я БЛОШКА: Ты прими от Блошки вот эти сапожки!

2-Я БЛОШКА: передаёт Мухе  сапожки.

Звучит фонограмма музыки, (шоу группы «Улыбка» композиция «Песенка про бабочек») исполняются танцевальные движения "Прилёт бабочек".

БАБОЧКИ (вместе): Поздравляем! Поздравляем!

Вареньем цветочным тебя угощаем!

(передают Мухе варенье)

Под музыку песни из мультфильма Мадагаскар выходят Тараканы с цветами, приветствуют публику танцевальными движениями и останавливаются возле Мухи.

1-Й ТАРАКАН : Ш-ш-у... Вот вам цветочки!

.

2-Й ТАРАКАН Ш-ш-у…Собрали мы их на лужочке.

МУХА-ЦОКОТУХА: Спасибо, гости дорогие!

Прошу за стол садиться,

Прошу чайку напиться.

Гости проходят за стол.

ХОРОМ: Поздравляем, поздравляем!

Счастья, радости желаем!

Помогать тебе во всём

Слово честное даём!

Второе действие.

Звучит музыка (Коля Rotoff «Человек паук»"), появляется Паук, подходит к мухе, опутывает её веревкой.

ПАУК: Я - злой Паучище, длинные ручищи!

Я за Мухой пришел,

Цокотухой пришел!

Все гости разбегаются и прячутся, пищат.

МУХА-ЦОКОТУХА: Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея прогоните!

И никто даже с места не сдвинется!

ПАУК: Погибай, пропадай, именинница!

Звучит фонограмма музыки П. Чайковского "Марш", появляется Комар.

КОМАР: Я - Комар-храбрец,

Удалой молодец!

Где Паук, где злодей?

Не боюсь его сетей!

Паука я не боюсь,

С Пауком я сражусь!

Звучит фонограмма музыки П. Чайковского "Марш", исполняются музыкально-ритмические движения "Сражения Комара с Пауком".

Паук побежден.

КОМАР (Мухе): Я тебя освободил,

А теперь, душа-девица,

Будем вместе веселиться!

Я тебя от смерти спас...

ГОСТИ ХОРОМ: Прилетел ты в добрый час!

КОМАР: Эй, сороконожки, бегите по дорожке,

Зовите музыкантов, будем танцевать!

Звучит музыка В. Гаврилина "Каприччио" (фонограмма), комар выводит гостей на первый план.

Появляется паук с тортом

ПАУК: Вы меня за всё простите,

К вам на праздник пригласите

Будем хоровод кружить

С вами я хочу дружить!

Звучит музыка «Песенка паука»

ВСЕ: Нынче Муха-цокотуха именинница!

ПАУК: С днем рождения поздравляю!

Счастья, радости желаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной постановки «Муха-Цокотуха» для старшего дошкольного возраста

Содержание:Пояснительная записка……………………………………Перcпективный план работы воспитателя над театрализованной постановкой “Муха-Цокотуха”по сказке К.Чуковского…………………………………………….План проведения театра...

Театрализованная постановка "Муха-Цокотуха

Сценарий театрализованного представления с участием детей старшего дошкольного возраста «Муха - Цокотуха»(по мотивам сказки К.Чуковского)...

Театрализованная постановка "Муха-цокотуха на новый лад"

Театрализованная постановка "Муха-цокотуха на новый лад" для детей от 4 до 7 лет....

Театрализованная постановка "Муха-Цокотуха"

Театрализованная постановка "Муха-Цокотуха"...

Сценарий музыкально-театрализованной постановки «Муха Цокотуха» (по мотивам сказки К.И. Чуковского)

Сценарий музыкально-театрализованной постановки «Муха‑Цокотуха»(по мотивам сказки К.И. Чуковского)Оснащение и оборудование: музыкальный центр, столик, посуда (блюдца, чашки, ложки, са...