Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического слуха детей, убедить их в том, что такая помощь нужна логопеду, чтобы ускорить процесс постановки звуков и получить  возможность более продуктивно организовать учебную работу. На первую встречу взят материал для развития артикуляционной, мелкой моторики, закреплению изолированного звука, в слогах и словах, развитию фонематического слуха. Родители сами участвуют в работе, и поэтому  игры и упражнения лучше запоминаются.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                          Файзулина М.Э. – учитель-логопед

                                                                  МБДОУ «Детский сад № 3»

                                                                    г. Березники, Пермский край

Тематическая встреча

«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы

с ребёнком в ДОУ и дома»

Тема: «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Цель: Показать родителям практические приёмы работы с детьми по развитию произносительной стороны речи.

Материал: мячики небольшого диаметра, карточки с изображениями артикуляционных укладов, картинки со звуками «С», «Ш», свисток, бубен.

Ход встречи.

Ведущий: Сегодня вы узнаете, какие игры и упражнения можно выполнять с детьми для того, чтобы закрепить дома, полученные детьми в детском саду навыки.

1. Игра «Давайте поздороваемся»

Ведущий: Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определённым образом:

  1. услышите хлопок - здороваетесь за руку,
  2. на свисток – локтями,
  3. на  звук бубна – спинами.

Ведущий. Сегодня  я познакомлю вас с некоторыми играми и упражнениями, которые помогут вашим детям быстрее научиться правильно говорить, расскажу о том, как с помощью игровых упражнений сделать работу над речью увлекательной и интересной. 

Для того, чтобы поставить звук, надо, чтобы ребёнок научился правильно артикулировать его. Каждый звук имеет свою артикуляцию. Для этого нужна артикуляционная гимнастика. Эти упражнения очень важны для  подготовки детей к произношению звуков. Ваша задача – ненавязчиво контролировать правильность и точность выполнения упражнений.

Сейчас мы попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнений.

2. Игра «Скок, скок, наш весёлый язычок»

     Родителям показываются карточки с изображением артикуляционных укладов, и предлагается выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются стихами.

 а) Упражнение «Горка»

Цель упражнения – выработать  умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

                   «Вот так горка, что за чудо

                  Выгнулся язык упруго

                  Кончик в зубы упирается,

                  Бока кверху устремляются»

        б) Упражнение «Гармошка»

Цель упражнения – укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка

                  «К нёбу язычок прижми,

                    Челюсть ниже опусти,

                    Рот открой, потом закрой

                    Гармонист ты неплохой!»

в) Упражнение «Чашечка»

Цель упражнения – выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

«Язык широкий положи,

Его края приподними.

Получилась чашечка-

Круглая милашечка.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми»

г) Упражнение «Дятел»

Цель упражнения – укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Я по дереву стучу – «Д-Д-Д»

Червячков добыть хочу – «Д-Д-Д»

Хоть и скрылся под корой – «Д-Д-Д»

Всё равно он будет мой – «Д-Д-Д»

Эти и другие упражнения вы можете найти в книгах по развитию речи детей.

     Ведущий. Доказано, что развитая мелкая моторика пальцев рук помогает работе  

          органов артикуляции. Игры для пальчиков выполняют несколько функций: помогают развивать двигательную активность языка через кору головного мозга, снимать напряжение, вызванное перегрузками мышц нервной системы, развивать внимание, память, мышление. Можно играть и в двигательные игры, где работают не только  пальчики, но и двигаемся мы сами.

3. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Есть много разнообразных игр для пальчиков. Выпускается много литературы, в которой описаны эти игры. Дети очень  любят в них играть.

Сейчас мы с вами расскажем стихи руками.

«Дом и ворота»

«Капуста»

Двигательная игра «Три Егора»

Ведущий: Когда у ребёнка поставлен звук, его надо закрепить. Закрепление звуков речи происходит по нарастающей сложности: от произнесения их  изолированно, в слогах, словах, предложениях  и самостоятельной речи.

Как можно закрепить изолированный  звук? Он закрепляется в звукоподражаниях.

Например: упражнение «Сердитый гусь» Шагать, высоко поднимая колени, руки за спину, произносить звук «Ш».

Упражнение «Жук». Имитируется движение полёта жука, произносится звук «Ж».

 Упражнение «Мотор,  «заводим» мотор вращательными движениями кистей рук, произнося звук «Р».

Родители выполняют упражнения под музыку.

Ведущий. Закрепляя звук в слогах, можно поиграть с мячом.

4. Игра «Весёлый мячик»

Родители берут мячики и на каждый слог перекладывают его из одной руки в другую, произнося:

ША – ША – ША – на-ша  Ма-ша хо-ро-ша

ШИ – ШИ – ШИ – Ми-ша  с Ма-шей ма-лы-ши

ШУ – ШУ – ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу        

ШО – ШО – ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо

Ведущий. Для закрепления звука важно, чтоб у ребёнка был развит фонематический слух. Можно использовать такие упражнения: «Замени первый звук», «Звук потерялся», «Назови новое слово» и т.д. С некоторыми из этих упражнений и игр мы знакомились на прошлой нашей встрече. Сегодня мы  

            поиграем ещё.

5. Игра «Замени первый звук»

Ведущий. Я буду говорить вам слова, а вы замените в них первый звук на звук  «Ш»:

Тапки, жаль, губы, мыло, мах, стык, фланг, майка и т.д.

Произносятся слова, родители заменяют первый звук звуком «Ш» (передаём мячик)

Ведущий. Теперь мы переходим к дифференциации звуков, т.е. различению смешиваемых ребёнком звуков. Для этого в первую очередь уточняем артикуляцию звуков. Например, при произнесении звука «С» - губы в улыбке, язычок внизу за нижними зубами, а при произнесении «Ш» - губы округлены, широкий язык вверху.

6. Игра «Стой или шагай, слушай и выбирай»

Родители выполняют следующее задание: если в слове слышится звук «с», надо стоять, если «Ш» - шагать: стакан, шуба, шапка, самолёт, шишка, суп, свет, шарик, солнце, швея и т.д. Игра проводится в ускоренном темпе.

7. Игра «Разложи игрушки»

Ведущий. Летела сова, несла картинки в коробочках своим совятам. Сова уронила коробочки с картинками. Надо разложить картинки так, чтобы в одной коробочке были картинки со звуком «С», а в другой – со звуком «Ш».

           Вызываются родители, которые разбирают картинки, раскладывая их по  коробочкам с объяснениями.

Ведущий. Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми играми и упражнениями, которые вы можете предложить детям. Мы выполнили некоторые упражнения для закрепления звуков в слогах, словах,  поиграли в игры на развитие фонематического слуха.  В следующую нашу встречу, мы познакомимся с играми и упражнениями, в которые можно поиграть при  закреплении звука в предложениях и связной речи.

Ведущий. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки. Мы благодарим вас за участие в тематической встрече. А теперь на счёт три поднимите руки вверх и повторите фразу: «Всем – всем, до свидания!»

Предлагаю вашему вниманию конспект творческой встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического слуха детей. Убедить их в том, что такая помощь нужна логопеду, чтобы ускорить процесс постановки звуков и получить  возможность более продуктивно организовать учебную работу. На первую встречу взят материал для развития артикуляционной, мелкой моторики, закреплению звука в слогах и словах, развитию фонематического слуха. Родители сами участвуют в работе, и лучше запоминают упражнения и игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома

Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание  и углубление знаний по речевому развитию детей.Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком...

Семинар – практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы р...

Консультация-практикум для родителей "Сами будем больше знать, будем детям помогать"

Родителям порой не совсем понятно,как организовать работу по заданию логопеда в домашних условиях. Данный материал подобран так, чтоб как можно больше направлений было рассмотрено в рамках одной ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....