Консультация-практикум для родителей "Сами будем больше знать, будем детям помогать"
консультация по теме

Овчинникова Ольга Леонидовна

Родителям порой не совсем понятно,как организовать работу по заданию логопеда в домашних условиях. Данный материал подобран так, чтоб как можно больше направлений было рассмотрено в рамках одной встречи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sami_budem_bolshe_znat_-_budem_detyam_pomogat.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Овчиннкова О.Л. – учитель-логопед

                                                                  МБДОУ Жирновский детский сад

                                                                     п.Жирнов

Тематическая встреча

 «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Цель: Показать родителям практические приёмы работы с детьми по развитию произносительной стороны речи; познакомить родителей со средствами, формами и методами коррекционно – развивающего обучения.

.

Ход встречи.

Логопед : Сегодня вы узнаете, какие игры и упражнения можно выполнять с детьми для того, чтобы закрепить дома, полученные детьми в детском саду навыки.

        1. Игра «Давайте поздороваемся»

Логопед : Сейчас я предлагаю вам подвигаться! Я вас попрошу встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определённым образом:

  • услышите хлопок - здороваетесь за руку,
  • на свисток – локтями,
  • на  звук бубна – спинами.

 Логопед : Молодцы! Расскажите пожалуйста о своих ощущениях (ответы родителей). На предыдущей встречи вы узнали ,что такое логопункт, сейчас я кратко познакомлю вас с непосредственной работой логопеда.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

-Развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ). На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

II. Этап постановки звука (по подражанию, механическим или смешанным способом).

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно около 15 мин.

YI. Этап дифференциации.

Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца;

- ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются  направления:

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Мелкая моторика.

1. Начнем с дыхания. Кто может рассказать, какое же оно – правильное речевое дыхание? (выслушиваю ответы)

Итак, правильное дыхание для речи– это нижнереберное дыхание или диафрагмальное, так в легкие попадает больше кислорода:

- вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе»;

- выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик».

Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежки, кладем снежок на ладонь – Вдох! – Выдох! Молодцы! Таких подходов может быть до пяти. (Выполняют 3-4 подхода.)

Логопед: А теперь поиграем в «Футбол» (на столы ставятся «ворота» нужно «забить гол», задувая ватный шарик в ворота). Не забываем: вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось!

Логопед: Если у ребенка не получается «надувать шарик» сидя или стоя. Начинаем с лежачего положения. На живот кладем игрушку и наблюдаем, как на вдохе игрушка поднимается, а на выдохе опускается.

Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед артикуляционной гимнастикой можно и даже нужно делать вместе с ребенком массаж лица и шеи. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике , помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от  лицевых мышц ,управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

  • перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
  • движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
  • стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
  • удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз:
  • ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
  • темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

Ручки растираем                                         (потирание ладоней)

И разогреваем                                                 (хлопки).

И лицо теплом своим мы умываем      (разогретыми ладонями проводят по

                          лицу сверху вниз),

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам  ).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро  (растирание ушных раковин по

 краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем                         (нагибание ушных раковин кпереди),

тянем вниз за мочки                         (оттягивание вниз за мочки ),

А потом уходим пальцами на щёчки         (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались         (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями  ).

Губки разминаем, чтобы улыбались         (большой и указательный пальцы

разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу  ).

Как утята к утке, клювики потянем         (вытягивание обеих губ вперёд  ),

Ручки растираем                                 (потирание ладоней)

И разогреваем                                         (хлопки).

И лицо теплом своим мы умываем         (разогретыми ладонями проводят по

лицу сверху вниз)

Разогрелись? Перед вами лежат буклеты с упражнениями артикуляционной гимнастики и зеркала, я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами, зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Итак, готовы? (родители берут в руки заранее приготовленные зеркала)

Упражнения для губ

1. Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка) - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор) - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок - чередование положений губ.

Статические упражнения для языка

1. Окошечко - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится) - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Желобок - язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник) - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

3. Качели - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку) - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов - рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.

6. Лошадка - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

7. Гармошка - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

8. Маляр - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

9. Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. Оближем губки - рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

11. Дятел - рот открыт. Я зык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы. Кончик языка стучит: «Д, д, д, … »

12. Барабан - тоже, что и «Дятел», но произносим «Дын, дын, дын, … ».

 Логопед: Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно!

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.  

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается, естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.

Пальчиковые игры

Массаж кистей и пальцев и т. д.

Лепка

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

Вышивание.

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

Рисование по трафаретам. Штриховка. Вырезание.  

Выкладывание рисунков из семян арбузов и огурцов.

Мозаика.

Раскраски.

Шнуровка.

Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Я попрошу вас вспомнить пальчиковые игры которые вы проводили со своими детьми (ответы родителей).

Сегодня мы с вами рассмотрели такие вопросы как:

Что такое артикуляционная гимнастика?

Какое это, правильное дыхание при речи?

Что такое мелкая моторика и для чего её нужно развивать?

Я предлагаю вам на память о нашей встречи смастерить украшения для своих детей из макаронных изделий (выставляются контейнеры с различными макаронными изделиями и тонкие шнурочки).

Наша встреча подошла к концу , встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки. Мы благодарим вас за участие в этой встрече. А теперь на счёт три поднимите руки вверх и повторите фразу: «Всем – всем, до свидания!»

Для подготовки консультации–практикума  использовались материалы из различных источников интернет - сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

Семинар – практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы р...

Больше будем петь - меньше будем болеть

О пользе пения для здоровья детей......

Конспект развлечения «Правила дорожные будем твердо знать» (для детей старшей группы)

laquo;Правила дорожные будем твердо знать» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация&ra...

Музыкально-оздоровительный проект «Больше будем петь - меньше будем болеть»

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий  помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников (в частности бережное отношение ...

мастер класс для педагогов«Чтоб про финансы больше знать ,будем в игры мы играть»

совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей....