Роль художественной литературы в развитии речи детей.
материал по логопедии по теме

Ягодкина Юлия Николаевна

Представление педагогического опыта на РМО заведующих и методистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hudozhestvennoy_literaturyv_razvitii_rechi_detey.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

             РОЛЬ    ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                  В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?

Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Развитие речи – один из важнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи . Поэтому дошкольный возраст является продуктивным периодом в плане педагогического воздействия.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка . В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать, декламировать стихи и т. д.

В обучении детей с общим недоразвитием речи также необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы - пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные - сказки. Мы придаем особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда - одно четверостишие), несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.

Особо хотелось бы остановиться на опыте использования потешек как средства формирования разных сторон речи при аномальном ее развитии.

Потешки могут использоваться в логопедической работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью.

Произведения фольклора, в том числе и потешки, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Покажем это на примерах.

Для инсценирования потешки «Киска» можно красивую игрушечную кошку (желательно большого размера) положить на ковровую дорожку. Дети сидят на стульчиках около дорожки. Логопед рассказывает потешку, а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом упадет.

Логопед старается вызвать как можно больше детей, пока у них сохраняется интерес к инсценировке. Он рассказывает потешку и называет имя очередного ребенка: «Наша Настенька (Сашенька, Стасик и т. д.) пройдет...» Поэтому каждый  повтор потешки воспринимается одновременно всеми детьми вместе и персонально каждым ребенком. Много раз прослушав ее, дети непроизвольно запоминают содержание.

Многократность повторения слов ярко выражена и в других потешках. Непроизвольно запоминая их, ребенок усваивает и грамматическое оформление словосочетаний:

Сидит, сидит  зайка

Под кустом, под кустом.

Или:

Привяжу я козлика

К белой березке,

Привяжу рогатого

 К кудрявой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

 Белая березонька,

 Стой, не качайся!

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. На определенном этапе развития речи они составляют «особый», свойственный детям словарь, который доступен значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми.

Приведем пример упрощенных слов, более доступных для детей в произносительном плане: кошка - киса, киска, котя; петух - петя; заяц - зайка и т. д.

На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме предложения.

В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с действием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д.)

Приведем пример:

Водичка, водичка,

умой  мое личико!

Чтобы глазки блестели,

 чтобы щечки горели,

 чтоб смеялся роток

 и кусался зубок.

Употребляется пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводит к ее непроизвольному запоминанию.

В потешках, как и в других произведениях устного наpодного творчества, часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т. д.).

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке:

Уж ты, котенька, коток, Котя, серенький хвосток. Приди, Котя, ночевать, Нашу деточку качать...

название кота дается в трех вариантах: котенька, котя, коток. Аналогично: петя, петенька, петушок и т. д.

Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.

В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «переходят» из одного произведения в другое, характеризуя внешние признаки предметов. Многократно прослушивая их,

дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки серые, береза белая и т. д.

В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращенной речи. При- меры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи.

     Вспомним обращения:

- Киска, киска, киска, брысь!

 - Петушок, петушок... Что ты рано встаешь?

Диалоги:        

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На речку...

- Пальчик-мальчик, где ты был?

 - С этим братцем в лес ходил...

В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от одного до пяти-шести. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:

            Раз, два, три, четыре, пять -

            Вышел зайчик погулять.

Или:

            Раз, два, три, четыре –

            Мыши дернули за гириl

Или:

                                  Раз, двa, три - беги!

Фольклорные произведения можно использовать с целью выделения ударных слогов. Для этих упражнений целесообразно использовать такие потешки, в которых имеются повторы слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы.

 Например:

                                    Тили-тили-тили-бом –

                                    Загорелся кошкин дом!

                                   Чики-чики-чикалочки –

                                    Фома едет на палочке!

        Ой,ребята, та-ра-ра –

        На горе стоит гора!

Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:

         Как у нашего кота ,

         Шубка очень хороша.

        Трух-тух, трух-тух

        Ходит по двору петух!    Сам со шпорами...

В характеристиках детей с общим  недоразвитием речи часто отмечаются затруднения их в игре, которые проявляются в неумении пользоваться предметами-заменителями (например, использовать палочку или карандаш вместо градусника, кубик вместо мыла и т. д.). Подвести детей к употреблению в игре предметов-заменителей можно разными путями. Один из них - использование потешек, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук («Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик - дедка» и т. д.).

Чаще всего в логопедической практике такие потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. Но кроме этого, с их помощью можно также показать детям условность разговора-диалога («С пальчиками можно разговаривать!»). Поняв условность разговора с пальчиками, ребенок легче переходит к условности предметов заменителей, употребляемых в игре.

        Одним из эффективнейших способов развития речи детей дошкольного возраста является чтение им стихотворных текстов и разучивание их наизусть. Большинство детей с удовольствием слушают стихотворения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского. Читать детям стихи мы начинаем раньше, нежели дети в состоянии их понять. Малышам нравится сама мелодика рифмованной речи, они заворожено слушают её, пытаются повторять отдельные слова, слоги, звуки, ещё толком не умея говорить. Этот период мы можем использовать, чтобы обучить ребёнка тому приёму работы, который пригодится нам в дальнейшем. Как только мы услышим, что ребёнок может и хочет произносить отдельные слова или слоги в тексте стихотворения, мы делаем перед ними паузу и ждём, пока он самостоятельно произнесет то, что умеет.
Например, ребёнок уже легко может произнести слова "бом" и "дом". Делаем перед ними остановку во время чтения и даём возможность ребёнку сказать эти слова самостоятельно.

 Тили-(бом), тили-(бом),
 Загорелся кошкин (дом).
 Бежит курочка с ведром
 Заливать кошкин (дом).

Таким образом, логопед с ребёнком читают стихи вместе, как бы распределяя нагрузку на двоих. В такой ситуации ребёнок не чувствует, что от него хотят чего-то трудного и непосильного. Наоборот, произнести нужно только то, что по силам, а в остальном на помощь придёт взрослый. Такой вид работы сообща, где взрослый оказывает необходимую помощь ребёнку и хвалит его за самостоятельно произнесённое слово, укрепляет отношения между малышом и логопедом, стимулирует к дальнейшей совместной работе.
Этот приём нам пригодится для автоматизации звуков в слоге. Например, малыш недавно научился произносить звуки [к],[к'] и умеет говорить его в отдельных слогах. Мы читаем стихотворение и останавливаемся, где строка заканчивается на открытый слог со звуком [к].

 Я рубашку сшила мишКЕ,
 Я сошью ему штанишКИ.
 …………………………….
 Повяжу ему салфетКУ,
 Ешь котлетКУ, ешь конфетКУ.

По мере взросления ребёнка и совершенствования его речи, будем предлагать ему произнести уже не слоги, а целые слова с теми звуками, которые необходимо автоматизировать. Например, ребёнок полностью произнесёт слова "мишке" и "штанишки" в период автоматизации звука [ш] в словах.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки используются преимущественно как средство развития мышления, а чистоговорки - как средство закрепления правильного звукопроизношения.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». 

Цель скороговорки – научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий.

Работая со скороговоркой, вырабатываем чистоту звука, а затем и интонацию.  В обыденной жизни, интонация рождается непроизвольно, сама собой, т.е. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения, интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Художественная литература играет не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка. Для использования в логопедической работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.

Мы всю жизнь совершенствуем свою речь, овладевая родным языком. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Мы обязаны совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитие речи детей

Роль художественной литературы в развитии речи детей.Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выража...

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...