"Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Мастер-класс из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_garmoza_k.n.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Октябрьский детский сад»

«Роль художественного слова  

в развитии речи детей

среднего дошкольного возраста»

                                 мастер-класс на педагогическом совете

Воспитатель: Гармоза Ксения

Николаевна

с.Октябрьское

2014г.

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, и др.)

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.  Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, что бы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. 

Работа  по развитию речи включает в себя: 

-Работу над звуковой культурой речи  

-Формирование грамматических навыков,  

-Расширение словарного запаса слов  

-Развитие речевого творчества  

-Развитие связной речи 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.  В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию:  

в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,   в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;  народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, по этому, владение им навыками выразительного  чтения приобретает особое значение.

Передо мной стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребят эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.

 В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Стараюсь фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения) учу  детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. При чтении стихотворений стараюсь выделить ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивая  у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В работу по развитию речи детей включено использование пальчиковых игр, игр с ладошками, разработанные на фольклорном материале, т.е с использованием художественного слова. Они  максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

 Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираю тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Ребята участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.

Загадки с использованием фразеологизмов учит ориентироваться в словах, устойчивых выражениях, понимать смысл фразеологизмов. Например в ситуации общения «Зубастый гребешок» ребятам предлагается отгадать загадку:

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.  (гребешок)

Отгадка одна – гребешок, то есть то, чем ребята расчёсываются. А какой гребешок ещё знают они. У петуха, у горы, у волны. Тем самым продолжается знакомство с многозначными словами.

Загадки с рифмами учат подбирать рифмованное слово-разгадку, самостоятельно рифмовать слова.  Н/р Верещунья, белобока,

                                            А зовут её…. (сорока)

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно образовательной деятельности. В ходе работы чтение и рассказывание книг организую во всех моментах жизни детей в детском саду, его связываю с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.   Использовании литературных произведений в образовательной деятельности и вне её,  даёт воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.