Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи детей старшего дошкольного возраста".
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Чагина Екатерина Михайловна

В статье описано насколько важна худоественная литература в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_-_statya.docx7.01 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

воспитателя ГБДОУ д\с 72

Чагиной Е.М.

"Влияние художественной литературы  на развите речи детей в старшем дошкольном возрасте"

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Интерес к чтению в обществе с начала XXI века неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления и среди прочего изменение жизненных ценностей и отношение взрослых к совместной читательской деятельности. А ведь семейное чтение сближает взрослых и детей, являясь одним из лучших способов общения и ненавязчивого воспитания. Зачастую чтение книги замещается просмотром мультфильмов. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров, рекламы и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени  свои литературные герои, но неслучайно сказки, мифы и легенды передаются из поколения в поколение. В этой связи перед нами, воспитателями дошкольных учреждений,  встает проблема, каким образом педагогически правильно формировать отношение ребенка к литературе, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.

В рассказах дети познают точность языка; в стихах – напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается эмоциональной, а часто и народной лексикой, системой интонаций. Дошкольники начинают разговаривать, используя средства образной речи.

Художественная литература вызывает интерес к внутреннему миру героя. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев. Научившись сопереживать, дети начинают замечать настроение  окружающих их людей и внимательнее относиться к ним. В детях пробуждаются гуманные чувства: способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. У них появляется желание подражать хорошим поступкам, радовать взрослых и товарищей. Вот почему первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых  открыть в ребенке “талант читателя”.

Ребёнку надо не только прочитать книгу, но и увлечь его настолько, чтобы он прислушался, стал думать, захотел научиться читать. Его  необходимо научить получать удовольствие от умственной работы, ведь это имеет огромное значение для его личностного развития. Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”.

Интерес к книге, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам естественным образом: листают, рассматривают.

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Следует отметить, что приобщение детей к художественной литературе начинается с создания определенных условий дома и в детском саду. Что может быть сделано для этого в группе:

- организация книжного центра, мастерской по ремонту книг «Книжкиной больницы»;

- создание театрального уголка;

- создание мини-музея детской книги;

- ознакомление детей с художественной литературой в режимных моментах;

- изготовление книг-самоделок в процессе занятия по ручному труду (полечим книгу);

- занятие по ознакомлению детей с окружающим предметным миром («Откуда книга к нам пришла»);

- художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы);

- словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок);

- литературно-музыкальные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...

Проект "Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи детей. <<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интелектуальное развитие ребенка, но и ф...

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком является одним из важных приобретений дошкольного возраста. Чтение художественной литературы способствует речевому развитию детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила воспитатель: Ильина Г.С. МДОУ "ДС №8«Сказка&raq...