Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью чтения и слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_det.khud_liter.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОУ № 8 «Тополек»

Воспитатель: Степаненко Н.Н.

2008г.

В работе с детьми – логопатами дошкольного возраста детская художественная литература имеет большое значение и занимает особое место. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью чтения и слушания.

В первом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя – чтеца или рассказчика, который является как бы посредником между автором и слушателем.

Чтец – исполнитель, используя  оттенки своего голоса и другие средства выразительной речи, заставляет звучать произведения, придает им соответствующий звуковой рисунок. Работа чтеца ответственна, как перед автором, так и перед слушателями.

Исполняя художественное произведение, чтец передает мысли и чувства автора. Его задача – помочь слушателям увидеть слышимое, сделать зримым и правдивым соответствующие картины, образы, вызвать определенные эмоции, переживания.

Маленький ребенок читать не умеет. Художественное слово воспринимается им через слушание чтения или рассказывания взрослых, отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Овладеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя детского сада.

Задача чтеца – умело использовать все богатство оттенков своего голоса.

Чтецу – воспитателю следует также заранее хорошо ознакомиться с текстом произведения, читаемого по книге; это поможет ему правильно наметить соответствующие выразительные средства для художественного исполнения.

Время на подготовку к исполнению художественного произведения различно, оно зависит от объема исполняемой вещи, и от ее художественной формы, а также от степени подготовленности чтеца – рассказчика.

Важно, чтобы литературное произведение правдиво звучало в детской аудитории, затрагивало чувства – тогда оно проникает в сознание каждого ребенка, произведет впечатление, которое останется надолго у ребенка, и отразится в дальнейшем не его поведении.

Очень важно выбрать:

Основной тон – основное звучание литературно – художественного произведения, он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев – участников этих событий.

Основной тон определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. В зависимости от характера литературного материала (темы, идейного содержания), от языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское звучание.

Спокойный, ровный тон используется при чтении большинства рассказов для детей.

Радостный тон необходим, например, при исполнении произведения, рисующего картины весеннего оживления природы, которые неизменно вызывают у нас чувство радости.

Грустный тон характерен для некоторых лирических стихотворений.

На фоне основного тона чтец или рассказчик пользуется разнообразными оттенками своего голоса, интонациями, для того чтобы сделать передаваемые им события яркими, живыми, убедительными.

Интонации – смысловая, эмоциональная окраска, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

В книгах для дошкольников всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем больше место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания книги.

Книги познавательного характера представляют известную сложность для детей дошкольного возраста. Читая их, можно показать иллюстрации, давая попутные разъяснения. Все же остальные книги вносят в группу заранее с тем, чтобы дети могли ознакомиться с их иллюстрациями до занятия. Чтение книги в таком случае проводится без показа картинок для того, чтобы не нарушалась целостность художественного восприятия детей. После прочтения книги можно вернуться к повторному рассматриванию картинок.

Объяснение незнакомых слов, так же как и показ иллюстраций, проводится как перед слушателем, так и в процессе исполнения литературного произведения. Если назначение отдельных слов и выражений является препятствием к пониманию содержания произведения в целом, то такие слова требуют предварительного объяснения.

Очень важно в самом начале привлечь внимание, как это делали в старину талантливые сказочники своей присказкой. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки и т.п.

В творческом общении с аудиторией основную решающую роль играют глаза исполнителя, в которых отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния. В глазах же слушателей, будь то взрослые или дети, исполнитель всегда находит отражение степени их заинтересованности произведением, которое они слушают. Когда воспитатель рассказывает, он имеет полную возможность все время смотреть не детей. При чтении книги он, время от времени отрываясь от нее поглядывает не детей в наиболее подходящих для этого местах (между отдельными предложениями, абзацами). Если рассказчик знаком с текстом, это не представит для него затруднения и не снизит качество исполнения. Такое общение с детьми имеет огромное значение для понимания ими мыслей и чувств исполнителя. Иногда воспитатели, поглощенные чтением книги, совсем не смотрят на детей или, рассказывая сказку, смотрят поверх их голов. Это отсутствие контакта с детьми снижает степень воздействия художественного слова на маленьких слушателей.

Держать все время слушателей под контролем, непрерывно поддерживать внимание всех детей, не позволяя ни одному из них выйти из сферы своего внимания, - вот необходимое условие успешной работы воспитателя логопедической группы.

А концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи детей. <<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интелектуальное развитие ребенка, но и ф...

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком является одним из важных приобретений дошкольного возраста. Чтение художественной литературы способствует речевому развитию детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовила воспитатель: Ильина Г.С. МДОУ "ДС №8«Сказка&raq...