Главные вкладки

    Игры с мячом на развитие грамматического строя речи
    методическая разработка по логопедии по теме

    Борисова Людмила Степановна

     

          Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые  педагогами и родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_s_myachom.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

          Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые  педагогами и родителями.

    Возможные варианты игр с мячом:

    - перебрасывание мяча друг другу;

    - прокатывание мяча, сидя на ковре;

    - бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

    - бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

    - отбивание мяча правой и левой рукой;

    - прокатывание шарика по панно с дорожками.

    Игра «Животные и их детеныши»

    Человеческие дети

    Знают всех зверят на свете.

    у тигра – тигренок                     у льва – львенок

    у слона – слоненок                    у оленя – олененок

    у лося – лосенок                        у лисы – лисенок

    у медведя – медвежонок           у верблюда – верблюжонок

    у волка – зайчонок                    у зайца – зайчонок

    у кролика – крольчонок            у белки – бельчонок

    у коровы – теленок                    у лошади – жеребенок

    у свиньи – поросенок                у овцы – ягненок

    у курицы – цыпленок                у собаки – щенок

    Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

    Кто в берлоге, кто в норе?

    Назови-ка поскорей! '

    белка живет – в дупле               лиса живет – в норе

    медведь живет – в берлоге       собака живет – в конуре

    пчелы живут – в улье                волк живет – в логове

    птицы живут – в гнезде            рыбы живут – в воде

    Игра «Кто как разговаривает или подает голос»

    Отвечай, да поскорей

    Назови язык зверей.

    корова – мычит            тигр – рычит                змея – шипит

    мышка – пищит           собака – лает                 волк – воет

    утка – крякает            гусь – гогочет                свинья – хрюкает

    Игра «Кто как передвигается?»

    Кто летает, кто плывет,

    Кто ползет, а кто идет.

    Летают -  (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

    Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

    Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

    Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

    Игра «Горячий – холодный»

     Мы сейчас откроем рот,

     Чтоб сказать наоборот.

    широкий – (узкий)                               большой – (маленький)

    старый – (молодой)                              горячий – (холодный)

    хороший – (плохой)                             умный – (глупый)

    веселый – (грустный)                          острый – (тупой)

    легкий – (тяжелый)                              добрый – (злой)

    радостный – (печальный)                    ясный – (пасмурный).

    Игра «Из чего сделано?»

    Вот предмет, а из чего

    Люди сделали его

    шкаф  из дерева – (деревянный)                бутылка из стекла – (стеклянная)

    рукавички из меха – (меховые)                  тазик из меди – (медный)

    медвежонок из плюша – (плюшевый)       ваза из хрусталя – (хрустальная)

    сок из клюквы – (клюквенный)                   сумка из кожи – (кожаная)

    Игра «Чья голова?»

    Чья у зверя голова?

    Подскажи скорей слова.

    у вороны – (воронья)                       у рыси – (рысья)

    у рыбы – (рыбья)                              у кошки – (кошачья)

    у зайца – (заячья)                             у лошади – (лошадиная)

    у лебедя – (лебединая)                     у оленя – (оленья)

    у лисы – (лисья)                               у собаки – (собачья)

    Игра «Что бывает круглым?»

    Тут,  конечно, каждый знает,

    Что каким у нас бывает.

    Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

    Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

    Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

    Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

    Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

    Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

    Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

    Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

    Игра «Один – много».

    Мы волшебники немного:

    Был один, а станет много.

    стол – столы                  двор – дворы                    нос – носы

    гора – горы                      мост – мосты                дом – дома

    день – дни                        лоб – лбы                         ухо – уши

    стул – стулья                 перо – перья                    носок – носки

    дружок – дружки          утенок – утята              слоненок – слонята

    Игра «Веселый счет».

    Сколько их – всегда мы знаем.

    Хорошо мы все считаем.

    один стол – пять столов                          один слон – пять слонов

    один гусь – пять гусей                               один лебедь – пять лебедей

    одна майка – пять маек                            одна шишка – пять шишек

    один утенок – пять утят                         один заяц – пять зайчат

    одно платье – пять платьев                     одна пуговица – пять пуговиц

    одна книга – пять книг                              одна конфета – пять конфет.

    Игра «Кто чем занимается?»

    Никогда мы не забудем,

    Что умеют делать люди.

    строитель – (строит)                 повар – (варит)

    носильщик – (носит)                    уборщица – (убирает)

    художник – (рисует)                   фотограф – (фотографирует)

    продавец – (продает)                  парикмахер – (стрижет)

    врач – (лечит)                              учитель – (учит)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

    Консультация для родителей "Игры с мячом на развитие грамматического строя"

    Игры с мячом известны с древних времён. Значение игр с мячом для развития речи....

    Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Овощи"

    Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. С...

    Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Фрукты"

    Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...

    Консультация для родителей «Игры с мячом на развитие грамматического строя»

    Консультация для родителей «Игры с мячом на развитие грамматического строя»...


     

    Комментарии

    Борисова Людмила Степановна

    Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи очень интересны детям, так как это движение. Использовать можно не только мячи, но и шарики для развития мелкой моторики и панно, которые можно сделать самим.