Игры с мячом для формирования грамматического строя речи у детей с тнр
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

метолическая разработка для работы с детьми с тнр при формировании у них грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_i_rechyu.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Игры с мячом                                                                                                                 для формирования грамматического строя речи                                                           у детей с тнр

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

      игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению,

      освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

      помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии,

      развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

      помогают проводить работу  над развитием просодических компонентов речи,

      регулируют силу и точность движений,

      движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку),

      игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей,

      развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции,

      развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

 

Игры с мячом  для формирования грамматического строя речи                                                           у детей с тнр.

1. " Мяч бросай и животных называй".

  Бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

 У лисы - лисёнок

   У коровы -

   У волка -

   У лошади - и т.д.

2. "Кто как разговаривает".

   Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.   Взрослый бросает мяч, называя животных; ребёнок, возвращая мяч, называет, как он подаёт голос.

   Корова - мычит               Змея -

   Тигр -                               Комар -

   Собака -                           Кошка -

   Свинья -                          Лошадь -

   Утка -                               Петух -

3. "Кто где живёт".

   Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей.

   Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок отвечает:

   Кто живёт в дупле?

   (в норе, в гнезде, в будке, в улье, в логове, в берлоге, в реке).

 

4. "Скажи ласково".

Взрослый, бросая мяч, называет большой предмет; дети - маленький.

   Стол - столик                 Пуговица -            

   Белка -                            Шапка -

   Кукла -                            Мыло -

   Вишня -                          Жук -

   Книга -                            Часы -

 5. "Кто как передвигается".

   Взрослый, бросая мяч, задаёт вопрос, дети отвечают:

    Скачет кто?     Летают кто?

    Плавает кто?    Ползает кто?

    Прыгает кто?    Бегает кто?

 6. "Наоборот" (слова-антонимы)

   Взрослый бросает мяч, называет прилагательное, ребёнок - наоборот.

   Горячий - холодный (хороший, умный, весёлый, острый, гладкий, лёгкий,

   светлый, добрый и т.д.).

7. "Что из чего" (относительные прилагательные).

   Взрослый бросает мяч, говорит из чего предмет сделан, а ребёнок - какой     он.

   Воротник из меха какой?  Таз из меди...

   Шапка из шерсти... Стакан из  стекла...

   Сапоги из резины... Портфель из кожи...

   Платье из ситца...    Сок из яблок...

8. "Один - много" (множественное  число)

   Взрослый бросает мяч, называя один предмет, а ребёнок несколько

   предметов, или со словом "много" (Р.П.)

    Стол - столы - много столов

   (дом, нос, гора, лист, гнездо, глаз, пальто, день, ухо, перо, носок, чулок,

   лев, дерево и т.д.).

9. "Мой - моя" (местоимения)

   Взрослый бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё).

   Мяч - мой                   Кофта - моя

   Яблоко -                     Лист -

   Шуба -                        Платье -

   Сапоги -                     Куртка -

   Дом -                          Квартира -

   Туфли -                      Группа -

   Стол -                         Ведро -

   Кресло -                     Детский сад -

 10. "Лови да бросай - цвета называй" (согласование существительных с прилагательными)

              Что у нас какого цвета -               Мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок возвращая мяч называет существительное.

Красный - (мак, огонь, флаг)        оранжевый -...

жёлтый -...                                      зелёный -...

голубой -...                                     синий -...

 11. "Чья голова? Чей хвост?"

У кошки голова - кошачья         у сороки -...

у рыбы -...            у зайца -...

у кролика -...       у верблюда -...

у лошади -...        у утки -...

у лебедя -...         у лисы -...

у собаки -...         у белки -...

у медведя -...       у тигра -...

12. "Весёлый счёт"(1, 2, 5)

один стол - два стола - пять столов

один слон - два слона -пять слонов

один шкаф - два ...пять...

один заяц -...два.. пять...

одна книга - две -... пять -...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру, которая поможет детям с нарушением речи легко усвоить предложно-падежные конструкции, закрепить употребление предлогов: в, на, под, над, за, около; р...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

игры с мячом для формирования грамматического строя речи у детей с тнр

методическая разработка по подбору игр с мячом с речевым сопровождением для формирования грамматического строя речи у детей с тнр...