Главные вкладки

    Игры с мячом для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Шереметова Елена Валентиновна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_igry_s_myachom.docx22.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

    Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми дает положительные результаты, что  является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Грамматический строй речи- это умение словоизменять и словообразовывать слова, а также грамматически правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

    Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядности не всегда есть под рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

    В своей работе я использую не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.

    Почему я выбрала именно игры с мячом?

    1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

    2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физкультминуток.

    3. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

    4. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

    5. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

    6. Игры с мячом можно использовать как со всей группой детей, так и индивидуально в различных видах детской деятельности

    Возможные варианты игр с мячом:

    - перебрасывание мяча друг другу;

    - прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

    - бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

    - бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

    - прокатывание ёжика по панно с дорожками.

    Игр с мячом великое множество, представляю некоторые из них.

     «Один - много»

    Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

    Ход.Мы волшебники немного:

    Был один, а станет много.

    Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди

    «Лилипуты и великаны»

    Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

    Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик - дождище

     «Назови ласково»

    Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Ход.В мячик дружно мы играем,

    Слова ласково называем.

    Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь - дождичек

    «Скажи наоборот»

    Цель: закрепление слов - антонимов

    Ход.Мы сейчас откроем рот,

    Чтоб сказать наоборот

    Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный

    Слайд 8

    «Из чего сделано? »

    Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

    Ход.Вот предмет, а из чего

    Люди сделали его?

    Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянный

    «Чья голова? Чей хвост? »

    Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

    Ход.Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)

    Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)

    Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»

    Какое что бывает?

    Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.

    Ход.Тут, конечно, каждый знает,

    Что каким у нас бывает.

    Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

    Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

    Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

    Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

    Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)

    Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

    Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)

    Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка) .

    Весёлый счёт

    Цель: согласование имени существительного с числительным.

    Ход.Сколько их – всегда мы знаем.

    Хорошо мы все считаем.

    один стол – пять столов, один слон – пять слонов

    Кто чем занимается?

    Цель1: Подбор глаголов к профессиям

    Ход.Никогда мы не забудем,

    Что умеют делать люди.

    строитель – (строит) повар – (варит)

    Цель 2: Подбор  профессий к  глаголам

    строит (кто) - строитель

     «Животные и их детеныши»

    Цель:обогащение  словарного запаса за счет названий детенышей животных,  формирование основ  логического мышления (обобщение, разделение на группы).

    Ход.Человеческие дети

    Знают всех зверят на свете.

    у тигра – тигренок,  у льва – львенок

    «Весёлый повар»

    Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе

    Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.

    Сок из ананаса-ананасовый.  Варенье из клюквы-клюквенное

    "Мой, моя, моё"

    Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

    Ход.Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё) .

    Мяч - мой Кукла – моя

    "Лови да бросай - цвета называй".

    Цель: согласование имени существительного с прилагательным

    ХодЧто у нас какого цвета, мы расскажем вам об этом.

    Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное.

    Красный – помидор. Жёлтая - репа

    Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет? »

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

    Ход игры: бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

    Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка.

     - Кто живет в скворечнике? Скворцы.

    Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.

    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

    Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

    Медведь живёт в берлоге,

    Лиса живёт в норе,

    Волк поселился в логове,

    А белочка – в дупле,

    Лишь зайка, бедный зайка,

    Под кустиком сидит

    И хвостик его маленький

    От страха чуть дрожит.

    Мышь, крот живут в норе.

    Бобёр живёт в хатке.

    Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

    Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

    Цель: развитие умения согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

    Ход игры: ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

    Заключение

    Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры с мячом на развитие грамматического строя речи

    Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количеств...

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

    Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста

    Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

    РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис -...

    Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста

    Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

    Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

    Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

    Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...