Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
картотека по логопедии по теме

Яковлева Анжелика Алексеевна

Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_temam_gram.stroy_rechi.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ФРУКТЫ» Т.В. Александрова, Л.М.Граб

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные  суффиксы существительных.

Закончить предложения, вставляя пропущенные слова

Мама купила фрукты, вымыла и положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного…(яблока). Мы съели все…(яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке. (На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.)

2.Назвать ласково. Банан-…          Вишня-…

Яблоко-…            Лимон-…        Мандарин-…  Апельсин-…      

Нарисовать3-4 вида фруктов больших и маленьких (например, яблоко большое и маленькое). Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовал яблоко и яблочко.)

Словарь. Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, дерево, кожура, косточка; варенье, джем, повидло, компот, сок; садовник, посадка; витамины, здоровье, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

Расти, зреть, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

Румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; красный, зелёный, фиолетовый.

ТЕМА «ФРУКТЫ» Т.В.Александрова, Л.М.Граб

Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных. Образование множественного числа существительных. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Словообразование приставочных глаголов.

1)Ответить на вопросы: какой? Какая? Какое? – подбирая определения к каждому фрукту.

Лимон (какой?)- …(жёлтый, сочный, кислый…)

Апельсин (какой?)- … (оранжевый, сочный, сладкий, ...)

Мандарин- (оранжевый, сочный, …)      Вишня (какая?)-…

Груша (какая?)-…                                          Яблоко (какое?)-…

2)Ответить на вопросы. Как называется сок?

Из яблок- …из лимона- …из винограда- …из абрикосов- …из груш-…(грушевый) из апельсинов

Как называется варенье? Из персиков; из слив -… (сливовое)

3) «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши…

4) «У меня есть, у меня нет…»(работа с картинками)

5) Предлоги: «в», «из», «с» ( в банке, из банки, корзинка с персиками…)

6) Яблоко –яблоки, персик- персики, банан-…

7)Один гранат, моё яблоко, много груш.

8)Срезать, порезать, обрезать.

Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Они зреют, поспевают осенью. Их сушат, из них варят компот, варенье, сок, кисель.

Деревья в саду удобряют, обрызгивают от вредителей. Фрукты полезны, в них много витаминов.

ТЕМА «САД» Т.В. Александрова

Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн.ч. в родительном падеже; образование относительных прилагательных

Закончить предложения, вставляя пропущенные слова

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве нет ни одной…(груши). На деревьях нет…(груш).

Собрали сливы. На дереве нет ни одной…(груши). На деревьях нет…(слив).

Собрали черешню. На деревьях нет… (черешен).

 Собрали вишню. На дереве нет ни одной…(вишни). На деревьях нет вишен.

2.Ответить на вопрос.

Как называется сок из фруктов? (Фруктовый)

Назвать фрукты и сок, который из них получается.

Из яблок-…                           из лимонов-…

Из апельсинов-…                    

Нарисовать 3-4  фрукта и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а).

Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

 (Я нарисовал яблоко. Из яблок делают яблочный сок.)

Словарь. Сад, дерево, забор, калитка, ствол, ветки, корни, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, мандарин, фрукт, лестница, мешок, ящик, корзина, ведро, урожай

Расти, зреть, поспевать, , ухаживать, собирать, срывать, брызгать, продавать, покупать, готовить, варить, сушить

Красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, вкусный, твердый, мягкий, гладкий, румяный, сочный, сладкий, кислый, полезный, круглый, овальный.

ТЕМА «ОГОРОД» Т.В.Александрова

Цели. Употребление  существительных 2-го и 3-го склонения ед. и мн.ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

1)Закончить предложения.

В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов).На грядке нет ни одного…(огурца).

Собрали кабачки. На грядке нет…(кабачков). На грядке нет ни одного…(кабачка).

Собрали морковь. На грядке нет…(моркови).

Собрали фасоль. На грядке нет…(фасоли).

2)Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Сажает- что делал?...(сажал).  Сажал- что делает?...(сажает)

Копает-…(капал).                     Копал-…(капает)

Поливает-…(поливал)             Поливал…(поливает)

Растёт-…(рос)                            Рос-…

       Зреет-…(зрел)                          Зрел-… 

3)Назови ласково.

Огурец-…(огурчик)       Помидор-…(помидорчик)

Словарь. Огород, грядка, овощ, огурец, помидор, свёкла, репа, морковь, лук, картофель, кабачок, редис, горох, урожай, мешок, ящик, ведро, корзина, лопата, гусеница, жук, корни, листья (овощей).

Сажать ,поливать,

Зреть, убирать, ухаживать, копать, рыхлить, брызгать, срезать, выдёргивать, расти, солить, сушить.

Красный, зелёный, жёлтый,

 Вкусный, сладкий, горький, кислый, полезный, круглый, овальный, длинный, вредный, солёный, сушёный.


ТЕМА «ОСЕНЬ» Т.В. Александрова

Цели. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе; образование прилагательных от существительных. Употребление существительных в дательном  падеже;

Закончить предложения

Дождь идет, дожди.(идут).Лист падает, листья. Цветок вянет, цветы…                    Птица улетает, птицы…Ветер дует, ветры…                        

 Дожди идут, дождь…(идет)         Листья падают, лист(падает)

2.Ответить на вопросы.

День, когда идёт дождь-какой?-…(дождливый)

День. Когда дует ветер- какой?...(ветреный)

Дождик, который идет осенью-какой?-…(осенний)

Погода, когда часто идут дожди -какая?-…(дождливая)

Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая?- ветреная

Погода, которая бывает осенью - какая?-…(осенняя)

3) Найти ошибку и исправить её; повторить предложение правильно. Осенью на юг надо улетать птицы(птицам).В стаи надо собираться журавли (журавлям).Улетать в теплые края надо ласточки (ласточкам),стрижи (стрижам), грачи (грачам).

Словарь.

Осень, листья, листопад, урожай, фрукты, овощи, дождь, туча, ветер, дерево, земля, цветок, погода, день, дождь;

Желтеть, увядать, опадать, осыпаться, сохнуть, дуть, моросить, лить, шелестеть, журчать, собирать, убирать, улетать, наступать (осень наступила);

Осенний, золотой, холодный, мелкий, сильный, жёлтый, зелёный, коричневый, сухой, красный, теплый, прекрасный, мокрый, серый

ТЕМА «ОСЕНЬ» Т.В.Александрова

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование притяжательных прилагательных.

  1. Прослушать предложения. Ответить на вопросы

 Наступила золотая осень. Осень какая?... (Осень золотая.)

На небе серые тучи. Тучи какие?...

Моросит холодный дождь. Дождь какой?...

Мало светит осеннее солнце. Солнце какое?(Солнце осеннее)

Жёлтые листья падают на землю. Листья какие?

Земля похожа на красивый ковёр. На какой ковёр?...Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковёр?

2) Осенняя одежда. Ответить на вопросы: какой( какая, какое, какие) по цвету?.

Шарф, плащ, платок, пальто, платье, шапка, юбка, кофта, брюки, перчатки.

Нарисовать 3-4 вида одежды. Ответить на вопрос: что ты нарисовал? ( Я нарисовал синий шарф)

3)Перечислить, чья и какая одежда висит на вешалке в квартире (На вешалке висит мамино красное пальто, папин плащ, бабушкин зеленый платок и т.д.)

4)Назвать ласково. Птица- птичка, галка… журавль… ворона… сова… скворец… воробей…

Знать основные признаки осени: похолодание, изменение цвета травы, листьев на деревьях; листопад; тучи на небе; птицы улетают в тёплые края; день убывает; фермеры убирают урожай овощей и фруктов.


ТЕМА «  ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ » Л.М.Граб,.Л.С.Сековец.

Цели. Подбор признаков к предмету. Образование множественного числа существительных. Согласование числительных, местоимений, наречий существительными. Предложно-падежное управление (родительный, творительный, предложный падежи).

1)Согласование существительных и прилагательных: цыплёнок -жёлтый и т.д.

2)Изменить по образцу: утка-утки, петух-…

3)Согласование.

Один петух, одно курица, одно зёрнышко…

Моя курица, мой петух, моё пёрышко…

Много гусят, утят, перьев…

4)Для кого корм?(предлог «для»: для курицы, для…

Чем кормим?(сеном, пшеном)

Где живут?(предлог «в»: в гнезде, в курятнике…

Птичьи прятки( предлоги «в», «на», «за», «под».

По картинкам узнавать и называть домашних птиц, их детёнышей и части тела. Усвоить, кто как голос подаёт, какую пользу приносит людям.

Словарь. Петух, курица, гусь, индюк, крыло, перо, пух, яйцо, гребешок, голова, шея, туловище, хвост, лапы, наседка, цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок, курятник.

Плавать, нырять, переплывать, отплывать, летать, перелетать, взлетать(на забор),кукарекать, гоготать, щипать(гусь),крякать.

Куриный, гусиный, утиный, петушиный, индюшачий, длинный, короткий, острый, тупой; домашние, дикие(птицы).

ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ» Л.М.Граб,.Л.С.Сековец

Цели. Подбор признаков к предмету. Образование множественного числа существительных. Согласование числительных, местоимений, наречий существительными. Предложно-падежное управление (родительный, творительный, предложный падежи).

1)Согласование существительных и прилагательных: ёлка-зелёная,…

2)Изменить по образцу: ива-ивы, берёза- берёзы,…

3)Согласование:

Одно дерево, один ствол, одна ветка.

Моя берёза, мой тополь…               Много веток, почек,…

4)Пустой лес.(в лесу нет грибов, ягод, ёлок…)

5)Откуда упал лист? (предлог «с»:лист с берёзы, с дуба…)

6)Грибы(предлог «под», предложный падеж, предлог «на»:опята на пне; подберёзовик под берёзой…)

7)Прогулка по лесу (предлоги «между»,»к», «от», «за»,»из-за»: Шли к высокой берёзе, между липами, за могучей сосной...)

Знать названия деревьев. Называть части деревьев, знать, что листочки появляются из почек весной, а осенью- опадают. Уметь отличать куст от дерева.

Словарь. Дерево, куст, ствол, кора, пень, хвоя, роща, лесник, ветви, почки, листья, корни, жёлуди, серёжки, парк.

Расти, цвести, зреть, вырастать, опадать, сажать, поливать, рубить, пилить, тушить(пожар).

Высокий, густой, дремучий,  толстый, дубовый, кленовый, берёзовый, лесной.

ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Т.В. Александрова

Цели. Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование числительных «два» и «пять», «шесть» и «три» с существительными; употребление приставочных глаголов движения.

1)Изменить слово. Ответив на вопрос: что сделали?

Летают -что сделали?-…(прилетели, улетели) Клюют -что сделали? …Садятся(сели…) Поют(спели…) Чирикают (прочирикали)

2)Изменить слова по образцу.

Две птицы- пять птиц. Две сороки…Две синицы...Две вороны

Два снегиря…Два воробья…Два клеста…Два дятла…

Шесть птиц- три птицы. Шесть сорок… Шесть синиц…

3)Назвать противоположные действия, используя приставки: У-, ПРИ-.

Прилетели-…(улетели).Прискакали-…Прибежали-…Улетели-…

Знать названия наиболее распространённых зимующих птиц, где они живут, чем питаются. Устанавливать их сходство и отличие от перелётных.

Словарь. Воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка, пух, перо- перья, крыло-крылья, грудка, хохолок, лапы, хвост, клюв, корм. Кормушка, сало, зерно, крупа.

Летать, прыгать, зимовать, клевать, махать, чирикать, каркать, ухать, долбить, стучать(дятел).

Зимующие, красногрудый, болтливая, белобокая, пёстрый, разноцветный, серый, чёрный.

ТЕМА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Т.В. Александрова

Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными; употребление приставочных глаголов; образование сущ-х с уменьш.-ласк.суффикс.

1)Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые»,  «трое», «обе», «пятеро».

На горке

  Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

Какое время года наступило? Какой снег выпал? Что построили во дворе? Кто первым прибежал на горку? Кто вторым пришел на горку? На чем стали кататься две девочки?  Сколько ребят стали кататься на горке?

Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

2)Составить предложения со словами «бежал», «прибежал», «убежал», «забежал».

3)Изменить слова по образцу.

Санки- на санках, коньки- на…, лыжи- на…,горки- на…

4)Составить словосочетания.

Санки- катался- на чем?-…(катался на санках)

Коньки-…;Лыжи-…;Горки-…

5)Сказать ласково. Санки -саночки, горки- горочки, каток- каточек.

Знать названия зимних видов спорта, что нужно этим спортсменам. Словарь. Лыжник, конькобежец, саночник, хоккеист и т.д.

ТЕМА «ИГРУШКИ» Т.В. Александрова, Л.М.Граб

Цели. Согласование прилагательных  с существительными мужского и женского рода в именительном падеже;

употребление существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

1)Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?- выделяя ведущие признаки предмета  ( цвет, размер, форму, материал и т.д.)

Мяч-какой?-…(синий, маленький, круглый, резиновый,…)

2)Закончить предложения.

У Тани большая красивая кукла, а у Лены- маленькая… (куколка).У Димы есть большая машина, а у Вити маленькая…(машинка).Катя построила из кубиков большой дом, а Света-маленький…(домик).

3)Изменить слова по образцу: мяч - мячи, кубик-… и т.д.

4)Назвать игрушки: одна матрёшка, один кубик, одно ведро…

В магазине много мячей, кубиков, машин,…

Моя кукла, мой самолет, мои кубики…

Словарь. Игрушки, пирамидка, матрёшка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолёт, фабрика, магазин, мяч, шарик.

Прыгать, катать, играть, надувать, строить,  убирать, разбрасывать, делиться.

Игрушечный, любимый, мягкий,  маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый..

ТЕМА «ИГРУШКИ» Т.В. Александрова, Л.М.Граб

Цели. Употребление прилагательных ср.рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных; предложно- падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи).

1)Прослушать предложение.

У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведёрочко, большой мяч и маленький мячик.

Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое? какой? (У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т.д.)

2)Ответить на вопросы.

Самолёт из бумаги- какой?- бумажный-бумажный самолёт

Шарик из стекла-какой?-…(стеклянный)-…

Кубик из дерева-какой?-…(деревянный)-…

Сумка из кожи- какая?...Машина из железа-…

3)Из чего сделаны игрушки?(Предлог «из»:из пластмассы…

Игрушечная мастерская(предлог «без»: машина без колеса)…

Кому подарили?(подарили Ване, маме…)

С чем играют?( предлог «с»: с машинкой, с мячом…)

Убери игрушки. (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку)

Знать, почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.

Уметь объяснить значение выражения: крутиться как юла.


ТЕМА «ЗИМА» Т.В. Александрова

Цели. Закрепление падежных окончаний сущ-х 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1)Изменить слово. Ответив на вопрос.

Что?- Зима.                    Снежная баба                Снег           Мороз

Нет чего?-…(зимы)      Снежной бабы              Снега         Мороза

Рад чему?-…(зиме)    

Вижу что?-…(зиму)

Доволен чем?-…(зимой)

Говорю о чем?-…(о зиме)

2)Сказать  «наоборот»

Ушёл- пришёл, отошёл-…(подошёл),отъехал- ..,уехал-…

Пришёл-.., подошёл-..,

Знать, что зима наступает после осени, замерзает вода в реках, выпадает снег, образуются сугробы. Снежинки- это красивые звездочки из снега.  Снег тает от тепла. На крышах домов висят сосульки. Птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам, ищут корм. Небо серое, хмурое. Люди носят тёплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговика (снежную бабу)

Словарь. Зима, снег, лёд, снежинка, ветер, пурга, метель, вьюга, иней, узоры, мороз, сугробы, сосулька, льдинка, снегопад, снеговик.

Замерзать, морозить, дуть, кружиться, лепить, скрипеть, блестеть, скрипеть, трещать, голодать, скользить.  

Белый, чистый, пушистый, мягкий, липкий, твердый, холодный, блестящий, снежный, ледяной, зимний, скользкий .

ТЕМА «НОВЫЙ ГОД» Т.В. Александрова,Л.С.Сековец

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилагательных; образование относительных прилагательных.

1)Ответить на вопрос словосочетаниями.

Что?-…(синие шары)

Нет чего?-…( синих шаров)

Радуешься чему?-…( синим шарам)

Видишь что?-…( синие шары)

Доволен чем?-…(синими шарами)

Говоришь о чем?-…(о синих шарах)

2)Ответить на вопрос.

Шары из стекла- какие?-…(стеклянные)

Игрушки для ёлки-…(ёлочные)

Флажки из бумаги-…(бумажные)

Зайцы из пластмассы-…(пластмассовые)

Флажки разных цветов-…(разноцветные)

Знать названия зимних месяцев. Что Новый год- это зимний праздник, это начало нового года. Все рады его наступлению и желают друг другу здоровья, радости, успехов. В домах и на улицах наряжают ёлку, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки. Январь-первый месяц нового года.

Словарь. Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, хлопушка, маска, хоровод, верхушка, макушка, фонарик, мишура.

Праздновать, наряжать, развешивать, встречать, праздновать, веселиться.

Хрупкие, нарядные, праздничные, зелёная, пушистая, колючая, разноцветные, блестящие, веселые, стеклянные.

ТЕМА «ОДЕЖДА и головные уборы»Т.В.Александрова, Л.М.Граб

Цели. Согласование существительных и прилагательных; образование множ. числа сущ-х; согласование числительных, местоимений, наречий с сущ-ми; предложно-падежное управление.

1)Изменить слово по образцу. Пиджак- новый, а шуба- новая, шапка- тёплая, а шарф-…И т.д.

2)Изменить. Шуба -шубы, шапка-…

3)Одна шуба, один пиджак, одни брюки.

Моя-.., мои-..., мой-.., моё-…                        Много-…

4)Ответить.

Из чего сшита одежда?(предлог «из»:из шерсти, из меха…)

Без чего? ( «без»: пальто без капюшона…

Для кого подарок? ( «для»мамы…)

Кому подарок? (маме, папе)

С какими деталями платье? ( «с» карманом, с воротником..)

Во что одеты дети?( «в» : девочка в юбке, в блузке…)

5)Подобрать слова. Что вяжут?- шапку, варежки, носки…

Что шьют?-…Что надевают?-…Что обувают?-…Что штопают?-..

Что завязывают?-…Что застёгивают?-…

Словарь. Одежда, жакет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, халат, фартук, носки, гольфы, колготки, пальто, куртка, берет, фуражка, шапка, панама, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, перчатки, варежки, шуба, пуховик.

Одевать, гладить, застёгивать, стирать, носить, чистить.

Зимняя, летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, удобная, домашняя, повседневная, выходная.

Знать где продают одежду, где шьют.

ТЕМА «АТЕЛЬЕ» Т.В. Александрова

Цели. Закрепление падежных окончаний сущ-х 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1)Изменить слово. Ответив на вопрос.

Что?- Зима.                    Снежная баба                Снег           Мороз

Нет чего?-…(зимы)      Снежной бабы              Снега         Мороза

Рад чему?-…(зиме)    

Вижу что?-…(зиму)

Доволен чем?-…(зимой)

Говорю о чем?-…(о зиме)

2)Сказать  «наоборот»

Ушёл- пришёл, отошёл-…(подошёл),отъехал- ..,уехал-…

Пришёл-.., подошёл-..,

Знать, что зима наступает после осени, замерзает вода в реках, выпадает снег, образуются сугробы. Снежинки- это красивые звездочки из снега.  Снег тает от тепла. На крышах домов висят сосульки. Птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам, ищут корм. Небо серое, хмурое. Люди носят тёплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговика (снежную бабу)

Словарь. Зима, снег, лёд, снежинка, ветер, пурга, метель, вьюга, иней, узоры, мороз, сугробы, сосулька, льдинка, снегопад, снеговик.

Замерзать, морозить, дуть, кружиться, лепить, скрипеть, блестеть, скрипеть, трещать, голодать, скользить.  

Белый, чистый, пушистый, мягкий, липкий, твердый, холодный, блестящий, снежный, ледяной, зимний, скользкий .


ТЕМА «ЗИМА» Т.В. Александрова

Цели. Закрепление падежных окончаний сущ-х 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1)Изменить слово. Ответив на вопрос.

Что?- Зима.                    Снежная баба                Снег           Мороз

Нет чего?-…(зимы)      Снежной бабы              Снега         Мороза

Рад чему?-…(зиме)    

Вижу что?-…(зиму)

Доволен чем?-…(зимой)

Говорю о чем?-…(о зиме)

2)Сказать  «наоборот»

Ушёл- пришёл, отошёл-…(подошёл),отъехал- ..,уехал-…

Пришёл-.., подошёл-..,

Знать, что зима наступает после осени, замерзает вода в реках, выпадает снег, образуются сугробы. Снежинки- это красивые звездочки из снега.  Снег тает от тепла. На крышах домов висят сосульки. Птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам, ищут корм. Небо серое, хмурое. Люди носят тёплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговика (снежную бабу)

Словарь. Зима, снег, лёд, снежинка, ветер, пурга, метель, вьюга, иней, узоры, мороз, сугробы, сосулька, льдинка, снегопад, снеговик.

Замерзать, морозить, дуть, кружиться, лепить, скрипеть, блестеть, скрипеть, трещать, голодать, скользить.  

Белый, чистый, пушистый, мягкий, липкий, твердый, холодный, блестящий, снежный, ледяной, зимний, скользкий .

ТЕМА «ЗИМА» Т.В. Александрова

Цели. Закрепление падежных окончаний сущ-х 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

1)Изменить слово. Ответив на вопрос.

Что?- Зима.                    Снежная баба                Снег           Мороз

Нет чего?-…(зимы)      Снежной бабы              Снега         Мороза

Рад чему?-…(зиме)    

Вижу что?-…(зиму)

Доволен чем?-…(зимой)

Говорю о чем?-…(о зиме)

2)Сказать  «наоборот»

Ушёл- пришёл, отошёл-…(подошёл),отъехал- ..,уехал-…

Пришёл-.., подошёл-..,

Знать, что зима наступает после осени, замерзает вода в реках, выпадает снег, образуются сугробы. Снежинки- это красивые звездочки из снега.  Снег тает от тепла. На крышах домов висят сосульки. Птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам, ищут корм. Небо серое, хмурое. Люди носят тёплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговика (снежную бабу)

Словарь. Зима, снег, лёд, снежинка, ветер, пурга, метель, вьюга, иней, узоры, мороз, сугробы, сосулька, льдинка, снегопад, снеговик.

Замерзать, морозить, дуть, кружиться, лепить, скрипеть, блестеть, скрипеть, трещать, голодать, скользить.  

Белый, чистый, пушистый, мягкий, липкий, твердый, холодный, блестящий, снежный, ледяной, зимний, скользкий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис -...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...