"Слоговая структура слова и проблемы ее коррекции у детей дошкольного возраста с ОНР"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гасникова Светлана Алексеевна

 

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты:   фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_slogovoy_struktrury_slova.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

          Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

     Лурия Александр Романович дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Жукова Надежда Сергеевна дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

     Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Н.Н. Китаева в своей диссертации затронула проблему нарушения звуко-слоговой структуры слов у дошкольников с задержкой психического развития. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

     Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

     Итак, слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове (Четверушкина Надежда Сергеевна)

     При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучании и могут проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов:
  1. Сокращение (пропуск) слога – «моток»- «молоток»
  2. Опускание слогообразующей гласной – «пинино»- «пианино»
  3. Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных –«команата»-«комната».
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  1. Перестановка слогов – «деворе»-«дерево»
  2. Перестановка звуков соседних слогов – «гебемот»- «бегемот»
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  1. Сокращение стечение согласных – «тул»-«стул»
  2. Вставки согласных в слог – «лимонт» - «лимон»
  1. Уподобление слогов – «кококосы»-«абрикосы»
  2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)
  1. «били…били…билитекарь»-«библиотекарь»
  1. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
  1. «нананасы»-«ананасы»
  1. Контаминации (смешение слов)

« в холодильнице»- «в хлебнице и холодильнике»

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения  слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. Сделана попытка систематизировать весь практический материал. В основу положена классификация Марковой А.К., которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов: вода, дыня, сова и т.д.
  2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, утята и т.д.
  3. Односложные слова: мак, лук, мед и т.д.
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом: банан, совок, каток и т.д.
  5. Двухсложные слова со  стечением согласных в середине слова: банка, ванна, тапки и т.д.
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, бублик и т.д.
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор и т.д.
  8. Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, конфеты и т.д.
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, шиповник, художник и т.д.
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, клубника и т.д.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: лист, куст, клей и т.д.
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, травка и т.д.
  13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
  14. Многосложные слова из открытых слогов.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная группа). Вся коррекционная работа представлена в форме разнообразных игр и игровых упражнений. Лексический материал подбирается с учетом правильного звукопроизношения. По этой причине в речевом материале с 1 по 5 тип слоговых структур не используются слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звука «Й» и мягкого «Л».

Методические рекомендации к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слова (Четверушкина Надежда Сергеевна)

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

  1. Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Так как в 1-ом периоде уже изучены практически все гласные звуки первого ряда. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного Л и работа по дифференциации этих звуков.
  2. Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
  3. Дифференцированный подход к детям, который учитывает психические особенности ребенка, его работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.
  4. Из лексического материала исключаются слова, с дефектно произносимыми звуками.
  5. Тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов.
  6. Многократная повторяемость на каждом речевом материале.

В коррекционной работе можно выделить два этапа.

1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

2.  Собственно коррекционный этап — работа ведется на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребенка.

На подготовительном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили в барабан?).
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
  3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике.
  4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.
  5. Упражнения на развитие координации рук: упражнения на выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).
  6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)

Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном  материале.

     Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

 Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Взрослый может предложить такие вопросы. На каком плече моя рука? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? и т.д.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\;  … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

  1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

  1. Артикуляционные упражнения.

-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

-втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

  1. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

     Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                                У – А – И – О

              А – У                                    У – А – И                                Э –У – А – И  

              И – О                                    И – О – Ы                                А – И – О – Ы

              Ы – А                                   Э – У – А                                  И – Э – У – А

              У – Э                                    А – Ы – О                                 У – А –Ы –О

              А – О                                    И – Ы – Э                                 О – И – Ы – Э

              О – У                                    О –У – А                                   Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

  1. на одном выдохе, при этом плавно;
  2. громко (тише, совсем тихо);
  3. чередуя громкость в пределах одного ряда;
  4. со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
  5. быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество звуков;
  2. показать то же количество пальцев, сколько звуков;
  3. отстучать звуки молча;
  4. встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
  5. назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
  6. придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
  7. узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  8. повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

  1. с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

  1. с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

  1. обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

  1. закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

  1. прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество слогов;
  2. выложить палочки по количеству слогов;
  3. сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
  4. определить одинаковый звук в ряду;
  5. придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
  6. придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;
  7. повторить ряд слогов в обратном порядке;
  8. повторить только первый и последний слог ряда;
  9. произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
  10. выделить ударный слог (отражённо);
  11. назвать первый (второй, третий) звук слога;
  12. составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
  13. сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
  14. наращивание слогов;
  15. уменьшение количества слогов;
  16. отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

  1. открытые и закрытые:

кна-акн          гна-агн

дмо-одм          тмо-отм

пту-упт          бму-убм

-с оппозиционными согласными:

фта-фтя          фта-вда

тко-тке           тко-дго

кму-кмю         кму-гму

-цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

-слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:

  1. проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
  2. составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
  3. придумать слог из двух согласных и одного гласного;
  4. сравнить слоги:

НА – КНА

АС – АКС

ИНТ – ЫНТ

УБР – УПР.

                                 Работа над словами.

1 этап.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

Упражнение 3.

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.

2этап.

        Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.

                            Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку, нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнение 2.

Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
  2. Выкладывание полосок по количеству слогов.
  3. Выбор подходящей схемы слова.
  4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.                      

Предлагается:

1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и  др.

-затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.

-слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.

2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)

3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)

4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)

5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)

Упражнение 3.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен , повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 4.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

-отличающихся гласными звуками: сук-сок, мяч-меч, кит-кот, лес-лис, сам-сом;

дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук; лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.

-отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.

-отличающихся согласным звуком и местом ударения: вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

-угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

-придумать слово к схеме;

-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 2.

Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки,   ЗА-мок-за-МОК,   му-КА-МУ-ка и др.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:

Слова : Жи-лы  - лы-жи( ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу , дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на оценку нормативности.

Упражнение1.

Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук , паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед-   , сет-   , кух-   , дос-   ,бел-   ,мет-   , ваф-   , цве-   .

Упражнение 2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,

-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.

Упражнение 3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Упражнение 4

Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.

Упражнение 5.

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок  назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки так, чтобы последний слог  предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (сова, вата).

Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.

Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем»: па, потом ук……паук;   ком, затем пот……компот,    зво, дальше   нок и т. д.

                         Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний:

-маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.

Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;

-вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.

Слова: булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение 3.

Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;

слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.

Упражнение 4.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием  с  использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный , колпак….колпак треугольный;

слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1. Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на , кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Упражнение 2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.  

Пограничник охраняет границу.

     Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)

     Как показали исследования Г.М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Отработка слоговой структуры слов ведется на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов. Практический материал дан в книге Зои Евгеньевны  Агронович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой» и в методическом пособии Светланы Евгеньевны Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»

         Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития  детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....

Презентация семинар - практикум "Преодоление нарушений слоговой структуры слова с помощью игровых приёмов у детей с ТНР"

В презентации представлены игры для совершенствования слоговой структуры слова у детей. Данные игры могут применять в своей работе как воспитатели, так и учителя - логопеды....