презентация "Постановка шипящих звуков"
презентация к уроку по логопедии по теме

Лысенко Ирина Николаевна

Обобщенный материал по постановке шипящих звуков поможет в работе логопедам детских садов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы постановки звуков

        Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой.

        При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.

(слайд 2) Основные способы постановки звуков

1.Постановка звука по подражанию,

 когда он отсутствует в речи ребенка

        Это еще называется вызыванием звука. Суть способа заключается в том, что ребенок должен повторять за вами формируемый звук . Это самый легкий способ постановки произношения, но он не во всех случаях приводит к успеху.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия-что достигается точной подачей воздушной струи.

-Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие его истинное звучание.

-Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуляции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных постановке конкретных звуков, описывается , как  это делать.

3.Постановка звука по подражанию,

Когда он напоминает другой звук

        Например, звук [ш] может напоминать  [с], звук  [л] быть очень похожим на  [в], звук  [ч] может произноситься почти как  [т‘]. В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком и правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождествляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для произнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по артикуляции звука).

-Ребенок не должен знать, над каким  звуковым вы собираетесь работать.

-В связи с этим в вашем произношении  звук не должен звучать вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах) тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

-Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызываемому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произношения, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Например, вы вызываете звук [c]. Сначала нужно потренировать с ребенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т]. Выдох должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некоторый свист. Обратите на этот  свист внимание ребенка, скажите ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тоньше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т.п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются).

Если ребенок догадался о том, какой звук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызывать звук этим способом. Скажите ему, что у вас так не получается и вы с ним будете по- другому учиться «свистеть, как комар».

2.Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого(базового) звука.

-В дальнейшем вы показываете ему, как он должен расположить органы речи: язык, губы и т.п. Делается это перед зеркалом, так ребенку удобнее копировать ваши действия.

-Правильно расположив органы речи, ребенок должен определенным образом подуть в место артикуляции звука (так же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [c]вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы-так, как когда он произносит звук [т], не сдвигая при этом языка. Предупредите его, что получится не звук [т] (иначе он будет стараться получить именно [т]), а другой –тот который вам сейчас нужен.

4.Постановка звука с механической помощью

        Иногда для  постановки звуков используются специальные логопедические инструменты- шпатели и зонды. В домашних условиях их можно различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

-Вы с помощью  вашего инструмента постепенно перемещаете его язык во рту, пока не послышится нужный звук.

-Предварительно предупредите ребенка , что бы он не мешал вам передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.

-Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто подобное у своего ребенка, сразу же откажитесь от этого способа.

5.Постановка звука с использованием базового звука

        При постановке звуков иногда  удается «оттолкнуться» от того или иного правильного произносимого  ребенком звука. Например, после звука [ч] при длительном его произнесении  вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц] и  [с], [к] и  [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.

-После этого нужно «оторвать» произношение этого звука от базового звука. Например, после звука [к] слышится  [х]. Нужно обратить внимание ребенка на то, что после звука [к] слышится другой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например «звук выдоха»).

        Во время протяжного произнесения этого второго звука по вашему сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывисто: [кхх – х – х -  х ].

        В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получилось следующие произношение: вначале – звукосочетание [кхх], затем – разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся  звуки [х] ([х, х, х]).

        В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тренируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х]. Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вы можете позволить себе произнести этот звук).

        Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания на примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговаривает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить). Например, можно использовать звук [п], при длительном его произнесении после него слышится губной звук [ф].

6.Постановка звука в слоге

        Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же-звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим звуком слоги.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произношение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок будет стремиться произносить в нем свой дефектный звук.

Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие положение губ при произнесении  гласных звуков. Две горизонтальные полоски пусть обозначают звук [ы], маленький кружок – [o], большой кружок  -  [а], точка – [у], эллипс – [э]. Объясните значение этих символов ребенку.  Произносить слоги нужно следующим образом. Ребенок начинает произносить какой-нибудь звук (например, [ф]), в это время вы показываете ему картинку (допустим, изображающую звук [ы]),он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен перейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф– ф - фы], а не [ф – ф –ф ] - [фы] или [ф – ф – ф ] - [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять ) в слоге произношение какого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговаривает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тянуть, например: [ф],[в],[х] и т.п.). Пока ребенок  тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного звука. С первого раза у ребенка это может  не получиться – скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет прерывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»).

-При произнесении слогов нужно контролировать направление речевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен ощущаться на ладони горячим выдохом.

-Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с ударением.

7.Постановка звука в положении между гласными звуками

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Согласный звук между гласными должен звучать максимально резко и кратко.

-Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный звук, который также должен звучать кратко.

-Последним гласным звуком ребенок должен «целится» себе в ладонь («выплевывать» его себе на ладонь).

8.Постановка звука на входе

        Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка от того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возможность подключить собственное произношение (может быть не совсем четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выход ребенка.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Выполнять упражнения ребенок должен после выдоха (следите за тем, чтобы его плечи были опущены).

-Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без произношения звука. Дайте ему такую инструкцию : «Втяни в себя немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы выдуй обратно».

-В дальнейшем вы показываете ребенку , как он должен произносить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вместе с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук может звучать несколько искаженно.

-Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь на каком – нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

-Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем – произносится однократно.

-Звуки на вдохе и выдохе должны произноситься тихим голосом , очень лениво.

-Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно показать, как расположить во рту язык и правильно настроить другие  речевые органы.

-Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давайте ему возможность отдышаться.

9.Постановка звука с использованием

промежуточного варианта его произношения

        Промежуточные (временные) звуки ставятся в следующих случаях:

-Речь ребенка непонятна и в ближайшее время поставить ему звуки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения прикуса).

-Ребенок заменяет один звук на другой. В этом случае промежуточный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности поставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал путать эти звуки, поскольку  этот дефект может вызывать в дальнейшем нарушения чтения и письма.

-Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвратить  формирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающегося исправлению дефекта произношения (например, грассирующего звука [р]).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Промежуточный звук нужно будет ввести в речь ребенка.

-Если у ребенка была замена звуков, временный способ произношения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде.

-Когда появится возможность, временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его речь уже полноценный звук.

Дополнительные приемы постановки звуков

Бывает так: можно долго биться над постановкой какого- нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным сказать ребенку, что бы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно.

Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в другом случае – это могут быть поднятые вверх плечи и т.п.), в этот момент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мышцы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже правильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились – звук сразу же и получился.

Но ребенку некогда нельзя говорить что он ребенок расслабил мышцы. Он  в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ расслабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые «обходные маневры».

ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

-Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание, то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хватать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, напрягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клетки- мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз- возникает  тотальное напряжение. До тех пор пока оно будет продолжаться, вы никакого звука ребенку не поставите.

        Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воздух») и еще опустить («уронить плечи»)- с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

-У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напрягается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата- правильный звук не получится.

        В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще лучше «уронить» их – потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

-Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно опущен а именно притянут с усилием, так что под ним  и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки- все тяжелеет, язык прижимается плотно к зубам  губы выпячиваются вперед- фактически самые важные речевые органы теряют необходимую подвижность. Причем чем сильнее подбородок притянут вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок не вытянуть его в верх и не задвинуть назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для  начала пусть ребенок на что нибудь удобно положит его- на вашу руку например. Положить подбородок нужно совсем- всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжение мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.

-У ребенка могут быть «выпучены глаза». По скольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка оттягивается вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и становится совершенно не пригодным не для какой работы.

В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз- рот тут же закроется, язык примет нормальное положение- опустится вниз станет широким и плоским.

-Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Подбородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо напряженно, губы автоматически выдвигаются вперед, в горле образуется комок. Язык деревенеет и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже и грубее.

Для устранения напряжения прибегайте к такому же способу который описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут » к груди.

        

Слайд3.     Характеристика звука ш

  1. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
  2. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают
  3. следующее положение:
  4. губы несколько выдвинуты вперед;
  5. кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  6. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  7. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  8. воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Слайд4   Звук ж характеристика звука

 согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Слайд5. Характеристика звука ч

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение

губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;

широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;

мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;

голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется

слайд6.Характеристика звука щ

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены

Слайд 6  Характеристика  звука [щ]

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. В начале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнении. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.

Слайд7 .Постановка звуков ш, ж, ч, щ

Постановка звука ш

Прежде всего попытайтесь поставить звук первым способом (по подражанию).Когда вы будете ставить ребенку произношение звука ш, у него может случайно возникнуть звук р.в этом случае доведите до конца постановку звука р и закрепите его произношение.

1.Постановка звука[ ш] от звука[ т]

- Ребенок должен длительно произнести звук [т], поставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком целится в ладонь.

- Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук[ т , прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком нужно также целиться в ладонь, упражнение нужно выполнять перед зеркалом.

- Укажите ребенку на этот не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после т, скажите ему, что так « шипит» змея.

- При длительном произнесении звука т рот ребенка окажется немного приоткрытым, нужно сказать, что бы он прикрыл рот, послышится почти полноценный звук ш. змеиное шипение должно ложиться на ладонь горячей широкой струей.

- Затем ребенок должен сразу шипеть как змея, губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние  резцы улыбке.

- в дальнейшем ребенок должен сам округлять губы перед зеркалом.

- Когда звук ш будет прозносится безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает , и закрепляйте его в слогах, словах…

Постановка звука [ш] от правильного [ с]

Если ребенок  произносит звук с при верхнем положении языка, можно начинать ставить ему звук ш. если ребенок произносит звук с при нижнем положении языка, ему нужно вначале поставить «верхнеязычное» произношение этого звука.

- ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам и вслед за вами произнести звук с

- если звук с не получается нужно начать длительно произносить звук с при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, следя за тем что бы звучание звука не изменилось. Ребенок должен тянуть звук с . в это время нужно всти языком по небу( не отрывая языка) в направлении к альвиолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук ш.

- когда ребенок произнесет звук ш, скажите ему что так шипит змея

- во время длительного произнесения звука ш нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы

- в заключении переходите к произношению слогов (по картинкам), обучайте «змею разгова

.ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНО [Р]

  1. Пусть ребенок длительно произнесет звук [Р](губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).
  2. Затем нужно произнести этот звук шепотом,  совсем тихо, так что бы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [Ш].
  3. Скажите ребенку что так «шипит» змея.
  4.  Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.
  5. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно, глядя в зеркало.
  6. Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку какой звук он на самом деле выговаривает.
  7. После этого переходите к произношению слогов (по картинкам).    

4.ПОСТАНОВКА [Ш] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЪЮ

  1. Пусть ребенок длительно произносит звук [С]при верхнем положении языка. Губы должны быть в открывающей верхней и нижние  резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.
  2. Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка медленно продвигаете язык в глубь до тех пор пока не послышится звук [Ш].
  3. Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть».
  4. В это время округлите губы  ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [Ш].
  5. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).
  6. Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея.
  7. После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»).
  8. Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить в след за вами.

       5.ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ

Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка».В результате  он научится придавать языку  ту форму, которая нужна для произношения звука [Ш].

  1. Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди- с наружной стороны).
  2. В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («что бы остудить налитый в ней чай»). Выход нужно ощущать на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться не ясный свистящий звук.
  3. Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край  чашечки» при этом должен не отрываясь скользить с начала во внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол.

Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашечки». Не четкий свистящий звук с начала заменится на [С], затем послышится звук [Ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).

  1. Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя. звук [Ш]).
  2. Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [Ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея.
  3. В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».
  4. После этого нужно будет закрыть рот(поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть».
  5. Во время длительного шипения округлите губы ребенка нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [Ш].
  6. В дальнейшем ребенок должен округлить губы самостоятельно (глядя в зеркало).
  7. Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам).
  8. Когда ребенок будет свободно произносить звук  [Ш] сообщите ему какой звук он произносит.

6.ПОСТАНОВКА ЗВУКА  [Ш] НА ВДОХЕ

  1. Пусть ребенок длительно произнесет звук  [Т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними не большой просвет.
  2. Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом»  (тогда не какого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в шелку между верхними резцами и кончиком языка.
  3. После этого, произнося на вдохе  звук [Т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.
  4. Укажите ребенку  на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.
  5. Укажите ребенку на то что на выдохе «шорох» получается более звучным.  
  6. После этого нужно произносить звук «шороха» по переменно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи.
  7. Во время произнесения на выдохе звука [Ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта, послышится полноценный звук [Ш].
  8. Обратите внимание ребенка на то, что  так «шорох» стал еще более звучным настоящее «шипение», как будто шипит змея.  
  9. В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит».
  10. «Обучайте» вашу змею «произносить слоги».

Постановка звуков [ч],[ щ] (С. Н.)

 (Слайд8)  Артикуляционная гимнастика для шипящих

 ( Слайд 9)

(Слайд 10, 11, 12, 13,14) Нетрадиционные артикуляционные упражнения

  1. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики


В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком


Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево  (10 раз)  (рис. 2).

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно)  (10 раз)  (рис. 3).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально (10 раз)  (рис. 4).

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку"(10 раз)  (рис. 5).

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его(10 раз)  (рис. 6).

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке  (10 раз)  (рис. 7).

7. Выполняет лежа на спине. Ребенок старается языком дотянуться до шарика, который над его ртом держит взрослый, и толкнуть шарик, приподняв кончик языка (10 раз)  (рис. 8).

8.Выполняется лежа на спине. Ловить шарик губами, вытянутыми в «трубочку», пытаясь его «поцеловать» (10 раз) .

9. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

                            Упражнения с ложкой


1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Язык – «чашка» поднят к верхним зубам и удерживается в этом положении. Краем ложки проглаживать по языку с усилием снизу вверх по направлению к верхним зубам (10- 15 с).

6. Широкий распластанный язык надавливает в вогнутую часть ложки у нижней губы. Ложкой приподнимать кончик языка вверх, преодолевая сопротивление языка (10 раз).

7. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

8. Ложку перед губами, сложенными «трубочкой», выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

9. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

10. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

11. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

12. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

 Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами,  то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно, то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").

  Характеристика звука ш

  1. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
  2. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают
  3. следующее положение:
  4. губы несколько выдвинуты вперед;
  5. кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  6. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  7. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  8. воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

(слайд 14)Постановка звука с механической  помощью

Набор зондов используется логопедами для постановки с механической помощью ( разработан Л. С. Волковой), состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонематической группы. Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (кипячение в автоклаве или тепловой обработки в жарочном шкафу) зонды готовы для работы. В последние годы часть из представленных ниже зондов выполнены из пластмассы, что существенно снижает их стоимость. Поскольку пластмассовые зонды нельзя кипятить, их стоит прибрести индивидуально для каждого ребенка.

Постановка звука с помощью того или иного зонда осуществляется следующим образом. Логопед  усаживает ребенка на стульчик лицом к себе. Показывает ему зонды, дает их подержать в руках и объясняет  для чего они  предназначены. У ребенка не должно возникнуть чувство страха. Можно даже придумать и рассказать историю об этих  «волшебных помощниках». И только после этого производится постановка звуков. Иногда постановку звуков с помощью зондов проводят в положении ребенка лежа ( для дополнительного расслабления мышц артикуляционного аппарата). Использование зондов для постановки звуков строго индивидуально. Перед постановкой звука обязательно производится соответствующая санитарно гигиеническая обработка зондов.

Зонд №1 используется для постановки свистящих звуков при из боковом или призубном произношении, осложненным аномалиями прикуса .

Зонд №2 используется для осуществления постановки шипящих звуков

Зонд№3 используется для постановки шипящих звуков при их носовом, губно –зубном или свистящем произношении. Особенно эффективно работа с ним в случаи, когда у  ребенка большой, массивный язык и неповоротливый язык.

Зонд№4 шариковый зонд используется для постановки звуков [р, р]

Зонд№5 предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно зубном произношении свистящих звуков)

Зонд№6 применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков[ л, л]

Постановка шипящих звуков зондами №3,2

Для постановки шипящих звуков используют зонд №2. Постановку начинают со звука [ш] который является базовым для звуков этой фонематической группы. Если ребенок правильно произносит звук с, логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 2 широкой торцевой частью под язык, затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести «с- с-сс….». в момент произнесения звука с с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно ребенок привыкает к новой артикуляции и произносит звук [ш] самостоятельно и длительно. Только после этого следует сообщить ребенку о том , что он научился правильно произносить звук [ш] и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.

Звук  [ж] становиться от звука [ш] с помощью включения голоса или при помощи зонда №2 аналогично, но от звука з.

Если ребенок правильно произносит звук р, можно поставить звук ш и ж от этого звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук р..рр. в момент произнесения звука логопед подводит зонт№2 к нижней поверхности передней части языка и затормаживает его вибрацию.при шепотном произнесении звука р слышится звук[ш], при громком- [ж] . Звук ч можно получить от мягкого звука т, попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог «атпь» в момент произнесения логопед зондом №2 слегка приподнимает и отодвигает  чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук [ч] легче автоматизируется в обратных слогах.

Для постановки звука [щ] ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог «ась». Затем логопед вводит зонд№2 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука [щ] бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук чччч

Зонд№3 также предназначен для постановки шипящих звуков в случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады. Приемы постановки звуков зондом№3 аналогичны приемам выполняемым зондом №2. Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами. Затем, поставленные с помощью зондов шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка звука [Ч].

Способ  (1). Постановка звука [Ч]  от  правильного [Т’].

  1. Ребенок должен раскрыть губы « рупором» (как при произнесении звука  [Ш] ), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти – ти - ти]. Кончик языка должен прикасаться к небу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони  должна  ощущаться выдыхаемая воздушная струя.
  2. Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом).
  3. В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении  вместо [ти – ти - ти] будет слышаться [чи – чи - чи]. Предупредите ребенка, что звучание звука [Т’]  изменится, и предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.
  4. Обратите внимание ребенка на этот звук,  как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).
  5. Пока ребенок произносит слоги [чи – чи - чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка  к  коренным зубам.
  6. После этого пусть ребенок произносит слоги [чи – чи - чи] самостоятельно.
  7. Затем он должен произнести отдельно звук[ч] (показать, как «говорит чайник»).
  8. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку,  какой звук он на самом деле  выговаривает.
  9.  В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах[че – чу – чё - ча] (слоги можно произносить по подражанию).

Способ  (2). Постановка звука [Ч]  от  правильного  [Т’] и [Щ].

  1. Пусть ребенок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произносит звукосочетание  [т’щ - т’щ- т’щ  ]  (воздушная струя должна ощущаться на ладони) . В результате будет слышаться звук  [ч] .
  1. Для уточнения произношения нажмите  пальцами на щеки ребенка, прижав их к коренным зубам.
  2. Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.
  3. В дальнейшем тренируйте его в слогах.

Постановка звука [Щ].

Способ  (1). Постановка звука [Щ]  от  правильного   [Ш].

  1. Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости – мягкости: [т -т’], [д- д’], [с- с’], [з- з’]. Объясните ему, что первый звук пары твердый, а второй – мягкий.
  2. Затем называйте твердый парный согласный, ребенок должен называть его парный мягкий.
  3. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко - [ж’] (как будто это парные по признаку твердости – мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.
  4. Предложите ребенку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. если ребенок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести  звук  [щ] – звук поставлен.
  5. Если же нет, предложите ему, длительно произнося звук [ж’], перейти на тихое, шепотное его произнесение [ж’-щ].
  6. В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж’] «шепотом».
  7. Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
  8. Закрепляйте произношение звука в слогах  [щи-ще – щу – щё - ча] (слоги можно произносить по подражанию).

Способ  (2). Постановка звука [Щ]  от  правильного  [С’] .

  1. Ребенок должен тянуть звук  [с’] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]).
  2. В это время, не прекращая тянуть звук  [с’], пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислоненным к внешней стороне альвеол.  В результате получится следующее произношение: [с’ – щ].
  3. Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [С’] нажимайте шпателем на кончик языка ребенка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ].
  4. Предупредите ребенка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»).
  5. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».
  6. Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему какой звук он выговаривает.
  7. После этого закрепляйте его в слогах  (по подражанию).

Способ  (3). Постановка звука [Щ]  от  правильного  [Ч] .

  1. Пусть ребёнок тянет звук [ч]. При таком произношении вторым звуком после него будет слышаться[щ].
  2. Обратите внимание ребёнка на то, что после [ч] слышится другой звук, («похожий на шум морского прибоя»).
  3. Пусть ребёнок как можно дольше тянет этот второй звук.
  4. В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука[щ]  должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша набегает на берег за другой»).
  5. Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] [щ] («как будто волны набегают на берег всё реже и реже»).
  6. В заключение пусть ребёнок сразу (без предшествующего [ч] произнесёт звук, похожий на «шум прибоя».
  7. Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»)
  8. После того как звук произносится ребёнком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.        

                        

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №41 муниципального образования Усть-Лабинский район

Районный семинар- практикум для учителей -логопедом образовательных учреждений  Усть - Лабинского района

Тема: «Способы постановки шипящих звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Подготовили : учитель – логопед Лысенко И. Н.

                         учитель – логопед Броян С. Н.

                                      г. Усть- Лабинск 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для шипящих звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...

В гостях у шипящих звуков

Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или  «застрял»  на каком-то одном зв...

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Шипящие звуки и звук Ть. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада.

Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...