Звуковая культура речи. Семинар для воспитателей
материал (логопедия, средняя группа) по теме

     Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать речь среднего и младшего дошкольника, то по содержанию и по своему строению речь ребёнка пятого года жизни конечно сложнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_kultura_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:




































Звуковая культура речи



(семинар для воспитателей)





учитель -логопед



Сухинина О.Ю.









































Средний возраст





     Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать речь среднего и младшего дошкольника, то по содержанию и по своему строению речь ребёнка пятого года жизни конечно сложнее. Ребёнок этого возраста расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений.



     Как и в младшей группе, работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться интонационными средствами выразительности.



     Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Ведь умея правильно произносить все звуки, ребёнок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего возраста необходимо учить ребёнка отчётливому, внятному произношению каждого звука, слов, фраз. Учить детей говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.



      Для выработки хорошей дикции, чёткого, правильного произношения, как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), которые произносятся детьми с разной силой голоса и в разном темпе. Существует множество интересных игр и упражнений для формирования интонационной выразительности речи. По-возможности, эти игры и упражнения можно включать во все занятия в качестве разминки, организационного момента перед занятием.





Вот некоторые из них:





  1. Упражнение на умение передавать интонацией различные чувства.


«Скажи правильно»



Воспитатель или логопед называет предложение: «Ах ты, зимушка-зима, все дороги замела»



- Наташа, скажи это предложение так, чтобы было понятно, что ты довольна этим, рада. В общем радостно!



- Ира, а ты скажи так, что ты недовольна, что тебя это огорчает, ты сердита.



- Лена – ласково.



- Света – укоризненно.





  1. Упражнение на выработку силы голоса.


«Зайка и медведь»



Предварительно с детьми обговаривается:



- Как говорит медведь (сильно, громко, грубо).



- Как говорит зайка (тихо, слабо, тонко).



     Один из детей рассказывает любое стихотворение (например: «Идёт бычок, качается…») от лица медведя или маленького зайчика, остальные дети пытаются угадать чьим голосом говорит этот ребёнок.





  1. Работа над высотой голоса.


«Кто дома?»



Логопед или воспитатель «приходят в гости» по очереди к детям и спрашивают «Ира дома?» - дети отвечают голосом (папы, мамы, дедушки, бабушки, маленькой сестрички).





  1. Работа над выразительностью речи.


     Дети стоят кругом и восхищаются (одеждой, украшением, что-то в образе  и т. д.), поворачиваясь по цепочке друг к другу. «Какое у тебя красивое платье!»…





     Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы включает также знакомство с терминами звук, слово. Для этого рекомендуются различные игры и упражнения в которых дети обучаются умению находить слова, разные по звучанию, подбирают слова на заданный звук. Они начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирают те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть нужный звук. Дети с удовольствием вслушиваются в слова, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлечённо играют с рифмовками, стихотворениями.





Например:



Игра: «Как звучит слово (с мячом).



     Дети становятся в круг, воспитатель или логопед в центре.



Воспитатель: «Сегодня мы поговорим про котёнка, всё, что знаем».



  1. Сначала мы поговорим о том, какой котёнок )подбор вместе с детьми прилагательных: пушистый, полосатый, ласковый, усатый, весёлый, черноухий и т. д.). затем игра с мячом по кругу.


  1. Теперь будем подбирать слова, про то, что котёнок может делать. ( подбор глаголов: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т. д.). Воспитатель может записывать слова, а потом их зачитывать.


     Эта игра учит детей вслушиваться в звучание слов, вызывает интерес к слову. Дети видят, как много есть слов и все они разные.





Игра: «Найди себе пару».



     Логопед или воспитатель: - Ребята, я произношу слово – МИШКА. Какое ещё слово можно вспомнить, чтобы оно прозвучало похоже (мышка, шишка, пышка, мартышка, сынишка, коврижка, фишка) – вот сколько много разных слов. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». Каждый из вас должен найти себе пару. Для этого кто-то, например Лена, скажет слово, а другой отзовётся похожими словом. (Возьмитесь за руки, вы теперь пара). Игра продолжается пока все дети не найдут себе пару.





     После знакомства с термином «слово» переходим к играм и игровым упражнениям на звучание слова. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются звуковые характеристики (шуршащие – шёпот, шорох; звонкие – зонт, зубы; громкие, грозные – грохочет, гром и т. д.). Педагог  произносит слова отчётливо, голосом выделяя все звуки – ш-ш-ш-а-а-а-х-х-х-т-т-а-а-а. Такой способ произнесения помогает детям разделить слово на звуки, и уяснить из каких звуков оно состоит. Детям предлагается по цепочке придумать и произносить слова – шуршащие (шипит, шумит, пошёл), звонкие (зайка, золушка), громкие (грохочет, трещит, тарахтит), тихие (суп, пол, котик).



     Играя в подобные игры, дети узнают, что слова звучат, потому что они состоят из звуков.



     С детьми средней группы, чтобы поиграть в такую игру, проводится предварительная работа.



     Что касается звукопроизношения, то дети среднего возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными, в артикуляционном отношении. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребёнок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Очень типично переупотребление звука. То есть ребёнку поставили звук [ш] и он употребляет его везде – шлон, шобака, шапоги, штол.



     В программе детского сада стоит задача к пяти годам научить детей правильно произносить все звуки родного языка. Однако у части дошкольников в возрасте 5 лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.



     В этом возрасте у ребёнка уже формируется осознание своих произносительных умений. И под влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно оценивать произношение товарищей и своё собственное.



   













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"

Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Звуковая культура речи – это очень важно»

Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах....

Работа по звуковой культуре речи. Консультация для воспитателей.

В каждой возрастной группе решаются определенные задачи по воспитанию звуковой культуры речи....

Звуковая культура речи. Консультация для воспитателей.

Представлена консультация для педагогов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....

МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

«Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» семинар-практикум

Форма проведения: семинар - практикум.Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.Цель: Повысить компетентность воспитателей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей мл...