Главные вкладки

    Работа по звуковой культуре речи. Консультация для воспитателей.
    консультация по логопедии на тему

    Верхогляд Нина Семеновна

    В каждой возрастной группе решаются определенные задачи по воспитанию звуковой культуры речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Звуковая культура речи

    Выполнила учитель-логопед  Верхогляд Н.С.

               Период с 2-х до 3-х лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже почти все окружающие начинают понимать его речь. Но все  же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги (клой- открой), а при стечении согласных один звук(камейка – скамейка), вставляют лишние звуки в слове. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопиться значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (б, м) , губно-зубные (ф, в), передне-язычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х). Свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, щ, ч) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Поэтому основная задача воспитателя проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, а следовательно необходимо развивать слуховое внимание. Развивая слуховое восприятие следует обращать внимание  детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно, чтобы научить этому ребенка , малышу дают задания, которые дают ему возможность услышать различия в громкости и скорости произношения одних и тех же слов и звукосочетаний. Тренируя слуховое восприятие, педагог дает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. Это упражнения типа «Кто позвал», «Что звучит», «Угадай, что(кто) это?». В течение года в первой младшей группе уточняется произношение почти всех звуков родного языка, кроме шипящих и сонорных. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: а, у, о, и и простых по артикуляции согласных м, п, б, ф несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить эти звуки. Это необходимо для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к произнесению более сложных звуков.

    Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатывается произношение изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом в качестве речевого материала чаще всего используются звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием , необходимо связывать их  с определенным образом (га-га-га – кричит гусь). На последующих этапах звуки закрепляют в словах, воспитатель следит  не только за правильным произношением звуков , но и за четкостью, внятностью произнесения слов. Воспитатель подбирает слова с открытыми слогами (коза) или односложные (дом), в которых отрабатываемые звуки находятся в начальной позиции, без стечения с другими согласными. Дальнейшее закрепление усвоенного материала  осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие предложения, где есть слова  с определенным звуком. Эта работа продолжается и вне занятий в процессе общения педагога с воспитанниками. Для выработки отчетливого произношения целесообразно использовать шутки-чистоговорки. (СА-са-са- у Оли коса).

    Речевой аппарат еще недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо или не умеют говорить шепотом. Поэтому нужно детям давать такие упражнения , где одни и те же звуки произносятся с различной громкостью. Например «Тук-тук». Молоточек стучит вначале тихо, а потом громко.

    Вне занятий воспитатель обращает внимание на речь детей добиваясь того, чтобы отвечая на вопросы или задавая их малыши говорили достаточно громко, но и не кричали.

    Темп речи. Уже в первой младшей группе следует учить детей говорить и быстро и медленно. Это достигается следующим образом: воспитатель произносит слова с различной скоростью, а дети воспроизводят  их в том же темпе. Детей учат пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается путем личного примера воспитателя, особенно в свободное от занятий  время.

    Речевое дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов, фраз. Чтобы выработать плавный и продолжительный выдох, детям предлагают подуть на какой- нибудь легкий предмет :ватку, султанчик. Детям даются упражнения на протяжное и длительное произнесение звуков (длинная песенка –ууууууууууууу), воспитатель обращает внимание  на слитное произнесение  ребенком двух гласных звуков ау, уа, ио, ои , дети должны учиться произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. При заучивании потешек отрабатывается и звукопроизношение, и темп речи  и интонационная выразительность речи. В младших группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики).

    На  четвертом году жизни (2 младшая группа) у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. Запас слов увеличивается до 1000. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей:

    1. Согласные произносятся смягченно.
    2. Свистящие звуки с, з, ц  произносятся недостаточно четко, пропускаются (амок-замок)
    3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются.
    4. Звуки л и р пропускаются или заменяются ль, й (йот) (ямпа-лампа)

    С детьми четвертого года жизни проводится работа , направленная на уточнение и закрепление правильного произношения всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих и сонорных. И, кажется, зачем тратить время на отработку произношения звуков, которые дети умеют четко произносить. Стоит, так как четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков. Так для того чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается в частности, правильной артикуляцией гласного звука а, плотно смыкать губы- этому способствует четкое произношение  звуков м, п, б и т.п. В образовании некоторых гласных и согласных звуков много общего. Например , звуков и и  з . В обоих случаях передняя часть языка приподнята, воздух проходит через проход, созданный  языком и небом(образуется гласный) или языком и альвеолами верхних зубов(образуется согласный). Или: при произнесении звуков т, д, н язык находится за верхними зубами, как и при звуках ш, ж. Положение языка при гласных и , э подобно положению языка при артикуляции с, з,  четкое произношение звуков о,у во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш, ж, ч, щ; произношение ф, в - свистящих и сонорных р, л. При этом осваивая согласные детьми вначале учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п) затем губно –зубные (в,ф), переднеязычные (н,д,т) и заднеязычные (к,г,х). Формирование звукопроизношения осуществляется в 3 этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах и фразовой речи. Воспитание правильной здоровой речи – это не только отработка правильного произношения, хотя данная задача является одной из основных. Параллельно детей нужно учить различать звуки (допустим  с – песенка водички, з- песенка комара),  и подбирать слова с твердыми и мягкими вариантами,  на основе хорошо произносимых ребенком), отрабатывать речевое дыхание, темп речи , высоту и силу голоса, все эти задачи легче решать используя звуки, произношением которых ребенок владеет достаточно хорошо.

    Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработку четкого произношения слов педагог осуществляет предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображение на рисунках, при заучивании загадок, потешек, считалок, стихотворений, чистоговорок , насыщенных определенными звуками.

    Стихотворения следует использовать не только для обучения малыша четкому произношению отрабатываемых звуков в словах и фразах, но и учитывая их содержание в качестве упражнений для правильного использования интонационных средств выразительности. В процессе разучивания с ребенком стихотворений взрослый показывает пример выразительного их чтения и просит ребенка воспроизводить их так же. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребенок будет учиться правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивается речевой слух. Формировать интонационную выразительность речи можно через игры-инсценировки , при этом решая основную задачу по ЗКР- отработку звука в словах и фразовой речи.

               К 4 годам жизни активный словарь ребенка достигает 2000 слов. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягчение произношения  согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена свистящих и шипящих звуков звуками т и д, исчезает замена шипящих звуков свистящими. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформировано: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить  звуки л и р. Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей,  начатую в младших группах. Как работать с детьми 4-5 лет над звукопроизношением:

    1. Воспитатель фиксирует внимание детей на произношение  данного звука, связывает его с конкретным образом (р- рокот самолета), побуждает к произношению данного звука по подражанию.
    2. Воспитатель показывает и объясняет артикуляцию звука, то есть положение губ, языка, зубов, дети упражняются в его произношении.
    3. Многократное произношение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание, формируется звуковая и интонационная выразительность речи.
    4. Проговаривание слогов, упражнение в произношении звука мягко и твердо. (ла-ля, ка-кя).
    5. Упражнение в произношении отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

    То есть в средней группе материалом для специальных занятий и индивидуальной работы с детьми являются трудные для произношения и дифференциации звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

    Приемов и методов, рекомендуемых для этой группы очень много. Например, детям дается задание проговаривать один и тот же звук по-разному. Они поют длинную и громкую, длинную и тихую песни. При этом совершенствуется произношение изолированного звука, отрабатывается речевое дыхание, сила и высота голоса, интонационная выразительность речи. Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции ребенку предлагают повторять шутки-чистоговорки. Чистоговорки используют также для развития артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью( су-су-су- тихо осенью в лесу). Повторяя шутки-чистоговорки, предложенные воспитателем, дети затем начинают сочинять сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, подбирают слова , рифмующиеся со своим именем  или другим . Детям предлагают заучивать и четко воспроизводить загадки. Загадки используют не только для закрепления звука во фразе, но и для развития слухового внимания. То есть внимательно слушать речь говорящего, развивается фонематическое восприятие , так как ребенку предлагают  в слове - отгадке заданный звук. Например: «бел да не сахар, нет ног , а идет». Отгадайте, подсказка: в этом слове есть звук – с. С целью формирования правильного произношения звуков и фонематического восприятия используют картинки: ребенку предлагают найти на рисунках такие предметы, в названии которых есть заданный звук и одновременно произнести слово так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.

            К  пяти годам запас слов увеличивается до 3000. В речи ребенка шестого года жизни не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют некоторые трудные малознакомые слова, например экскаватор. Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети должны быть готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

    Дети старшей группы,  правильно произнося изолированный звук, неточно выговаривают его в словах. Поэтому необходимо упражнять детей в отчетливом произнесении в любой позиции (в начале, середине, конце слова). Целесообразно использовать шепотную речь, которая способствует отработке правильного произношения всех звуков. Четкое произношение звуков обеспечивается хорошо развитым речевым слухом. На данном возрастном этапе следует совершенствовать фонематический слух, то есть способность отличать один звук от другого. Детям даются такие упражнения: 1) определение звука, который чаще других слышится в словах рифмовки; 2) называние слов с заданным звуком (с опорой на картинки-игрушки);3)припоминание слов с заданным звуком; 4) воспитатель вперемежку называет 2 сходных по звучанию звука, а дети дают ответ действием, характеризующим образ, с которым связан звук. Например с- льется водичка, дети умываются , з – летит комар, ш- шипит гусь, ж – жужжит летающий жук. 5) дети называют слова , содержащие определенный звук из стихотворения или рифмовки. 6) дидактическая игра «Цепочка слов», например: автобус, санки, игра, апельсин,ножницы.7) подбор рифмующихся слов (птичка-синичка-невеличка).

    Большое внимание уделяется отработке речевого дыхания. Детям предлагают негромко, протяжно на одном выдохе  и как можно длительнее произносить гласные  звуки  и звукоподражания ау, уа. В старшей группе закладывается основа обучения звуковому анализу слов. Дети, отрабатывая речевое дыхание, длительно произнося звуки АУ, УА, называют какой звук они поют первым, а какой вторым.

    В старшей группе дошкольники осваивают интонационные средства выразительности: их учат регулировать высоту и силу  голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловые ударения. Для этого используются пересказы художественного текста, игры-драматизации, игры-инсценировки, чтение наизусть.

    Вывод: в старшей группе должно быть сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах. Определять позицию звука в слове.

    К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. Расширятся многозначность употребления слов, ребенок в процессе речевого общения использует простые и сложные предложения, правильно согласовывает между собой слова, употребляет падежные окончания.

    Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка. Четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности. Работа с детьми должна быть направлена на закрепление навыка правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированного, в словах и фразовой речи), формирование фонематического восприятия, развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

    Большое место в обучении должно занимать совершенствование  у детей умения различать на слух и произносить все звуки родного языка. Особенно свистящие звуки и сонорные.

    Работа над совершенствованием произношения и фонематического восприятия ведется параллельно. Воспитатель использует такие приемы:

    1. Отчетливое проговаривание слов при назывании отдельных предметов или игрушек (воспитатель подбирает картинки или игрушки, в названии которых есть заданный звук).
    2. Упражнение детей в проговаривании скороговорок в быстром темпе с отчетливым произнесением слов. Скороговорки используются для преодоления и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти),

    например: по утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы :зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

    1. Упражнение в проговаривании чистоговорок: ра-ра-ра – начинается игра.
    2. Заучивание загадок, пословиц, поговорок, стихов, потешек, включающих заданный звук.
    3. Описание содержания иллюстраций. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок отчетливо произносил в словах отрабатываемые звуки.

     6.Детям дается задание на слух определить один из звуков и выполнить движение с которым данный звук условно связан.

    7. Детям предлагается назвать слова, в которых встречается определенный звук.

    8. Загадывание загадок в которых встречается определенный звук.

    9. Дети должны выделять (на слух) из стихотворения слова , содержащие один из звуков (наварила щука щей , угощала двух лещей).

    10. Детям предлагается определить место звука  в слове с опорой на наглядность и только  на слух (щука, морщатся, лещ).

    11. Дети сами придумывают слова, где заданный звук стоит в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце.

    В подготовительной группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определить звук, изменивший значение слова (мак-рак, кит-кот).

    С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный звук или слог,  а затем вслед за воспитателем повторить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает. Так детей готовят к запоминанию целого предложения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по звуковой культуре речи

    Консультация для воспитателей...

    Звуковая культура речи. Семинар для воспитателей

    Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать реч...

    Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

    Место  мелкой моторики в работе по звуковой  культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...

    Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

    Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

    ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....

    Звуковая культура речи. Консультация для воспитателей.

    Представлена консультация для педагогов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....

    Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".

    Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...