Главные вкладки

    Звуковая культура речи. Консультация для воспитателей.
    консультация по развитию речи на тему

    Козина Ольга Викторовна

    Представлена консультация для педагогов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovaya_kultura_rechi._konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Речь — важный элемент человеческой деятельности, с помощью которого человек познаёт окружающий мир, передаёт свои знания и опыт другим людям.

    Другим словами, речь – это умение людей обмениваться устными или письменными сообщениями с помощью определённого набора слов.

    Культура речи –  очень многозначное, широкое понятие, которое включает в себя правильность речи и речевое мастерство.

    Под правильностью речи понимается владение установленными нормами устного и письменного литературного языка. Свои высказывания мы строим, опираясь на звукопроизносительные, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы.

    Речевое мастерство – это, во-первых, умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный, уместный  в смысловом отношении вариант, а, во-вторых, умение правильно использовать средства выразительности речи.

    Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления речи в целом: звукопроизношение, дикцию, элементы звуковой выразительности (интонация, сила, высота голоса и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности речи (мимика, жесты, поза и т.д.), а также громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Обязательно надо упомянуть речевой слух – он является предпосылкой и необходимым условием для возникновения звучащей речи.

    Одной из составляющих образовательного  процесса в ДОУ является работа по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Каковы же направления этой работы? Напомню, что речь – это то, что мы слышим и понимаем, а также то, что мы можем произнести. Отсюда вытекают два основных направления работы по воспитанию звуковой культуры речи:

    1. Развитие восприятия речи.
    2. Формирование произносительной стороны речи.

    У каждого из направлений работы есть свои задачи.

    Задачи по развитию восприятия речи:

    - развитие слухового внимания;

    - формирование и развитие всех фонематических процессов.

    Задачи по формированию произносительной стороны речи:

    - формирование у детей правильного звукопроизношения за счёт развития речедвигательного, голосового аппаратов и обучения правильному речевому дыханию;

    - формирование навыка чёткого и ясного произнесения слов;

    - выработка умеренного темпа речи;

    - выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

    Учитывая физиологические и психологические возможности детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются, распределяясь неравномерно.

     Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработку чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

    Формы работы по воспитанию ЗКР.

    Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

    - на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по развитию речи;

    - отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

    - дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий – на прогулках, в режимных моментах, в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности и т.д.

    Методы работы по воспитанию ЗКР:

    • дидактические игры - подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетно-ролевые, словесные игры («Чей домик?», «У медведя во бору», «Каравай» и др );
    • дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
    • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.).

    Приёмы работы по воспитанию ЗКР:

    • образец правильного произношения выполнения задания, которое даёт педагог;
    • краткое или развёрнутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
    • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
    • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
    • хоровые и индивидуальные повторения;
    • совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая  речь;
    • оценка ответа или действия и исправления;
    • показ артикуляционных движений;
    • демонстрация игрушек, картинок.

    Используемые средства.

    Речевой материал – слова-звукоподражания, потешки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы.

    Наглядный материал – предметные и сюжетные картинки, игрушки  (в т.ч.  звучащие),  музыкальные инструменты, пиктограммы, фотографии, настольный театр, теневой театр и др.

    Условия для успешного воспитания ЗКР.

    Что необходимо для успешного воспитания звуковой культуры речи у дошкольников:

    - высокий уровень профессионального мастерства педагогов и их заинтересованность в проведении работы по воспитанию ЗКР;

    - соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических;

    - создание богатой развивающей среды;

    - взаимодействие с семьёй по вопросам формирования звуковой культуры речи;

    - здоровье ребёнка, нормальная работа ЦНС, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения;

    - разнообразие деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

    Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

    Звуковая культура речи. Семинар для воспитателей

    Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать реч...

    Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

    Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

    Работа по звуковой культуре речи. Консультация для воспитателей.

    В каждой возрастной группе решаются определенные задачи по воспитанию звуковой культуры речи....

    «Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей

    Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....

    МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

    Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

    Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».

    Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....