логопедическое занятие "Сад-огород"
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Это занятие направлено на решение ряда задач: развитие грамматического строя речи, связной речи, зрительной памяти и логического мышления, общей моторики, обогащение словарного запаса по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad-ogorod.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Сад – огород»

Цели:

  1. обогащение словарного запаса по теме;
  2. развитие грамматического строя речи;
  3. развитие связной речи;
  4. развитие зрительной памяти и слухового внимания, логического мышления;
  5. развитие общей моторики

Оборудование:  муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, чудо-сад, огород, линейки для выкладывания слогов.

  1. Организационный момент  (музыкальное сопровождение)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня вас ждут интересные игры и задания.

- Пройдите к своим стульчикам, но не садитесь.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушаете и постараетесь запомнить о чём говорится в нём:

Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора.

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Бабка Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.

- Что посадила бабушка и внук в огороде, перечислите? Как назвать все это одним словом?

- Молодцы!

2. Рассматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.

- Давайте посмотрим с вами в наш огород, какие овощи там растут.

- Это что?  (Морковка).

- Какая она?  (Длинная, гладкая).

- Где она растёт?  (В огороде).

- Что это? (Помидор).

- Какой он?  (Круглый, красный, мягкий).

- Где он растёт?  (В огороде, на грядке).

- Это что?  (Огурец).

- Какой он?  (Длинный, зелёный, колючий).

- Где он растёт? (В огороде, на грядке).

- Что вы ещё видите в нашем огороде?

- Как можно назвать одним словом,  то что растёт в огороде?  (Овощи).

- Теперь посмотрите в наш чудо – сад.

- Что растёт в саду?  (Деревья).

- А что растёт на деревьях?  (Фрукты)

- Назовите фрукты, которые вы видите на дереве?  (Дети называют фрукты: яблоки, груши, банан, лимон, слива).

- Расскажите, какие они? Цвет, форма, вкус (дети по очереди описывают фрукты).

3. Обучение отгадыванию загадок

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы подумайте о каком овоще или фрукте я говорю.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен

Нужен только красный нос.    (Морковка)

- Правильно, слушайте ещё одну загадку.

Я зелёную матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву.  (Груша)

- Как вы думаете, что это? Какой фрукт похож на матрёшку? Какой фрукт зелёного цвета?

Прежде, чем его мы съели

Все наплакаться успели.  (Лук)

- Как вы догадались? Почему от лука плачут?  (Он щиплет глаза)

Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,

Вкусный и сырой. Кто же я такой?  (Огурец)

Колобок висит всё лето среди зелёных веток,

Ударит гулко оземь, когда наступит осень.  (Яблоко)

- Слушайте последнюю загадку.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я…(Капуста)

- Правильно. Молодцы!

4. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, обозначающее овощ или фрукт.

Трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста;

Апельсина, тюльпан, шиповник, персик, лимон;

Диван, ваза, капуста, буфет, холодильник, помидор;

Банан, майка, платье, туфли, рубашка, груша;

Забор, огурец, кубики, графин, баклажан, юла.

5. Упражнение «Урожай»

Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

В огород пойдём,                              Идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем.                 «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-

                       щими движениями рук.

И картошки накопаем.                     «Копают»: выполняют движения руками,

                                                              имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,          «Срезают»:одной рукой держат воображаемый

                                                              кочан, а другой с воображаемым ножом,

                                                              подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный.    Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвём немножко                «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-

                                                              щие хватательные движения обеими руками.

И вернёмся по дорожке.                    Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

6. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед приглашает детей за стол.

- Посмотрите на доску. Подумайте, что здесь лишнее и почему?

Яблоко, огурец, груша, слива.

Зелёное яблоко, зелёная груша, огурец, морковка.

Помидор, картофель, яблоко, капуста.

Лук, груша, помидор, свекла.

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

7. Развитие связной речи

Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:

- Что это?

- Где растёт?

- Внешний вид (форма, цвет).

- Каков на вкус?

8. «Сколько в слове слогов»

- Сейчас я буду называть слова, а вы приготовьте свои ладошки для того, чтобы посчитать слоги.

По – ми – дор, ка – пус – та, гру – ша, мор – ковь, сли – ва, лук, ба – нан.

9. Итог занятия

- О чём мы с вами говорили на занятии?

- -Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

- Где растут овощи?

- Где растут фрукты?

                                             

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...