Доклад на тему: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по логопедии (средняя группа) по теме
Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38
Доклад на тему:
«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Учитель- логопед I категории: Левина Т.М.
г. Апшеронск
2011 г.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства.
В этом возрасте у части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Если в этом возрасте не исправить звук, искаженный звук закрепится и исправить его с возрастом будет все труднее.
Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением.
В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука.
Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т.д.
Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.
Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения. (Во-во-фо, го-го- ко, ба-ба-па и т.д.)
Формально с лингвистической точки зрения все виды отклонений формирования звуковой стороны речи в логопедии объединяют в две категории: фонетические и фонематические.
В существующей литературе рассматривается несколько видов механизмов, ответственных за нарушения формирования звуковой стороны речи.
Рассмотрим некоторые из них.
В ходе работы нам чаще всего приходится встречаться с так называемым, «вторично гностическим». Это вторичные избирательные нарушения фонематического восприятия, которые прямо связаны с интегративной природой фонем, которые включают как акустические, так и артикуляторные дифференциальные признаки. Это проявляется в том, что происходит замена артикуляторно освоенных ребенком звуков и их смешение. При преобладании смешений делается заключение о несформированности «фонематического слуха» или «фонематических представлений».
Главным объектом нашего воздействия являются смешанны^ сенсомоторные механизмы - это вторичное нарушение фонематического восприятия. В данном случае часто отмечается такой недостаток, как дефицит слухового самоконтроля и внимания. В сочетании оба механизма могут приводить к более стойким дефектам звукопроизношения.
Анатомические аномалии артикуляторных органов и зубочелюстго аппарата к ним относятся аномалии прикуса, строения языка, отсутствие некоторых зубов, укорочение подъязычной уздечки, высокий свод твердого неба. В связи с этим выделяется так называемая «механическая дислалия», которая, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на развитие фонематического слуха. (Наример, Тимур, 6 лет, ротацизм. В период автоматизации звука, вместо буквы Р писал Л).
Функциональные нарушения, такие как патология внутренних органов «органические аномалии органов» приводит к патологическим симптомам инервационной недостаточности. Данный вид механизмов можно отнести к функциональным, поскольку в основе их лежит несформированность функциональных образований (фонем и системы фонематических противопоставлений).
Интеллектуальная недостаточность - в этом случае большую распространенность фонологических нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью можно объяснить тем, что у них часто встречаются органические поражения головного мозга. (ЗПР, минимальная мозговая дисфункция, нарушения перинатальной системы, которая лечится до 1 года). Если ребенок получает необходимое лечение, то этот процесс происходит быстрее. В противном случае нарушения сохраняются.
В нашем детском саду работа по развитию у детей фонематического слуха строится по классической системе. Эта работа состоит из шести этапов.
1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Игра «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка», «Чей голос?», «Песенки насекомых», «Звуки транспорта» и др.
2 этап. На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игры «Далеко — близко», «Эхо», «Кто как кричит» и т.д. Значительная часть работы приходится на долю музыкального руководителя.
3 этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, «Угадай словечко», «Найди пару».
4 этап. Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно усложняя задания. Вначале детям предлагается воспроизвести слоговые ряды
а) со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т.д.);
б) с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу и т.д.);
в) с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);
г) с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба), затем по три слога (па-ба-па));
д) с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);
е) с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);
ж) с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);
з) со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);
Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
5 этап. Учим различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных звуков. На данном этапе используем символы для обозначения звуков: гласные - А - большой круг, О - овал, У - маленький кружок и т.д. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов. Так же используем символы согласных звуков.
6 этап. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.
а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;
б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);
в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» (трехзвуковые слова).
Продолжительность процесса формирования фонематического слуха зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его патологии. Самое главное — определить, какой этап развития фонематического слуха нарушен и строить работу в соответствии с этим.
По нашему мнению, благотворное влияние на развитие ФС оказывают систематические занятия с ребенком. В организации и проведении этих занятий принимают участие и педагоги и родители.
Коррекционная работа не будет достаточно эффективной при отсутствии взаимодействия с родителями. На первом родительском собрании мы объясняем, зачем нужно учить ребенка слушать?
Во-первых, для того, чтобы развить тот самый речевой слух, который необходим для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.
Во-вторых, чтобы полноценно воспринимать информацию, которая держится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщенному.
Объясняем, что родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Рекомендуем игры по формированию звукового анализа, и объясняем, что надо четко представлять последовательность работы и не перескакивать через этапы. Разнообразные методы и приемы работы с родителями мы все могли увидеть на примере работы учителя- логопеда МДОУ № 13, Деревянко Е.А.
Невозможно представить себе работу по коррекции звукопроизношения без активного участия воспитателей и музыкального руководителя. Воспитатель включает некоторые виды упражнений на формирование фонематического слуха в свои занятия, дополнительно закрепляет во второй половине дня. А музыкальный руководитель также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, проводит логоритмические занятия во второй половине дня совместно с воспитателем. Взаимосвязь работы всех педагогов прослеживается также в подготовке детей к родительским собраниям, утренникам и др.
Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование фонематического слуха. Обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное, И наша работа по формированию ФС помогает решить эти задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188800-1359210078.jpg)
Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-599078-1426403058.jpg)
методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-609701-1429383579.png)
Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-333770-1383820438.jpg)
Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-775501-1539198995.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280404-1603187566.jpg)
Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Узнай, кто какие звуки издает. Цель. Развитие слухового восприятия. Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз. Ход игры. Логопед пока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-466284-1406471191.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию фонематического слуха у детей...