Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами старшей логопедической группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Димковская Галина Алексеевна

Материал для  проведения   индивидуальной коррекционной работы в старшей логопедической группе на первое полугодие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx94.96 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Детский сад игрушки"

Инструкция воспитателя                                  Выполняемые движения

1. Развитие общей моторики

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь?

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

Выполнение движений по тексту.

2. Развитие мелкой моторики. «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Наоборот

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Движение челюсти вправо —влево.

Упражнения для губ

(попеременные движения)

Подражаю я слону Губы хоботком тяну. Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам!

Упражнения для языка

Позевать. Покашлять. Рот удерживать открытым А

4. Развитие мимических мышц

  (Картинки) «Удивление», «Радость»,  «Огорчение».

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Игра "Колокольчики". Цель: Дифференцирование   близких по звучанию неречевых звуков (колокольчик с низким и высоким звучанием); называние   прилагательных, обозначающих характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".

2. Игра"Поставь по порядку". Цель: Запоминание последовательности  звучания неречевых звуков, узнавание, различение , называние звучащих музыкальных игрушек.

3. Игра "Коробочка гремит". Цель: Дифференцирование неречевых звуков.

4. Игра «Скажи, что слышишь?». Цель: Развитие  слухового  внимания. (Шумит машина).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Назови ласково». Цель: Образование  существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами. (кукла-куколка, машина – машинка).
  2. Игра «Чего не стало». Цель: Упражнение  в  правильном  использовании  окончаний имён существительных в форме единственного числа. ( Не стало  кубика. Не стало машинки.)
  3. Игра «Скажи о нескольких игрушках» Цель:  Преобразование   имен существительных единственного числа в имена существительные   множественного числа (Один мяч, а если их несколько, то это что? (мячи).
  4. Игра «Расскажи о соседях». Цель: Закрепление   употребления существительных в творительном падеже с предлогом  -с. (У детей игрушки. Аня будет играть с куклой. Богдан будет играть с роботом).                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                       7. Развитие связной речи.

1.Заучивание стихотворений А. Барто  «Игрушки». С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история».

2.Составление описательного рассказа об игрушки по плану (схема).

Лексическая тема «Овощи»

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

1. Развитие общей моторики. «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают»,

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный. (Н. Нищева)

Показывают круг руками (три раза).

2. Развитие мелкой моторики

У Лариски — две редиски.

У Алешки — две картошки.

У Сережки сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки — две хвостатых редьки.

(В. Волина)

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начинал с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот

Упражнения для губ   и  щек

«Толстячки» -«Худышки»

Упражнения для языка

Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубами. «Лопата».

4. Развитие мимических мышц

Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься.

Выполнение действий по тексту

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Игра "Прохлопай как я". Цель:  Развитие фонематических процессов.

2. Игра"Повтори за мной". Цель: Формирование  восприятия речи, в процессе произношения слогов,  слов (ка-ко-ку, ко-ку-ка, ку-ко-ка; пу-пы-пи, А-У-О, У-И-А)

3. Игра "Хлопни если услышишь звук А". Цель:  Развитие фонематического слуха.(А,о,а,…..)

4. Игра «Споём звуки». Цель: Знакомство с артикуляционным аппаратом.( Произнесение   гласных звуков, обращая внимание на положение губ.)

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Мой, моя, мои» Цель: Упражнение  в подборе   слов-предметов  к местоимениям (МОЙ (что?) помидор, огурец горох; МОЯ - капуста, тыква, слива; МОИ-  огурцы, кабачки, баклажаны).

2. Игра «Про что можно так сказать» Цель : Упражнение  в подборе   слов-предметов      к словам- признакам (вкусный (что?) – помидор; ароматный (что?) огурец, (полезный, витаминная, круглый, гладкий).

3. Игра «Чьи  овощи: Ванины или Машины» Цель: Образование притяжательных прилагательных (составление предложений по образцу). (Маша взяла капусту. Это Машина капуста. Ваня взял кабачок. …)

4.        Игра «Составь  предложение как Я» Цель: Составление сложносочинённых предложений с союзом а  (Морковь — твёрдая , а помидор  — мягкий. Морковь растет в земле , а огурец — на земле).

7. Развитие связной речи

  1. Составление  сравнительных  рассказов о капусте и тыкве, об огурце и помидоре.

Цель: Закрепление знание детей о форме, цвете, вкусе. Согласование  существительных и прилагательных  в роде, числе и падеже.  

  1. Составление   предложений из слов.  Помидор, лежать, грядка, на.  Картошка, расти, огород, в.
  2. .        Чтение литературных текстов: Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской на
    родной сказки «Репка»,  стихотворения  Ю. Тувим «Овощи».

Лексическая тема «Овощи», «Фрукты».

1. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят

Соединить руки в круг («солнышко»).

2. Развитие мелкой моторики. «Компот»

Будем мы варить компот,

Левую ладошку держат «ковшиком».

Фруктов нужно много. Вот:

Указательным пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (Н. Нищева)

Опять «варят» и «мешают»

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для мягкого нёба

Покашливание; имитация голубиного воркования

Упражнения для губ

«Вкусное варенье»

Упражнения для языка

«Почистим зубки» (верхние зубы изнутри).

4. Развитие мимических мышц

Пришли в сад. Какие большие яблоки!

Удивление

А какие сочные груши!

Восхищение

А как их много!

Радость

Откусили кусочек яблока, а там червячок.

Разочарование

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Произнеси слово на звук [А]» Цель: Упражнение  детей в подборе слов на заданный звук 

2. Игра «Хлопай, не зевай». Цель:  Развитие   фонематических  процессов.

3  Игра «Прохлопай словечко» Цель: Упражнение  в делении  слов на слоги (астра, айва, азбука, ананас, абрикос, арбуз, аист, арка, акула, автомобиль,).

4. Игра «Где звук [А] в слове» Цель: Развитие  фонематического  слуха, фонематического   восприятия (актёр, артист, альбом, сад, мак, шар, книга, тыква, груша, редиска, слива)

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Магазин соков». Цель:  Образование  относительных прилагательных от существительных: сок из яблок (кс кой?) — яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т.д.

2. Игра «1, 3, 5, 7». Цель: Согласование  числительных с именами существительными (Груша, яблоко, вишня, черешня, персики т.д.).

3. Игра «Во саду ли, в огороде». Цель: Упражнение  в  классификации    овощей  и фруктов. (с картинками: Помидор – овощ, растёт в огороде. Груша – фрукт, растёт в саду).

4. Игра  «На что похоже».  Цель: Закрепление   знания о геометрических фигурах, развитие   внимания, мышления, и умения соотносить различные формы.

  1. Развитие связной речи

Игра «Отгадай по описанию». Цель: Развитие  мышления.                                                          (Составление  описательного  рассказа по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?)

3.Чтение рассказов   Сутеев «Яблоко». Н. Толстой «Косточка»; сказки «Молодильное яблоко».

Лексическая тема  «Откуда хлеб пришел?»

                                             1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Идут друг за другом.

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Бегут друг за другом.

Выйдут сеялки потом

Идут друг за другом.

Засевать поля зерном. (В. Степанов)

«Сеют».

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Пекарь, пекарь,

Хлопают в ладоши.

Из муки

 Испеки нам колобки,

Пекут колобки.

Да сушки — Ванюшке,

Соединяют большие и указательные пальцы.

Да баранки — Танюшке,

Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики — Гришке,

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель — Маришке.

Хлопают в ладоши.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки»

Упражнения для губ

«Улыбка» «Трубочка».

Упражнения для языка

Языком отодвигать от зубов верхнюю губу, а затем нижнюю. Поднимать язык к верхним зубам, а затем опускать к нижним. Упереть кончик языка в левую, а затем в правую щеку. Широко открыть рот и многократно произнести звук А.

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Узнай по голосу» Цель: Развитие  внимания.

2. Игра «Хлопай, не зевай». Цель: Развитие   фонематических процессов. (Педагог произносит ряд звуков, а затем слогов. Ребенок должен хлопнуть на звук У (на слог со звуком У.)

3. Игра «Где звук» Цель: Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (утка, ,удача, круг, друг, уж, удочка, луч, кенгуру, куст, дуб, зуб, урок, плуг, шут, улица).

4. Игра«Произнеси первый звук. Какой он?» Цель: Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

(угол, удача, уголь, узел, указка, улыбка, условия, усы, утро, укроп, ученик,  Ушастик,  удод, утюг).

5. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Откуда хлеб пришел?». Цель: Употребление предложно-падежных конструкций. (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает. Откуда хлеб пришел? (Из магазина.) А в магазин как попал? (Из пекарни.) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Из чего? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.) Откуда пшеница? (Выросла в поле.) Кто ее посеял? (Хлеборобы.)

2. Игра «На что похоже?». Цель: Умение соотносить геометрические формы с предметами. Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог. (Овал, прямоугольник, круг.)

3. Игра «Скажи иначе» Цель: Образование качественных прилагательных. (Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный. Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный. Хлеб на ощупь…)

4. Игра «Слова родственники» Цель: Образование родственных слов к слову хлеб.

6. Развитие связной речи

1. Игра «Составь предложения». Цель: Упражнение в составлении предложений из наборов слов,  в пересказе получившегося  рассказа. Посадили, землю, в, зерно. Пшеница, в, выросла, поле. Урожай, хлеборобы, убрали. Муку, из, смолол, зерна, мельник. Хлеб, испекли, муки, из.

2. Чтение:  В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками».«Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб» Сказка»Колосок»

                                       Лексическая тема:  «Продукты питания»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Сумку в руки мы берем,

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

В магазин с тобой идем.

Шагают на месте.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.

Вкусно пахнет здесь всегда,

Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.

В доме — вкусная еда.

«Дом» над головой.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У метро — стеклянный дом.

Изображают «дом».

Покупаем в доме том

«Шагают» пальчиками по столу.

Сыр, сметану и печенье, Колбасу и вкусное варенье.

На каждый продукт соединяют пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки».

Упражнения для губ

Втянуть в рот верхнюю губу, а затем нижнюю.

Упражнения для языка

«Маляр», «Барабанщики».

4. Развитие мимических мышц

Пришли в сад. Какие большие яблоки!

Удивление

А какие сочные груши!

Восхищение

А как их много!

Радость

Откусили кусочек яблока, а там червячок.

Разочарование

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Поход в лес» Цель: Развитие силы и плавности голоса, обучение   правильному произнесению  гласных  звуков.

2. Игра «Хлопай, топай, не зевай» Цель: Развитие фонематического слуха. (На звук А – хлопают, а на звук У – топают.) Педагог произносит слова на звуки А,У.

3. Игра «Произнеси гласный звук из слова» Цель: Закрепление  понятия  «гласный звук», и умения его выделять из слова. (сад, дуб, мак, круг, шар, куст, луч, жар, сам, сук, зал, кран, чуб, стул, шарф)

4. Игра «Назови слова из стихотворения» Цель: Упражнение  в выделении  слова из текста на заданный звук. (стихи «Удод», «Утка и утята», «Астра-азбука-айва», «Автомобиль»)

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1.  Игра «Составь предложения».Цель: Упражнение  в  составлении предложения с предлогом в.

(В какую посуду кладут... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)? Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?)

2.  Игра « Что с чем» Цель: Употребление существительных в творительном падеже с предлогом с   (С чем стакан, если в нем... (вода, молоко, компот, сок)? С чем кастрюля, если в ней... (суп, борщ, картошка)? С чем чашка, если в ней... (чай, кисель, кофе, молоко)? С чем банка, если в ней...

3. Игра «Какое это блюдо?». Цель: Образование относительных прилагательных. Какой суп из... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из.. . Какой компот из...

4. Игра «Четвёртый лишний» Цель: Развитие умения классифицировать предметы.

7. Развитие связной речи

Чтение:  В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши». Сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Лиса и Журавль», «Жаба и кувшин», «Три медведя», «Маша и медведь». «Лиса и кувшин». «Крылатый, мохнатый, масляный», «Мужик и Медведь, «Бобовоё зёрнышко». «Каша из топора».

Лексическая тема «Посуда»

Инструкция воспитателя            |                      Выполняемые движения

1. Развитие общей моторики. «Чайник»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают.

— Эй люди, я с вами чай попить хочу!

(Американская песенка)

Призывные движения правой рукой.

2. Развитие мелкой моторики, «Машина каша»

Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.

Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, Жучке — в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам,

И в корытце — поросятам.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. (Н. Нищева)

Сдувают «крошки» с ладошки.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет

Упражнения для губ

Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу (видны нижние зубы), удержать под счет.

Упражнения для языка

«Лопаточка» — «Иголочка»; упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку

4. Развитие мимических мышц

Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра: «Сигнальщики»  Цель: Выделение звука И из звукового ряда, из ряда слогов и ряда слов.(А-И-У-И-А-И-Ы-О-И-У-И;  МИ-ПИ-ПА-ПУ-МО-МИ-ИМ-АП-ИП;  слова (аист, утка, игрушка, утюг,  т.д)_

  1. Игра «Эхо». Цель: Упражнение  в употреблении существительных множественного числа (ложка- ложки, вилка-вилки, чашка - чашки, кастрюля- кастрюли, половник – половники  и  т.д.).
  2.  Игра «На каждый пальчик словечко на И» Цель: Упражнение  в  подборе слов  с заданным звуком  (иней, иглы, иволга, индюк, индеец. игрушка, изюм, имя, июнь, июль, интерес, икра, и  т.д).
  3.  Игра «Назови имена на звук И» Цель: Называние  имен с заданным звуком (Ира, Иван, Инна, Игорь, Ида, Илья, Иллона, Игнат, Иракли).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Дополни предложение». Цель: Употребление сущ. в родительном падеже единственного числа (Чай пьют (из чего?) из чашки. Суп едят (из чего?) .... Хлеб можно взять (из чего?) ... .
  2. Игра «Наоборот» Цель: Подбор слов - антонимов к именам прилагательным и глаголам (глубокая тарелка- мелкая тарелка, новая чашка- старая чашка,  разбить стакан- склеить стакан).
  3. Игра «Назови правильно»  Цель: Упражнение   в классификации посуды  ( кухонная, столовая,
  4. Игра «Образуй слово».  Цель: Образование относительных прилагательных. (стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора- фарфоровая, кувшин из глины – глиняный, сковорода из чугуна -  чугунная).

7. Развитие связной речи.

  1. Чтение художественных текстов с обсуждением: К.И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братья Гримм «Горшок каши», рус.нар. сказка «Лиса и журавль», «Три медведя», «Лиса и кувшин», Ш. Перро «Красная шапочка», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
  2. Составление описательных рассказов о предметах посуды по схеме.

Лексическая тема «Осень. Грибы, ягоды»

Инструкция  воспитателя                                                                Выполняемые движения

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Изображают рупор.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

 Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

 В теплые края. (А. Плещеев)

Изображают улетающих птичек.

2. Развитие мелкой моторики

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счет до пяти.

Упражнения для губ

«Улыбка» «Трубочка».

Упражнения для языка

«Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). «Иголочка», «Балтушка».

4. Развитие мимических мышц

Представьте, что вы в лесу и вдруг... Какой большой гриб боровик!

Удивление

А рядом — красная шапочка!

Радость

Но это оказался мухомор...

Огорчение

Да их здесь не один, а множество!

Сердите лицо

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Выдели звук». Цель:  Упражнение  в умении выделять первый согласный звук М, закрепление понятия  «согласный» малыш, мак, мороз, марковь, мост, малина, мальчик, мозайка,  маска, мост.

2. Игра «Поймай звук». Цель: Развитие фонематического слуха. (Произносить ряд звуков,  слогов, слов, дети должны хлопнуть на звук М).

3.Игра «Определи в каком слове  слышится звук М» Цель: Развитие умения  выделять слово со звуком М.  (Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки-маки, монета – ракета …)

4. Игра «Продолжи ряд» Цель: Упражнение в подборе слов на заданный звук ( аист, Аня, Алёша…; Утка, улица, утюг, удав…; Молния, мальчик, муравей, молоток, массаж, музыка, мышка:).  

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один — много». Цель: Упражнение  в образовании сущ. мн. числа. (Дерево — деревья. …)

2. Игра «Скажи наоборот». Цель: Упражнение в подборе антонимов. (Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — …день, сухой — …, ранняя — поздняя)

3. Игра  «Подбери признак».  Цель:  Упражнение  в подборе  признаков  к существительным. (Небо осенью (какое?)- (хмурое, пасмурное, серое:... Солнце, погода, деревья, трава.)

4. Игра «Скажи ласково» Цель: Образование сущ. с умен. ласк. суффиксами (гриб-грибочек).

7. Развитие связной речи

Чтение: М. Волошин «Осенью», М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно». Я.Тайца «По грибы», С.Аксакова «Грибы». «Как грибы с ягодами воевали», В. Катаев  «Дудочка и кувшинчик».

Лексическая тема  «Моя Родина»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Нет на свете Родины красивей —

Дети шагают на месте.

Боевой страны богатырей.

Изображают «богатырей».

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев)

Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Раз, два — Москва.

Два хлопка в ладоши.

Три, четыре — мы в Сибири.

Тоже.

Раз, два, три, четыре, пять —

Соединяют пальцы, начиная с большого.

Выходить в Москве опять.

«Шагают» по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Имитация жевания.

Упражнения для губ

«Поцелуй» (5 раз).

Упражнения для языка

«Лопаточка». Удерживать язык под счет до пяти. «Вкусное варенье». «Маляры».

4. Развитие мимических мышц

Много людей на  параде

Удивление

Купили красивый шар

Радость

Шар лопнул

Огорчение

К вечеру после парада

Усталость

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Запомни повтори». Цель: Развитие слухового  внимания  (МА-МО-МУ-МЫ; МИ-МЕ-МЯ-МЮ) – менять порядок слогов.

2. Игра «Назвать слова на звук Мь».  Цель: Упражнение  в подборе слов на заданный звук. (мебель, медведь, миска, мишка, мёд, месяц, мешок, метр, минута, мяч, мизинец, мех, мир, металл, место).

3. Игра «Какой звук М или Мь». Цель :Различение  звуков  по твёрдости – мягкости. (маска, мёд, мышка, мак,  мяч,  малина, минута, мясо, морковь, месяц, мартышка, медаль)

4. Игра «Четвёртый лишний». Цель: Развитие внимания, мышления.(мак, муха, меч, мука)…;

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1.  Игра «Где я живу» Цель: Пополнение словаря по теме Родина. Закрепление  названия своей страны, столицы, своего города. (Моя страна называется: Россия).

2. Игра «Какой- какая- какое». Цель: Согласование  прилагательных с сущ., подбор признаков к предмету (проводится по сюжетным картинкам)- Город в России – Российский город…; Наша Родина какая? – необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.

3. Игра «Один - много». Цель: Согласование сущ. со словом много (город –городов, река -  рек).

4. Игра «Животные, растения родного края». Цель: Расширение знания детей о своей Родине (работа по картинкам, дети выбирают животных и птиц которые живут в России).

7. Развитие связной речи

1. Рассказывание  об исторических,  культурных достопримечательностях родного края. Назвать свой адрес.

2. Чтение: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронько «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей...» , Гимн России.

Заучивание чистоговорки П. Воронько  «Журавль».

                                       

     Лексическая  тема  «Профессии»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения   ...

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Дети бегут на нрсочках по кругу, расставив руки в стороны.

Правое крыло вперед,

Поворот через правое плечо.

Левое крыло вперед —

Поворот через левое плечо.

Полетел наш самолет.

(В. Волина)

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Что принёс нам почтальон

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

С толстой сумкой ходит он

Шагают пальчики по столу

Перевод, журнал, газету

Загибают по одному пальцу с большого.

В бандероль -  две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Имитация жевания.

Упражнения для губ

«Расчесать» зубами нижнюю губу. «Расчесать» зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка

«Маляр». Упереть кончик языка в правую щеку, а затем в левую.

4. Развитие мимических мышц

Воздушные акробаты,

Удивление

Клоун,

Радость

Стоматолог, врач.

Огорчение

Не внимательный водитель проехал по луже

Сердите лицо

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Слушай, повторяй». Цель: Развитие  фонематического внимания (ап-оп-уп; уп-уп-ип…)

2. Игра «Запомни,  повтори». Цель:  Упражнение  в  запоминании  и  назывании  слов  на  звук  П (пальто -  палуба – парашют;  паяльник - плот- платок;   поросёнок – прачка – плотник ; и  т.д.)  

3. Игра «Назови профессию на звук П». Цель: Упражнение  в подборе профессии  на заданный звук (почтальон, прачка, парашютист, продавец, пчеловод, пастух)

4. Игра «Телеграф». Цель: Упражнение в делении слов на слоги.

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1.  Игра «Кто чем работает?». Цель: Употребление существительных в Тв. падеже множественного числа  Маляр — кисточкой, дворник — метлой, швея — иглой, парикмахер — ножницами, строитель — мастерком, дровосек — топором.

2. Игра «Назови профессию». Цель: Пополнение знания детей о представителях разных профессий.  Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.) Кто вставляет стекла? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.) Кто чинит часы ? (Часовщик.)

3. Игра «Кто что делает?». Цель: Образование глаголов от имён сущ. (Учитель — учит, доктор —- лечит, уборщица — убирает, художник — рисует, дворник — подметает, парикмахер — стрижет, повар — варит, жарит, готовит; плотник — рубит, пилит, строгает; строитель — строит дома, )

4. Игра «Один много». Цель: Закрепление  умения согласовывать сущ. со словом много

7. Развитие связной речи

Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар» Сказки «Царевна Лягушка» С.Пушкин «Сказка о Попе  и работнике его Балде».

Лексическая  тема  «Обувь. Одежда, головные уборы»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Туфельки нарядные,

Правая нога вперед, на носок.

Туфельки парадные,

Левая нога вперед, на носок.

Лаковые, с ремешком,

Правая нога вперед, на пятку.

И подошва с каблучком.

Левая нога вперед, на пятку.

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс.

 (В. Мирясова)

Руки на поясе, «пляшут».

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В магазине много есть

Показывают «домик».

Обуви хорошей,

Идут пальчиками по столу.

Есть сапожки и ботинки, Босоножки, валенки, галоши.

Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти

Рот открыть и удержать под счет до пяти. Обезьянки: движение нижней челюстью вправо — влево.

Упражнения для губ

«Улыбка трубочка».

Упражнения для языка

«Качели» движения языком вверх-вниз: к верхней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, к верхним - нижним альвеолам.

4. Развитие мимических мышц

 В магазине много одежды

Удивление

  Мама купила новое платье

Радость

 Мальчик порвал любимые шорты

Огорчение

 Мама наказывает за грязную одежду

Сердите лицо

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Хлопай, не зевай» Цель: Развитие   фонематического  слуха, выделение звука Пь из ряда звуков П, Пь, М, Мь, Пь, Н, М, Пь. Из ряда слогов: Апь, Па, Пи, Пу, Пи, Упь,Пи. Из ряда слов: павлин, петух, муха, метро, пух, песня, мишка, подушка, пианино.

2. Игра «Наоборот». Цель: Закрепление понятий « мягкий», « твёрдый» -  согласный (па-пя, пу-пи, па-па. пя-пя, пу-пу, пю-пю, ап-ап, апь-апь, па-па-па, пя-пя-пя, пу-пу-пу,  пю-пю-пю.

3. Игра «Что изменилось». Цель: Развитие внимания (игра с картинками со звуками П-Пь)

4. Игра «Четвёртый лишний». Цель: Развитие мышления (пар-пакет-пух-песок) и,т.д.

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Чей, чья, чье, чьи?» Цель: Словообразование притяжательных прилагательных. Проводится в раздевалке. (Дети рассказывают об обуви друг друга: «Это Ванины сапоги, это Степаны сандалии». и т.д.)

2. Игра «Сосчитай». Цель :Согласование числительных с существительными. (Одна пара сапог, три пары сапог, пять пар сапог; одна пара туфель, три пары туфель, пять пар туфель и т.д).

3. Игра «Что делает, что делают». Цель: Образование формы множественного числа глаголов (Ребёнок ботинок обувает, а дети ботинки (что делают?  обувают и т.д)

4. Игра «Кто к чему подходит?» Цель: Употребление  сущ. в Дат. падеже.(К плащу я надену сапоги. К куртке пришью капюшон. К шубе я надену валенки или тёплые ботинки, и т.д.)

7.Развитие связной речи

Чтение: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», Л. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца»; «Пузырь, соломинка и лапоть».

Лексическая тема «Поздняя осень. Птицы. Предзимье»

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

1

Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся но цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся,

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружится хотят.

Поднимаются, кружатся.

2.

Развитие

мелкой моторики

На березе, на осине Догорели листья...

Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина Уронила кисти...

Разжать и тихонько положить на стол руки.

Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый

Поглаживание кисти правой, а затем левой руки.

И земля вздыхает:

— Уф!... Отдохну, пожалуй... (В. Фетисов)

Спокойно положить руки на стол.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Попеременное открывание, закрывание рта

Упражнения для губ

«Бублик» — «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»;

«лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье».

Упражнения для языка

Самомассаж   языка:   покусывание   (дя-дя-дя), шлепать губами — расслабление (пя-пя-пя)

4. Развитие мимических мышц

 Первые снежинки

Удивление

  Снежинки падают на одежду

Радость

 Снежинки  растаяли

Огорчение

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

  1. Игра  «Выдели лишнее слово».  Цель: Выделение  из ряда слов лишнее. (канава- канава- какао- канава;                                 ком-кот-ком-ком).
  2. Игра «Чудесный мешочек». Цель: Определение место положения в слове звука «О» .Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звука «О».
  3. Игра «Произнеси гласный звук в слове» Цель: Выделение гласного звука  из слова, закрепление понятия  «гласный» звук (сад, дуб, кот, рис, плуг, глаз, лист, сук, луч, гриб, сок, пир, крот, кот, зал).

4. Игра «Назови слова на звук «О». Цель: Упражнение  в  подборе слов на заданный звук (Оля, овцы, облако, овощи, огонь, осень, окна, опыт, орден, осина, опята, отдых, ослик, очередь, острый, обувь).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  1. Игра «Назови ласково» Цель: Образование сущ. с  уменьшительно ласкательными суффиксами. (дуб-дубок, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна).
  2. Игра «Где увидим этот лист?» Цель: Употребление сущ. в предложном падеже с предлогом на (дубовый на дубе, кленовый ...)
  1. Игра «1, 3, 5, 7». Цель: Упражнение  в согласовании числительных с сущ.Сосчитать деревья ,  листья, птиц (один кленовый лист, три кленовых листа, пять кленовых листьев...).
  2. Игра «Эхо» (с мячом) Цель: Упражнение в преобразовании ед.числ. во множ.число и наоборот (лист желтеет – листья желтеют, птица улетает- птицы илетают и т.д.).

7.Развитие связной речи

Чтение литературных текстов (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», А.С. Пушкин «Унылая пора»). Сказка «Лягушка путешественница»,  «Серая шейка», Г. Скребитский «Четыре художника».

                                       Лексическая тема «Дикие животные средней полосы»

                                                   1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Вот летят, кружась, снежинки,

Взмахи руками, разведенными в стороны.

Кружевной плетут узор,

Вращательные движения рук перед собой.

На поляны, на тропинки

Показывают влево, а затем вправо.

Ляжет сказочный ковер.

Широко разводят руки в стороны.

Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга.

Ну-ка где он? Угадай-ка,

В поле или на лугу? (В. Волина)

Приседают. Прячут лицо. Поворачиваются влево, а затем вправо.

                                                     2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Скачет белка-шалунишка,

«Бегают» пальчиками по столу.

Рвет с сосновых веток шишки,

Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.

Лапками сжимает ловко

Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем левой руке.

И несет в свою кладовку. (Т. Шорыгина)

«Бегают» пальчиками по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» движение челюстью вправо-влево.

Упражнения для губ

«Трубочка» «Поцелуй».

Упражнения для языка

Движение языком вперед-назад. Удерживать «лопаточку» под счет до пяти.

4. Развитие мимических мышц

Увидели ёжика

Удивление

Покормили молочком

Радость

Мальчик испугал ёжика

Сердите лицо

Ёжик убежал

Огорчение

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Хлопай, не зевай». Цель: Развитие фонематического слуха (Хлопнуть на звук Н) (мышка, нора, лиса, наблюдение, находка, мишка, ночь, нос, кошка, носорог, ноготь, арбуз, орех, нога).

2. Игра «Где звук» Цель: Определение места звука Нь в словах: Небо, конь, невеста, камень, монета, осень, пони, тень. коньки, нёбо, Нина, нежность, нитка, пень,  незабудки,  и т.д.

3. Игра: «Слоговой   аукцион»   Цель:  Называние    слов,  начинающихся  со  слогов  НА: - Наташа, Надя, наряд…; НО- нора, носки, ночь...; НИ- нитки, Нина…; НЕ – неделя, невеста.

4. Игра  «Топай, хлопай» Цель: Деление слов на слоги (слова со звуками Н-Нь).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Назови семью» Цель: Упражнение в словообразовании (Папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); волк, заяц, еж, лис...

2. Игра «У кого — кто?» Цель: Упражнение в словообразовании. У медведя — медвежонок; у волка, у лисы. У медведя — медвежата; у волка, у лисы. И т.д.

3. Игра «Кто где живет?» Цель: Употребление именительного падежа существительных. (в норе живет (кто?) — лиса; в берлоге, в дупле.

4. Игра «Кому что дадим?» Цель: Употребление дательного падежа существительных. Мясо — волку; малину, мед, морковку, яблоко, орехи, грибы.

7. Развитие связной речи

Чтение : Л. Толстой «Белка и волк», И. Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», рус. нар. сказка «Хвосты», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Заяц хваста», «У страха глаза велики», «У солныщка в гостях», «Смоляной бычок», рассказы Е.Чарушина.  

                                          Лексическая тема  «Зима»

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

1. Развитие общей моторики

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы В прозрачное стекло.

Приседают — встают (2раза)

Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой «яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы расставлены — ветки.

2. Развитие мелкой моторики

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

Дети  два раза медленно опускают ладоши на стол показывают как лепят пирог.

А пока лепил и пёк

Ручейком  пирог утёк

Бегут пальчиками обеих рук по столлу

Пирожки себе пеки

ладошки   показывают как лепят пирог.

Не из снега – из муки

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов

Упражнения для щек

«Толстячки»,  «худышки».

Упражнения для губ

«Трубочка» —« улыбка» (5 раз)

Упражнения для языка

Покусать язык — расслабить (пя-пя-пя).

4. Развитие мимических мышц

Злится старуха зима,

Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря.

Злость

Но снегирю все нипочем!

Удивление

Повесим для него и других птичек кормушки,

Улыбка

И птички с радостью будут к ним прилетать.

Радость

                                                                5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Хлопай, не зевай» Цель: Развитие  фонематического сла, выделение звука Т из ряда звуков Т,П, Пь, М, Т, Мь, Пь, Т, Н, М, Т, Пь. Из ряда слогов: Та. Апь, Па, То, Пи, Пу, Пи, Ат, Упь. Ут, Из ряда слов: тапки, павлин, петух, муха, метро, пух, ток, туман, мишка, подушка, трус.

  1. Игра «На каждый пальчик словечко на Т» Цель: Упражнение  в подборе слов с заданным звуком  (Таня, торт, трамвай, такси, трава, танец, топор, тройка, тапочки,  тулуп, и т.д.).

3. Игра «Определи в каком слове  слышится звук Т» Цель: Развитие  умения выделять слово со звуком  Т.  (Тыква- буква, батон- диван, ворона- ворота, плита- слова, томат- гамак, халат-халва.)

4. Игра «Где звук» Цель: Определение места звука Т в словах:(Таня, танк, кот,  кофта,  и т.д)

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Подбери слова родственники» Цель: Словообразование родственных слов (снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снегурочка, снегопад; зима: …; мороз - …;)

2. Игра «Подбери действие» Цель: Упражнение в подборе глаголов к существительным ( Зима (что делает? – приходит, наступает, морозит; Снежинки (Что делают?) – падают, искрят, кружатся.

3. Игра «А что вчера?» Цель: Упражнение в образовании глаголов  в форме прошедшего времени (Сегодня снег блестит, а вчера…(блестел); Сегодня снег падает, а вчера…(падал)…

4. Игра «Подбери предмет» Цель: Придумывание слов отвечающих на вопросы (Кто? и Что?). Наступает (что? … (зима), Лежит -… ; Валит -….; Свищет -…;

7. Развитие связной речи

Чтение: Сказки на зимнюю тематику.  «Мороз Иванович», «В гостях у тётушки Метелицы» и т.д.            

                                                                    Лексическая тема  «Зимующие птицы»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Пощипывают щеки.

Это красные фонарики

«Фонарики».

Засветили снегири.

Взмахи руками как крыльями.

Чистят перышки пунцовые,

«Чистят перышки».

Воду пьют из родника.

«Пьют».

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. (Л. Татъяничева)

Ритмичные хлопки в ладоши.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело мы расскажем

Ритмично сжимает и разжимает кулачки.

Две синицы, воробей. Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках

Загибают по оному пальцу

Всем хватило зёрнышек

Раскрыть ладошки

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Рот открыть, удерживать позу под счет до шести.

Упражнения для губ

Вращательные движения губами.

Упражнения для языка

«Лошадки», «Грибок», 2Гармошка».

4. Зрительная гимнастика

Перед нами совушка сонная головушка.

Смотрят вдаль

Справа  - дятел. Слева воробей

Смотрят вправо, смотрят влево

А  внизу под елью - пара голубей

Смотрят вниз

Сверху сорока застрекотала Новости всем рассказала

Смотрят вверх

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

1.  Игра «Наоборот». Цель: Закрепление понятия мягкий твёрдый -  согласный (та-тя, ту-ти, та-та. тя-тя, ту-ту, тю-тю, ат-ат, ать-ать, та-та-та, тя-тя-тя, ту-ту-ту,  тю-тю-тю.

2. Игра «Назови слова на звуки Т-Ть» Цель: Упражнение в подборе слов на заданные звуки

(танец, троллейбус, таракан, тумбочка, таблетка, тополь, точка, , траншея, трамплин;

Тим, тело, Тимур, телега, тигр, телефон, тишина, температура, тетерев, тюлень, телевизор).

3. Игра «Что изменилось». Цель: Развитие внимания (игра с картинками со звуками Т-Ть)

4. Игра «Четвёртый лишний». Цель: Развитие мышления (торт-танк-тыква-тигр) и,т.д.

6. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один — много» Цель: Образование множественного числа существительных. (Ворона — вороны; снегирь, галка, воробей.

2. Игра «Назови ласково». Цель: Употребление сущ. с уменьшительно ласкательными суффиксами (воробей — воробушек, воробьишко; галка, снегирь, синица).

3. Игра «Кто на кого похож». (игра с мячом) Цель: Расширение предметного словаря по теме. Употребление предлога на.  (Галчата -  на  галку, сорочата  - на сороку, сойчата – на сойку, совята - на сову, щеглята – на щеглиху, голубята – на  голубку воробушки – на воробьиху).

4. Игра «Кто как голос подает?». Цель: Расширение  глагольного  словаря. ( Ворона: «Кар-кар». Она... (Каркает.). Воробей: «Чик-чирик». (Чирикает.) Сова: «Ух-ух». (Ухает.) Сорока: «Стр-стр». (Стрекочет.)                 6. Развитие связной речи                                                                                                                                                                     

Чтение: В.Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Горький «Воробьишко», рассказы Е. Чарушина «Сова», «Тетерев»; К, Ушинский  «Ворон и сорока».

                                                 Лексическая тема «Новый год. Сказки».

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Ждут красавицу колючую

Рисуют руками елочку.

В каждом доме в декабре.

«Дом».

На ветвях зажгут фонарики,

«Фонарики».

Искры брызнут в серебре.

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками — Наступает Новый год.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты

В них же вкусные предметы

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, груша, яблоко, 1 золотистый мандарин.

Загибают на обеих руках пальчики,  начиная с большого.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки».

Упражнения для губ

Вибрация губ («фырканье лошади»).

Упражнения для языка

«Лопатка» — «Иголочка» (5 раз), «Чашечка».

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Запомни, повтори» - Цель: Упражнение в  проговаривани слоговых рядов со стечением согласных:(Ска –ско – ску – скы (менять порядок слогов);  Аск – оск – уск – ыcк;    и т.д. ).

2. Игра «Посели слово в домик». Цель: Определение  местонахождения звука. (Поместить картинки в разные окошечки «домика» в зависимости от места звука в слове (кот, сок, крот, ракушка, тетрадка, платок, хлопок, картон, дочка,

3. Игра «Закончи слово, произнеси слово». Цель: Упражнение в подборе недостающих звуков. (ма- ...; зву - …; лу- …; снегови - …; художни -…; плато - …; пятачо - ….;ветеро - …).

4. Игра «Назови слова со звуком К из скороговорок». Цель: Выделение слов с заданным звуком из скороговорок: «Котик ниток клубок, укатил в уголок. Укатил в уголок, котик ниток клубок». «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».

5. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Подбери признак»  Цель: Подбор имён прилагательных  к именам существительным, согласование частей речи. (Ёлка (какая?) зелёная, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная); (праздник  Новый год, Дед Мороз, подарки, настроение, Снегурочка, маски, дети).

2. Игра «Украсим Ёлочку» Цель: Употребление сущ. ед. числа и мн. числа в творительном падеже.

(Я украшу ёлочку шарами).

3. Игра «Без чего не может быть Нового года?» Цель:  Употребление сущ. ед. числа и мн. числа в родительном  падеже. (Деда Мороза, Снегурочки, подарков,  песен, сюрпризов, гирлянд, конфетти).

4. Игра «1-3-5» Цель: Согласование числительных с существительными.

6. Развитие связной речи

Чтение: С. Маршак" «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Сказка «Подарки» , «Снегурочка», «Морозко», «Два Мороза». И т,д ( зимние сказки и рассказы).

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем в старшей группе компенсирующей направленности

В данной методической разработке представлен систематизированный опыт совместной работы учителя - логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. Понедельные задания соответст...

взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР

В статье кратко описано о специфике работы учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей логопедической группы.

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. При тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями средней логопедической группы.

Для получения лучших результатов у детей нарушением речи в логопедической группе необходима взаимосвязь логопеда с воспитателями. ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в логопедических группах центра ТНР.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в логопедических группах центра ТНР....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....