Театрализованная деятельность, как вспомогательное средство во всестороннем развитии личности ребенка с О. Н. Р.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Ефимова Лидия Сергеевна

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc123 КБ

Предварительный просмотр:


Введение

В логопедической группе работаю с 1992 года. За этот отрезок времени мне хорошо удалось изучить и понять детей с О. Н. Р. Наши дети очень отличаются от детей массовых групп, они не могут связно говорить, полно излагать свои мысли, не могут строить развернутые сложные предложения, без помощи воспитателя не могут пересказывать небольшие тексты и тем более придумывать рассказы или сказки на заданную тему. Для детей с О. Н. Р. наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены память и внимание, слуховое и зрительное восприятие, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, нарушены пальчиковая и артикуляционная моторика. Словарный запас у наших детей беден, речь невыразительна. А также нарушен грамматический строй речи.


Задачи

  1. Развивать познавательный интерес к театрализованной деятельности.
  2. Развивать творческие способности, умение общаться со сверстниками.
  3. Учить детей перевоплощаться в сказочные персонажи.
  4. Развивать интонационную выразительность речи.
  5. Учить действовать «понарошку» (есть сушки, пить чай, поливать цветы, красить забор).
  6. Развивать умение имитировать движение животных.
  7. Учить принимать роль на себя и вести ее до конца.
  8. Работать над жестами.
  9. Учить детей совместно с воспитателем выбирать и изготавливать атрибут для сказки.
  10. Формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние (радость, гнев, огорчение).
  11. Формировать основы нравственного воспитания (высказывать свое отношение к поступкам героев).
  12. Развивать общую моторику в процессе использования имитационных движений.

Формы работы

  1. Рассказы воспитателя о театре
  2. Театрализованные игры
  3. Чтение художественной литературы
  4. Индивидуальные творческие занятия
  5. Беседы-диалоги
  6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки
  7. Изготовление и ремонт атрибутов для спектаклей
  8. Организация спектаклей
  9. Оформление альбома

Перспективный план 2012-2013 г.г.

Октябрь

1 неделя

Беседа с детьми на тему: «Что такое театр».

Цели:

  1. Дать детям представление о театре.
  2. Воспитать интерес детей к театру
  1. Рассказ воспитателя о театре
  2. Показ иллюстраций
  3. Рассказ детей о посещении театров

2 неделя

Беседа-диалог.

Цели:

  1. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.
  2. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.
  3. Воспитывать желание узнать новое.
  1. Беседа-диалог с детьми.
  2. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны декорации, костюмы, различные атрибуты к спектаклям).

3 неделя

«Веселые сочинялки».

Цели:

  1. Учить детей придумывать несложные сказки.
  2. Развивать фантазию, творчество, связную речь.
  3. Побуждать детей вести диалог.
  4. Способствовать повышению самооценки.

Индивидуальная работа.

Работа в двойках:

Аня Д. - Юля Х.

Сережа - Кристина

Артем - Юля Е.

4 неделя

Техника речи.

Цели:

  1. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, обиженно, сердито и т. д.
  2. Воспитывать выдержку, терпение.
  1. Показ воспитателя, объяснение, помощь.
  2. Игры «Сочини предложение».


Ноябрь

1 неделя

Игровой тренинг.

Цели:

  1. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и дикцию.
  2. Научить строить диалоги.
  3. Воспитать терпение и выдержку.
  1. Игры и упражнения: «Остуди чай», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри»
  2. Индивидуальная работа: Настя, Аня, Артем (артикуляционные упражнения).

2 неделя

Экскурсия в театр «Сказка» в д/с.

Цели:

  1. Развивать у детей интерес к сценическому творчеству.
  2. Активизировать познавательный интерес к театру.
  3. Воспитывать в детях «зрительную культуру».
  1. Активизация словаря, сцена, занавес, декорации, актер, аплодисменты.

3 неделя

Ритмопластика под музыку

Цели:

  1. Научить детей пользоваться жестами
  2. Развивать у детей двигательные способности
  3. Учить детей двигаться, не сталкиваясь друг с другом
  4. Воспитывать у детей уважение друг к другу
  1. Показ движений, помощь, поощрение, обсуждение

4 неделя

Побуждение детей к экспериментам со своей внешностью (мимика и жесты)

Цели:

  1. Развивать умение переключаться с одного образа на другой
  2. Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, желание помочь товарищу
  1. Упражнения: «Хитрая лиса», «Трусливый заяц», «Злой волк».


Декабрь

1 неделя

Игровые тренинги

Цели:

  1. Развивать творческое воображение, фантазию, находчивость
  2. Подготовить детей к действию с воображаемыми предметами
  3. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность
  1. Игры: «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Передай позу»
  2. Объяснение игры, обсуждение движений, оценка и анализ

2 неделя

Ритмопластика

Цели:

  1. Начать отработку показа образа животных с помощью выразительных движений
  2. Помочь детям поверить в воображаемую ситуацию
  3. Развивать творческое воображение
  4. Воспитывать желание помочь товарищу
  1. Игра: «Карнавал животных»
  2. Индивидуальная работа: Костя, Юля, Сережа, Настя З. - выразительность движений.

3 неделя

Беседа-диалог

Цели:

  1. Упражнять детей в ведении диалогов
  2. Развивать связную речь
  3. Воспитывать умение не перебивать друг друга
  1. Показ. Объяснение
  2. Игра: «Задай вопрос, получи ответ»
  3. Индивидуальная работа: Юля, Настя К., Костя (умение задавать вопросы и отвечать на них).

4 неделя

Придумывание сказок на заданную тему: «Снегурочка не умела обращаться с бенгальскими огнями»

Цели:

  1. Учить детей придумывать небольшие сказки
  2. Развивать связную речь
  3. Способствовать повышению самооценки детей
  1. Использовать методику проблемных ситуаций
  2. Формировать умение придумывать тексты на заданную тему
  3. Индивидуальная работа: Артем, Сережа А., Ваня, Аня Д. (развивать умение фантазировать)

Февраль

1 неделя

Цели:

  1. Познакомить детей со сценарием сказки по ОБЖ
  2. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки
  3. Дополнить сказку нужными эпизодами
  4. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение
  1. Чтение сказки «Советы лесной мышки»
  2. Пересказ сказки, обсуждение и дополнение

2 неделя

Распределение ролей

Цели:

  1. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в лесу (не собирать не знакомые грибы и ягоды)
  2. Помочь ребенку предвидеть и по возможности избегать опасности
  3. Учить детей дружно и согласованно договариваться
  4. Воспитывать чувство коллективного творчества
  1. Беседа. Показ
  2. Оценка и анализ выбранных ролей

3 неделя

Разучивание ролей

Цели:

  1. Развивать память у детей
  2. Развивать связную выразительную речь
  3. Воспитывать чувство коллективного творчества
  1. Заучивание ролей, оценка и анализ

4 неделя

Ритмопластика

Цели: Развивать координацию движений, быстроту реакции, двигательную способность и пластическую выразительность

  1. Показ и отработка движений мышки, белки,                    Старичка-лесовичка.

Март

1 неделя

Отработка диалогов

Цели:

  1. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах
  2. Развивать связную речь
  3. Воспитывать у детей уверенность
  1. Бабушка — Настенька

        Настенька — мышка

        Настенька — белочка

        Настенька — Старичок-лесовичок

2 неделя

Техника речи

Цели:

  1. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох
  2. Учить пользоваться интонацией
  3. Развивать дикцию
  1. Игровые упражнения: «Снежинки» «Задуй свечу», «Тренажерчики»
  2. Индивидуальная работа: Артем — дикция; Юля, Настя К. — дыхание; Костя, Ваня П. — интонация

3 неделя

Техника речи. Отработка диалогов

Цели:

  1. Развивать умение строить диалоги
  2. Развивать связную речь
  3. Следить за выразительностью образа
  4. Воспитывать уверенность
  1. Диалоги:        Настенька — мышка

                        Настенька — бабушка

                        Настенька — белочка

  1. Индивидуальная работа: Саша, Аня, Катя — интонация

4 неделя

Наша мастерская

Цели:

  1. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке (ядовитые грибы)
  2. Воспитывать аккуратность в работе с картоном
  3. Развивать фантазию
  1. Показ, объяснение, поощрение, помощь
  2. Индивидуальная работа: Аня, Сережа, Костя — работа с ножницами

Апрель

1 неделя

Наша мастерская

Цели:

  1. Продолжить работу в мастерской
  2. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке
  3. Воспитывать аккуратность в работе с картоном
  1. Показ, объяснение, помощь
  2. Индивидуальная работа: Настя, Костя — работа с ножницами; Юля Х., Юля Е. — работа с клеем

2 неделя

Работа с костюмами

Цели:

  1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов с помощью детей
  2. Развивать эстетический вкус у детей

3 неделя

Репетиция

Цели:

  1. Выявить готовность детей к показу сказки
  2. Совершенствовать двигательную способность и пластику
  3. Совершенствовать умение вести диалог
  4. Воспитывать желание помочь товарищу

4 неделя

Цели:

  1. Привлечь детей к оформлению сцены
  2. Развивать воображение и творчество
  1. Показ, помощь в решении различных ситуаций

Май

1 неделя

Примерка костюмов

Цели: Помочь детям привыкнуть к костюмам, почувствовать себя в них удобно, не стесняться

2 и 3 недели

Репетиция

Цели:

  1. Определить готовность детей к показу спектакля
  2. Проверить декорации и атрибуты для спектакля
  3. Развивать эстетические чувства

4 неделя

Показ сказки по ОБЖ «Советы лесной мышки»


Работа с родителями

  1. Привлекать родителей к изготовлению костюмов и атрибутов для спектакля
  2. Привлечь родителей к разучиванию ролей

Спектакль по ОБЖ

«Советы лесной мышки»

Действующие лица:

Бабушка, Настенька, мышка, белочка, старичок-лесовичок, ведущая.

Картина первая

На сцене избушка, возле избушки сидит бабушка, вяжет носок. Из домика выходит внучка с корзинкой.

Бабушка: Куда это ты, внученька, собралась?

Настенька: Хочу, бабушка, сходить в лес по грибы да по ягодки.

Бабушка: Прежде чем идти в лес послушай правила для грибников и ягодников:

  1. Не собирай незнакомые грибы;
  2. Не собирай грибы, растущие вдоль обочин дорог;
  3. Не рви незнакомые ягоды, даже если они очень красивые;
  4. Не пробуй даже одну ягодку.

Настенька: Не волнуйся, бабушка, я не буду собирать ядовитые грибы и ягоды, и те грибы и ягоды, которые не знаю.

Картина вторая

На сцене лес.

На поляне растут незнакомые грибы, ягоды, травы.

Ведущий: Заигралась Настенька по дороге в лес и забыла все бабушкины советы. Да и проголодалась пока шла. Только вошла Настенька в лес, видит стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.

Настенька: Ах! Какие красивые ягодки! Не могут быть они ядовитыми. Сейчас попробую, сладкие ли они? - подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягодку.

Мышка: Не рви девочка эти ягоды, они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут называется бузиной, - услышала Настя чей-то тоненький голосок.

Настенька: Ой, кто это со мной разговаривает?

Ведущий: Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, но никого не было видно.

Настенька: Ты кто, добрый друг?

Ведущий: Вдруг листики зашевелились, и из-под них показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными умными глазками.

Мышка: Это я, лесная мышка.

Настенька: Ой, лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки.

Ведущий: Настя очень обрадовалась, она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.

Настенька: Это ты со мной разговариваешь, мышка?

Мышка: Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя, пока беда не случилась.

Настенька: Спасибо, мышка, но я не знала, что мышки умеют говорить.

Мышка: Я живу в доме старика-лесовика, он и научил меня вашему языку. Я вижу, Настенька, что ты не очень разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.

Настенька: Это ты мышка правильно говоришь, я ведь в городе живу, а правила, о которых мне бабушка говорила, я забыла, т. к. заигралась по дороге в лес.

Мышка: Что ж, хочешь, пойдем к старику-лесовику, он тебе покажет разные ягоды.

Настенька: Здравствуй, старичок-лесовичок, покажи мне разные ягоды, а то ведь я в городе живу, а ягоды у нас не растут.

Старичок-лесовичок: Хорошо, Настенька, я впереди пойду, а вы с мышкой за мной идите.

Ведущий: Скоро старичок-лесовичок, Настенька и мышка оказались в густом лесу и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.

Настенька: Старичок-лесовичок, что это за ягоды?

Старичок-лесовичок: Это семена ландыша.

Ведущий: Ландыша? - удивилась девочка.

Настенька: А я думала у ландыша белые душистые бубенчики.

Старичок-лесовичок: Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни и листья и стебли — очень ядовиты.

Ведущий: Настя оглянулась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.

Настенька: А эти ягоды съедобные или ядовитые?

Старичок-лесовичок: Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами.

Мышка: Или волчьим лыком.

Старичок-лесовичок: Собирать их нельзя — т. к. можно отравиться и попасть в больницу.

Настенька: Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка. На глаз с большими ресницами похожа, наверняка она очень вкусная.

Старичок-лесовичок: Нет, Настенька. Эту ягодку есть нельзя она очень ядовитая, а называют ее «вороний глаз».

Настенька: Хорошо, не буду ее есть. А скажите, какие ягоды можно собирать, а то я очень проголодалась?

Мышка: Таких ягод очень много, это малина и костяника, голубика и черника, клюква и брусника, калина и земляника.

Старичок-лесовичок: Пойдем я тебе покажу некоторые из них.

Ведущий: Пришли они на полянку, только Настенька наклонилась, чтобы сорвать костянку, как вдруг заметила большой темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.

Ведущий: Неожиданно с ветки спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу и стала пить из него воду, словно из блюдца.

Настенька: Скажи мышка, из какого гриба пила воду белочка?

Мышка: Этот гриб называется черным груздем. Вообще-то этот гриб съедобный, но этот уже старый, перезрелый и его срывать не нужно.

Белочка: Сейчас я вам покажу хорошие съедобные грибы.

Ведущий: Белочка помогла Насте набрать грибов. Это были подосиновики, подберезовики, сыроежки, белые грибы.

Ведущий: Настя аккуратно уложила грибы в корзину.

Настенька: А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый, хоть и очень красивый. Это мухомор.

Ведущий: Настя взяла хворостинку, и хотела сбить с мухомора шляпку.

Мышка: Ты правильно сказала Настя, что мухоморы ядовитые грибы, а вот великаны лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухоморы.

Ведущий: Долго еще бродили по лесу Настенька, мышка и Старичок-лесовичок. Наелась Настенька вкусной черники, малины, костяники. Набрала грибов и засобиралась домой.

Настенька: Пойду-ка я домой, а то бабушка будет волноваться.

Старичок-лесовичок: Иди, Настенька, да и мне домой пора.

Мышка: А я провожу тебя, Настенька до дома, чтобы ты не заблудилась.

Ведущий: Проводила мышка Настеньку до дома, а сама вернулась в домик Старичка-лесовичка.

Бабушка: Вот и внученька моя вернулась, а то я уже волноваться начала. Ой, а грибов каких набрала, все молоденькие и ни одного червивого.

Настенька: А я теперь знаю, бабушка, какие грибы и ягоды надо собирать. Мне в этом помогли: мышка, Старичок-лесовичок и белочка.


Заключение

В процессе театрализованной деятельности дети быстро усваивают то, что совсем недавно было для них недоступным. Для театрализованной деятельности в группе созданы все условия: есть фланелеграф, настольные ширмы, плоскостные деревянные или картонные фигурки персонажей сказок, наборы кукол для пальчикового театра, рукавички с изображением мордочек животных, костюмы, мягкие игрушки, резиновые игрушки, маски. В этом уголке я сочиняю для детей различные сказочные истории, которые помогают детям овладеть грамматическими формами речи, активизируют их мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, развивают воображение. Сначала я сама рассказываю им сказки и истории при этом использую фланелеграф, на котором появляются различные сказочные герои, а потом рассказывают дети. Так вместе мы придумывали сказку про «жадного мальчика», его любимыми словами были: «мой», «моя», «мое». После рассказа и показа этой сказки дети подбирали предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений. Моя тетрадь, мой портфель, мое яблоко и т. д.

Так как в этом году я использовала театральную деятельность, как вспомогательное средство во всестороннем развитии личности ребенка, я старалась провести ее через все виды занятий. Утром, когда мы работаем над развитием м/м, делая пальчиковую гимнастику. Мы делаем из пальчиков не только фигурки животных, как это было раньше, но и пытались разговаривать голосами тех животных, кого изображали, так постепенно дети стали преображаться в персонажи сказки. А дальше им самим уже захотелось вести диалог этих персонажей друг с другом. Во время дыхательной гимнастики, я давала детям различные игровые упражнения. Например «Ветер, ветер».

У весны ветер ласковый и нежный (ф-ф-ф)

У лета жаркий согревающий (х-х-х)

У осени прохладный (с-с-с-с)

У зимы холодный студеный (в-в-в).

Для развития памяти проводилось много игр. Например: «Запомни и повтори движение».

Работа над сказкой велась следующим образом: Сначала я читала детям сказку, старалась чтобы речь моя была неторопливой, громкой, эмоциональной и богатой интонацией. Затем шла беседа о прочитанном. Я просила детей высказывать свое отношение к героям сказки, к их поступкам, чтобы формировать основы нравственного воспитания. Затем показала бумажных героев сказки и дети составляли описательные рассказы. Пытались к существительным подбирать, как можно больше прилагательных. Например:

Белочка (умная, хитренькая, серенькая)

Мышка (серенькая, добрая)

Старичок-лесовичок (добрый, мудрый, умный).

После вторичного прочтения мы пробовали пересказывать сказку своими словами, затем близко к тексту. А дальше я просила рассказать сказку по ролям. И здесь уже шла работа над интонацией. Дети одевали на руки рукавички с мордочками животных и говорили, как я просила, «по доброму», «зло», «грустно», «ласково», «обиженно». А затем я просила, чтобы дети превратились в зайцев веселых (грустных), таким образом, мы работали над мимикой. Дети пытались изобразить на своих лицах то грусть, то обиду, то веселье, то сделать злое лицо. Потом я проводила игру «Угадай мое настроение», когда один ребенок с помощью мимики изображал какое-то настроение, а мы отгадывали. Также проводились игры «Едим варенье» (клюквенное, клубничное, лимонное). Дети мимикой показывали, кто какое варенье съел. Игры на развитие слухового восприятия «Кто позвал?», «Найди берлогу, в которой спит медведь» и т. д. Игра на развитие мышления «Кто лишний среди веселых картинок». Так же проводились этюды «Кто как ходит». Предлагаю превратиться в героев сказки и показать, как они умеют ходить. На занятиях по изодеятельности дети рисовали понравившихся им героев, делали аппликацию, лепили их. Затем, рассматривая получившиеся работы, пытались определить, какой получился старичок-лесовичок, какая получилась мышка. И вот мы идем на репетицию в наш прекрасный театр, как мне кажется, это любимое место наших детей. Я вижу, как они преображаются на сцене. Речь детей уже не монотонна, она эмоциональна, богата интонациями, говорят четко, внятно стараются произносить все звуки, активно двигаются по сцене, имитируя движения животных. Театральная деятельность необычно эмоциональна, что делает ее привлекательной для детей, она приносит ребенку огромную радость, в театральной деятельности заложены истоки творчества, а также происходит живое воздействие художественного образа на личность ребенка (дети познают, дети сопереживают). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, способствует развитию психических процессов,целости восприятия, восприимчивости, двигательной активности. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать личность ребенка.

Тема:

«Театрализованная деятельность, как вспомогательное средство во всестороннем развитии личности ребенка с О. Н. Р.»

Воспитатель:  Ефимова Л. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации театрализованной деятельности и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

В методической разработке представлены формы организанизации театрализованной деятельности  и использование элементов театрализованных игр на других занятиях....

Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "с...

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"...

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...