Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."
проект (средняя группа) на тему

Марахина Наталия Васильевна

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_samoobrazovaniyu.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель: Марахина Наталия Васильевна

МБДОУ детский сад № 69

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как       виде искусства. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи: 

Последовательное знакомство детей с видами театра. 

Поэтапное освоение детьми видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей.

Раскрепощение детей.

Работы над выразительностью речи, интонации.

Коллективные действия, взаимодействия.

Умение сочувствовать, сопереживать.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

 художественным образованием и воспитанием детей;

 формированием эстетического вкуса;

 нравственным воспитанием;

 развитием коммуникативных качеств личности;

 обучением вербальным и невербальным видам общения;

 воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

 Чтение и совместный анализ сказок.

 Проигрывание отрывка из сказок.

 Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

 Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

 Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

 Словесные, настольные и подвижные игры.

 Пантомимические этюды и упражнения.

 Дыхательная гимнастика

 Артикуляционная гимнастика.

 Пальчиковые игры со словами.

 Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

 Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

 Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

 Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

 При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

 Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

 Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

 Научатся запоминать и описывать любого героя.

 Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

 Сочинять этюды по сказкам.

 Строить простейший диалог.

 Распределять между собой обязанности и роли.

 Использовать средства выразительности драматизации.

 (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

 Уверенность в себе.

 Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказокбасен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов." Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: ноябрь 2014 г. – январь 2015г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Ноябрь 2014г – Февраль 2015г.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Ноябрь 2014г.-Март

2015 г.

Апробация различных педагогических  технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в

интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2015 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2015 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...

Развитие личности ребенка через театральную деятельность

Развитие личности через театральную деятельность....

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"...

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...

Статья "Развитие личности ребенка через изобразительную деятельность"

Данная статья будет полезна педагогам и специалистам ДОУ...