Артикуляционная гимнастика - основа для формирования правильного звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему

Антонова Елена Сергеевна

Артикуляционная гимнастика - подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а твк же для формирования правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика - основа для формирования

                  правильного звукопроизношения.

 Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

 Артикуляция звуков происходит при помощи органов артикуляции: языка, губ, челюстей, твердого и мягкого неба, альвеол (речевой профиль). Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. Главным органом артикуляции является - язык. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании почти всех звуков. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам.

 Артикуляционная гимнастика служит для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи, перечисленных выше.

 Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а так же для формирования правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в  сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

                     Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут.
  2. Движения выполняются перед зеркалом. Зеркала должны быть индивидуальными в пластмассовом корпусе, на подставке.  Каждое зеркало обрабатывается.
  3. Взрослый контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком. Самоконтроль ребенка  перед зеркалом.
  4. Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко.
  5. При отборе материала для артикуляционной гимнастики не обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для этого применяются стихотворения  или символы - картинки.  
  6. Выполнение каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой  миг «замирали» в определенной позиции. Педагог в это время медленно считает.
  7. На одно занятие берется не более 5-7 упражнений (2-3 упражнения для губ, 3-4 упражнения для языка).

  1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.                                 Должна быть предусмотрена техника безопасности при работе с зеркалами.

 Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- использование игрового приема ( рассказ или стихотворение о предстоящем упражнении);

- показ упражнения взрослым;

- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

- проверка правильности выполнения, указание на ошибки;

В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными, координированными.

   Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.

   Артикуляционная гимнастика проводится по следующей схеме:

- упражнения на  развитие подвижности нижней челюсти;

- упражнения для губ;

- упражнения для языка;

- упражнения на развитие дыхания.

                         Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти.

 

               1. Упражнение:  « Бегемоты открывают рот».

 Учит спокойно открывать рот, расслабляя мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении.  Дети широко открывают рот.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

             2. Упражнение: «Домик открывается».

Учит спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, удержание губ и языка в заданном положении. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

                  Ротик широко открыт,

                  Язычок спокойно спит.

                         Упражнения для развития подвижности губ.

  1. Упражнение: «Улыбка».

Вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Растянуть губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы,  а затем снова вернуться в исходное положение.

Тянуть губки прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются.. Смеются…

А глаза у них, как блюдца.

  1. Упражнение: «Заборчик».

Вырабатывает  умение удерживать губы в непроизвольной улыбке, обнажая нижние и верхние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем..

А сейчас раздвинем губы-

Посчитаем наши зубы.

  1. Упражнение: «Хоботок слонёнка».

Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.

 

                  Подражаю я слону:

                  Губы хоботком тяну…

                  Даже если я устану,

                  Их тянуть не перестану,

                  Буду долго так держать,

                  Свои губы укреплять.  

     

  1. Упражнение: «Трубочка».

Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и держать в таком положении, считая до пяти.

                  Мои губы – трубочка –

                  Превратились в дудочку.

                  Громко я дудеть могу:  

                   

  1. Упражнение: «Рупор»

Укрепляет круговую мышцу рта, развивает умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

                  Рупор мы изобразили-

                  Плавно губы округлили,

                  Их теперь нельзя смыкать:

                  Рупор надо удержать.

     

                6. Чередование упражнений «Улыбка» - «Хоботок» - «Дудочка».

Укрепляет мышцы губ и тренирует их подвижность путём чередования позиций губ. Развивает произвольное внимание.

 

                  Свои губы прямо к ушкам

   Растяну я, как лягушка.

   А теперь слоненок я,

   Хоботок есть у меня.

   А сейчас я дудочка,

   Дудочка  - погудочка.

   Мне понравилось играть,

   Повторю-ка все опять!

                              Упражнения для развития подвижности языка.

  1. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.

Расслабляет мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Учит удерживать язык распластанным, широким. Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.

                 

                   А теперь уж не зубами-

                   Я пошлёпаю губами:

                    «У быка губа тупа,

                    Па-па-па, па-па-па».

  1. Упражнение “Блинчики на тарелочке»,  «Лопаточка».

Вырабатывает умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т.к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. Упражнение “Иголочка”.

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и ссужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

1-22-3-4-5,

Иголку я могу держать.

  1. Чередование упражнений: «Лопаточка-иголочка».

                Язык лопаткой уложи

                И спокойно подержи.

                А потом - раз, два, три -

                 Как иголку заостри.    

  1. Упражнение: «Качели».

Развивает подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

   Мы сегодня песни пели

   И качались на качели,

   Язычок качался тоже

   Покажите, как? Похоже.

   Вверх-вниз, вверх-вниз, язычок, не ленись !

   Подбородок доставай

   И про нос не забывай!

   Выше дома, выше ели

   На качелях мы взлетели.  

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

                     

                    На качелях я качаюсь:

                    Вверх-вниз, вверх-вниз.

                    Я до крыши поднимаюсь,

                    А потом спускаюсь вниз.  

 

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

  1. Упражнение: «Почистим зубы»

Учит удерживать кончик языка за нижними зубами, развивает умение управлять языком, точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

     Чисти зубы, чисти зубы

      И снаружи

      И внутри,

      Не болели чтоб они.

                 7. Упражнение: «Горка», «Киска сердится».

Вырабатывает подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

        Улеглась и дремлет кошка.

         Кошка глазки открывает,

         Кошка спинку выгибает.

         Вот так горка, что за чудо!

         Выгнулся язык упруго:

         Кончик в зубы упирается,  

         Бока кверху  устремляю.

                 8.Упражнение:  «Катушка».

Вырабатывает умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

         

         Широко раскрою рот,

         «Горку» выведу вперёд.

         И назад отодвигая,

         Я её не разрушаю.

 

  9. Упражнение: «Маляр».

Вырабатывает движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад- вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

        Красить комнаты пора.

        Пригласили маляра.

        Челюсть ниже опускаем,

        Маляру мы помогаем.

  10. Упражнение: «Вкусное варенье».

Укрепляет мышцы языка, развивает подвижность языка, вырабатывает подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает»  язык вверх — она должна быть неподвижная.

                         Ох, и вкусное варенье!

                         Жаль, осталось на губе.

                         Язычок я подниму

                         И остатки оближу.

  11.Упражнение: «Чашечка».

Укрепляет мышцы языка, вырабатывает подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

         Язык широкий положи,

         А края приподними.

         Получилась чашка,

         Кругленькая чашка.

         Чашку в рот мы занесем,

         Ее бока к зубам прижмем.

 12. Упражнение: «Грибок».

Укрепляет мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

             На лесной опушке,

             Где жила кукушка,

             Вырос гриб волнушка — шляпка на макушке.

             Наша Даша в лес пошла,

             Наша Даша гриб нашла.

             Вот и нет волнушки на лесной опушке.

   13. Упражнение “Лошадка”.

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

                Цок - цок - цок!

              Мы все сказали,

              Как лошадки поскакали.

              Язычок, поцокай с нами,

              Эй. А где ж улыбка?

                              Зубки и прилипка?               

 

                   14. Упражнение: «Дятел».

 Укрепляет мышцы кончика языка, вырабатывает подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Улыбнуться и постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д-Д-Д.

                            Я по дереву стучу – д – д - д.

                            Червячка добыть хочу – д – д - д,

                             Хоть и скрылся под корой – д – д - д,

                             Всё равно он будет мой – д – д - д.

    15. Упражнение: «Гармошка».

Укрепляет мышцы языка, вырабатывает умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивает подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

               К небу язычок прижми,

            Челюсть ниже опусти.

             Рот открой, погтом прикрой,

             Гармонист ты неплохой.

16. Упражнение: «Маятник часов».

Вырабатывает подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепляет пространственную ориентировку правой, левой сторон. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

                            Влево - вправо, влево- вправо

                            Мой язык скользит лукаво:

                            Словно маятник часов,

                            Покачаться он готов.

                17. Упражнение «Ступеньки».

Вырабатывает подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений. Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы, Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

                            На верхнюю губку,

                            На верхние зубки,

                            За зубки скачок-

                            Во рту язычок.

                18. Упражнение: «Быстрая змейка».

Вырабатывает умение делать язык узким и развивает его подвижность. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад (жало змейки).

                              А у змейки язычок

                              Узок, тонок, как сочок.

                              Ходит-ходит взад-вперед:

                              Как же он не устает?

 19. Упражнение «индюк».

Вырабатывает подъем языка, и подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губ, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

                     Широко открыт мой рот,

                  Язычок – назад – впе6ред.

                  Лижет «чашечкой» губу

                  И «болбочет» на бегу.

                       Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи.

1. Упражнение: «Загнать мяч в ворота».

 Вырабатывает длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

                      Поиграю я в футбол

                   И забью с разбега гол.

                   Очень сложная задача —

                   Загонять в ворота мячик.

               2. Упражнение:  «Подуть через трубочку».

 Вырабатывает плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

3. Упражнение: «Кто дальше загонит мяч».

Вырабатывает плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

4. Упражнение: «Сдуть снежинку»

Вырабатывает плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

                                                                     Учитель-логопед: Антонова Е. С.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Консультация для воспитателей ДОУ "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

В данном материале говорится о причинах нарушения звукопроизношения. Здесь можно узнать почему так важно делать артикуляционную гимнастику с детьми. на какие группы делятся артикуляционные упражнения,...

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников....

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.Научить ...