Главные вкладки

    Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»
    консультация по теме

    Кравцова Яна Анатольевна

     «Значение артикуляционной гимнастики
    для формирования правильного звукопроизношения»

     

    Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

    Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.

         Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся.

     

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА

     

          Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующую команду: «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.. , ») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает.

     

     

     

     

     

    Комплекс артикуляционных упражнений

    С ребенком среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной  профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

    Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

    В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

    Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс раз­вития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

    В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

     

    Упражнения для развития органов артикуляции.

        1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

    Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

     

        2. «Хобот  слонёнка» (вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

    Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

     

       3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

    Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

     

       4. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

    Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

     

      5. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад  в рот)

    Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

     

       6. «Иголочка» (открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

    Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

     

    7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно «поцокать» кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

    Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artik._gimn._konsultatsiya.docx16.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД № 6»

    Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    Консультация для родителей

    «Значение артикуляционной гимнастики
    для формирования правильного звукопроизношения»

                                    Подготовила:                                                                                      

    Учитель-логопед Кравцова Я.А.

    2016 г. 

     «Значение артикуляционной гимнастики
    для формирования правильного звукопроизношения»

     

    Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

    Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.

         Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся.

     

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА

     

          Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующую команду: «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.. , ») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает.

     

     

    Комплекс артикуляционных упражнений

    С ребенком среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной  профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

    Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

    В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

    Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

    В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

     

    Упражнения для развития органов артикуляции.

        1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

    Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

        2. «Хобот  слонёнка» (вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

    Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

       3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

    Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

       4. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

    Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

      5. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад  в рот)

    Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

       6. «Иголочка» (открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

    Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

    7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно «поцокать» кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

    Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

    Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

    Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

    Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

    Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

    В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

    "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

    Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

    Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

    Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

    Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

    Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...