"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"
консультация по логопедии

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  артикуляционной гимнастики

для формирования правильного звукопроизношения.

       Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки?

Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата.

       Основными показателями готовности ребенка к школе является правильное произношение звуков, богатый словарный запас и грамматически правильная связная речь. Недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением надо с раннего возраста.

      Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

       Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык.

       В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Это комплекс специальных игр и упражнений, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

        Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильноПоэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и языка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

     Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.

 Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

 

Комплекс  упражнений  для  детей

младшего  дошкольного  возраста

       С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

 

Упражнения для развития органов артикуляции.

    1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

    2. «Хобот  слонёнка» (вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

   3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

   4. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

  5. «Прятки»(высовывать и убирать язычок назад  в рот)

Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

   6. «Иголочка» (открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"

Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями....