Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
консультация

Кадырова Фидалия Вазиховна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек»» Козловского района Чувашской Республики

 «Значение

артикуляционной гимнастики
для формирования

 правильного звукопроизношения»

        

        

Подготовила:

учитель – логопед

Кадырова Ф.В.

        

2020г.

Значение артикуляционной гимнастики
для формирования правильного звукопроизношения.

 

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и языка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

     Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.

 

 

АКТИВНАЯ    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА

 

      Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.. , ») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

 

 

Комплекс  упражнений  для  детей

младшего  дошкольного  возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной  профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

 

 

Упражнения для развития органов артикуляции.

    1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

    2. «Хобот  слонёнка» (вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

   3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

   4. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

  5. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад  в рот)

Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

   6. «Иголочка» (открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения

Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста....

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения.

Материал содержит памятку и практический материал для проведения артикуляционной гимнастики родителями в домашних условиях....

Консультация: Значение артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений ...