Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Материал содержит памятку и практический материал для проведения артикуляционной гимнастики родителями в домашних условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

        Гимнастика для рук, ног, туловища – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема  не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

     Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

     Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

     Детям двух – четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

     Дети пяти – семи лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

     Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы взрослые, не задумываемся, где находиться язык в данный момент (за верхними зубами, за нижними зубами). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обретис этот автоматизм, постоянно упражняясь.

     Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получать с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе в ребенком. Будьте терпеливы, спокойны и все у вас получится.

Работа с памяткой «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять упражнения по 3 – 5 минут.  Не следует предлагать ребенку более 5 упражнений за один раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения движения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно дать ребенку ручное зеркало, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к лицу.

Проведение артикуляционной гимнастики

  • Взрослый называет упражнение.
  • Взрослый показывает выполнение упражнения.
  • Ребенок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надуть обе щеки одновременно, затем надуть попеременно правую и левую щеку . 1.«Толстячок » Запасает хомячок Зерна и орехи впрок, Туго щечки набивает И к себе домой таскает.

Слайд 2

2.«Худышка» Втянуть щеки в рот, при этом губы сомкнуты. Хомячок вернулся в норку И сложил орехи горкой, Щечки у него пустые И худые – вот такие»!

Слайд 3

3.«Шарик лопнул». Надуть щеки. Хлопнуть по щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Надували мы шары Для веселой, для игры, Шарик был ого и ах! А потом он как ба – бах!

Слайд 4

4. «Футбол». Щёки – «ворота». Упираться языком попеременно то в левую, то в правую щеку. Весело вместе играли в футбол. Мячик в воротах! Ура! Это гол!

Слайд 5

5.«Кролик» Обнажить верхние резцы. Верхние зубы упираются в нижнюю губу, при этом губы вытянуты вперед. Губку верхнюю подняв, Замер зайчик зубки сжав.

Слайд 6

6. «Расческа» Верхние зубы покусывают нижнюю губу, затем нижними зубами покусывать верхнюю губу. Вот расческа – наши зубы Нам причесывают губы.

Слайд 7

7. «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать (звук, похожий на фырканье лошади).

Слайд 8

8. «Карусель» Круговые движения языком между губами и зубами (в разные стороны). Еле-еле, еле-еле Закружились карусели . А потом кругом- кругом И бегом, бегом, бегом.

Слайд 9

9. «Накажем непослушный язычок» Улыбнуться, покусывать кончик языка (затем от кончика до корня). Затем похлопать губами по языку, произнося « Пя – пя – пя !» С язычком ты поиграй И легонько покусай. Скажешь громко: « Пя – пя – пя !» Будет слушаться тебя.

Слайд 10

10. «Мясорубка» Высовывать язык между сомкнутых зубов. Ну – ка, мясо в мясорубку! Шагом марш! Стой! Кто идет! Фарш!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения

Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста....

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.Задачи: - Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упраж...

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Первое родительское собрание с родителями. Подведение итогов диагностики. Родительское собрание с практическим применением артикуляционнной гимнастики. Помощь при выполнении домашнего задания....

«Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»...

Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения

Буклет с комплексом артикуляционной гимнастики предназначен для родителей и педагогв ДОУ...

Выступление на родительском собрании на тему: «Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение– детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида  г. Кызыла  Республики Тыва...

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык д...